Категория
Новости
Дата

Впервые за 40 лет Турция увеличила тарифы за проход судов через Босфор и Дарданеллы. Страна заработает на этом до $200 млн

2 хв читання

С октября проход судов через Босфор и Дарданеллы обойдется в пять раз больше. Турецкие власти считают, что этим решением устранили историческую несправедливость.

Ключевые факты

  • Генеральное управление береговой безопасности Турции сообщило портовым операторам, трейдерам, судовладельцам о том, что с 7 октября увеличит плату за прохождение проливов Босфор и Дарданеллы в пять раз, пишет турецкое издание Sabah.
  • Турция отменила платежную систему взимания сборов через проливы, введенную в 1983 году. Расчет оплаты идет во французском франке по курсу 0,8 доллара за франк. Эта валюта больше не используется, поэтому Анкара принимает оплату в турецких лирах. С 7 октября курс будет составлять $4 за франк.
  • По подсчетам турецких властей, текущий доход от сборов с $40 млн увеличится до $200 млн.

Контекст

В 1936 году, согласно Конвенции Монтре, Турция получила право требовать оплату от судов, проходящих через Босфор, и заходящих и выходящих из Дарданелл. Оплата используется для обслуживания маяков, на медицинские и спасательные операции в случае чрезвычайных ситуаций. Организация Объединенных Наций установила общую валюту для этих оплат – французский франк. Франк был равен 0,29 г золота, независимо от текущих обменных курсов, инфляции.

Турция изменила курс франка в 1983 году, установив его на уровне $0,8063. Однако позднее эта сумма уменьшилась из-за роста инфляции и стоимости золота в мире. Поэтому цена франка теперь была увеличена в пять раз и определена $4 за тонну груза.

«Это повышение ляжет на плечи отправителей груза, трейдеров», – считает Геннадий Иванов, директор BPG Shipping & Kronos Bulkers. По его словам, даже если тариф был занижен, такое резкое и значительное повышение тарифов в мировых портах слишком редкое явление. Обычно происходит поэтапная индексация.

«Учитывая монопольное положение Турции в Босфоре, я думаю, это чисто коммерческое решение», – считает Иванов. По его словам, Турция использовала свой шанс резко поднять тариф именно сейчас, на фоне еще не сформировавшегося геополитического хаоса и рынка фрахта из Черного моря. Иванов напоминает, что из-за военной агрессии судовладельцы, оперирующие в Черном море, уже платят дополнительные $6–7 за тонну за страхование из-за военных рисков, $8–12 за тонну премии за заход в украинские и российские порты, еще $3–6 за тонну за инспекции. «Расчет, что дополнительные $0,5–0,75 за тонну банально «потеряются» в общей ставке фрахта», – говорит Иванов.

Конвенция Монтре действительно устарела, и ее следует пересмотреть, отмечает эксперт турецкой программы Atlantic Council Евгения Габер. Турция сделала это сейчас по нескольким причинам: во-первых, на фоне успешной модерации зерновых переговоров сейчас Турцию воспринимают положительно и благодарят за усилия, которые страна вложила в переговоры. Благодаря этому Турция ушла от критики за резкое повышение тарифов, отмечает Габер.

Во-вторых, сейчас Турция пытается вести автономную независимую политику и показывает Западу, что теперь ему придется воспринимать Турцию самостоятельным игроком.

В-третьих, внутренние экономические и политические проблемы. По словам Габер, в Турции девальвирует лира и есть дефицит платежного баланса. Власти пытаются привлечь средства в бюджет страны, а повышение тарифов может принести до $200 млн. Следующая причина – менее чем через 10 месяцев в Турции будут парламентские и президентские выборы, и это хорошая попытка вернуть электорат правящей партии. И напоследок, говорит Габер, президент Турции Раджеп Эрдоган обещал к 2023 году построить платный Стамбульский канал, но этот проект столкнулся со многими преградами. Повышение тарифов в Босфоре и Дарданеллах – это альтернатива каналу. «Повышение тарифов будет иметь внутриполитический эффект», – говорит Габер.

Напомним, в августе дефицит торгового баланса Турции вырос до рекордного уровня в июле на фоне роста цен на энергоносители, ежемесячный разрыв достиг $10,7 млрд. Он превысил медианную оценку в $10,6 млрд и самый высокий показатель за всю историю наблюдений согласно данным 1984 года, пишет Bloomberg.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд