С октября проход судов через Босфор и Дарданеллы обойдется в пять раз больше. Турецкие власти считают, что этим решением устранили историческую несправедливость.
Ключевые факты
- Генеральное управление береговой безопасности Турции сообщило портовым операторам, трейдерам, судовладельцам о том, что с 7 октября увеличит плату за прохождение проливов Босфор и Дарданеллы в пять раз, пишет турецкое издание Sabah.
- Турция отменила платежную систему взимания сборов через проливы, введенную в 1983 году. Расчет оплаты идет во французском франке по курсу 0,8 доллара за франк. Эта валюта больше не используется, поэтому Анкара принимает оплату в турецких лирах. С 7 октября курс будет составлять $4 за франк.
- По подсчетам турецких властей, текущий доход от сборов с $40 млн увеличится до $200 млн.
Контекст
В 1936 году, согласно Конвенции Монтре, Турция получила право требовать оплату от судов, проходящих через Босфор, и заходящих и выходящих из Дарданелл. Оплата используется для обслуживания маяков, на медицинские и спасательные операции в случае чрезвычайных ситуаций. Организация Объединенных Наций установила общую валюту для этих оплат – французский франк. Франк был равен 0,29 г золота, независимо от текущих обменных курсов, инфляции.
Турция изменила курс франка в 1983 году, установив его на уровне $0,8063. Однако позднее эта сумма уменьшилась из-за роста инфляции и стоимости золота в мире. Поэтому цена франка теперь была увеличена в пять раз и определена $4 за тонну груза.
«Это повышение ляжет на плечи отправителей груза, трейдеров», – считает Геннадий Иванов, директор BPG Shipping & Kronos Bulkers. По его словам, даже если тариф был занижен, такое резкое и значительное повышение тарифов в мировых портах слишком редкое явление. Обычно происходит поэтапная индексация.
«Учитывая монопольное положение Турции в Босфоре, я думаю, это чисто коммерческое решение», – считает Иванов. По его словам, Турция использовала свой шанс резко поднять тариф именно сейчас, на фоне еще не сформировавшегося геополитического хаоса и рынка фрахта из Черного моря. Иванов напоминает, что из-за военной агрессии судовладельцы, оперирующие в Черном море, уже платят дополнительные $6–7 за тонну за страхование из-за военных рисков, $8–12 за тонну премии за заход в украинские и российские порты, еще $3–6 за тонну за инспекции. «Расчет, что дополнительные $0,5–0,75 за тонну банально «потеряются» в общей ставке фрахта», – говорит Иванов.
Конвенция Монтре действительно устарела, и ее следует пересмотреть, отмечает эксперт турецкой программы Atlantic Council Евгения Габер. Турция сделала это сейчас по нескольким причинам: во-первых, на фоне успешной модерации зерновых переговоров сейчас Турцию воспринимают положительно и благодарят за усилия, которые страна вложила в переговоры. Благодаря этому Турция ушла от критики за резкое повышение тарифов, отмечает Габер.
Во-вторых, сейчас Турция пытается вести автономную независимую политику и показывает Западу, что теперь ему придется воспринимать Турцию самостоятельным игроком.
В-третьих, внутренние экономические и политические проблемы. По словам Габер, в Турции девальвирует лира и есть дефицит платежного баланса. Власти пытаются привлечь средства в бюджет страны, а повышение тарифов может принести до $200 млн. Следующая причина – менее чем через 10 месяцев в Турции будут парламентские и президентские выборы, и это хорошая попытка вернуть электорат правящей партии. И напоследок, говорит Габер, президент Турции Раджеп Эрдоган обещал к 2023 году построить платный Стамбульский канал, но этот проект столкнулся со многими преградами. Повышение тарифов в Босфоре и Дарданеллах – это альтернатива каналу. «Повышение тарифов будет иметь внутриполитический эффект», – говорит Габер.
Напомним, в августе дефицит торгового баланса Турции вырос до рекордного уровня в июле на фоне роста цен на энергоносители, ежемесячный разрыв достиг $10,7 млрд. Он превысил медианную оценку в $10,6 млрд и самый высокий показатель за всю историю наблюдений согласно данным 1984 года, пишет Bloomberg.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.