Государственный хозяйственный суд Киева разрешил кредиторам взыскать почти 6 млрд грн с Кременчугского автомобильного завода «АвтоКрАЗ» бизнесмена Константина Жеваго, 47. Но есть загвоздка: больше половины кредиторов – это компании, связанные с Жеваго. Зачем бизнесмен банкротит свое же предприятие
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
История банкротства «АвтоКрАЗа» началась еще в 2016 году с иска Ощадбанка. Госбанк через суд потребовал вернуть долг 555,7 млн грн. Два года дело «летало» по разным инстанциям и в 2018 попало в хозяйственный суд Киева, который открыл процедуру банкротства. Еще через три года – 25 ноября 2021-го – суд утвердил реестр требований кредиторов и начал процедуру банкротства.
За все это время количество кредиторов раздулось до полутора десятка, а сумма требований – до почти 6 млрд грн. Деньги хотят вернуть частные и государственные банки, но львиная доля – компании, связанные с Жеваго. Суммарно они требуют вернуть почти 4 млрд грн. Крупнейший кредитор – финкомпания «Финтакт» с требованиями на 2,5 млрд грн. Ранее владельцами «Финтакта» числились Олег Артеменко и Николай Похилько, экс-менеджеры банка «Финансы и Кредит» и еще одного актива Жеваго – страховой компании «Омега».
Жеваго не ответил на вопрос Forbes о том, почему он подал в суд на свою же компанию.
Бизнесмен специально банкротит «АвтоКрАЗ», чтобы вывести деньги, считает Сурен Авакян, младший юрист «Юскутум». Схема такая: собственник берет новый кредит под залог имущества, деньги заходят на баланс предприятия, на них совершаются фиктивные покупки, затем наличкой выводят из предприятия. Затем компанию ликвидируют.
Еще одна версия: таким образом Жеваго пытается сохранить контроль над предприятием через подставных лиц. Дела у бизнесмена шли плохо с 2015 года, когда его банк «Финансы и Кредит» стал банкротом. Генпрокуратура обвинила менеджмент банка в растрате 2,5 млрд грн, а осенью 2019 году Государственное бюро расследований объявило Жеваго в розыск.
Связанные компании искусственно раздувают объем задолженности, чтобы суд признал «АвтоКрАЗ» неплатежеспособным, считает Авакян. Банкротство помогает предприятию не копить долги: банкротам запрещено начислять штрафы и пени за неуплату налогов и кредитов. Все иски собраны в одно дело, и кредиторы не могут разделить предприятие между собой до тех пор, пока не урегулируют спор.
Бенефициар компаний кредиторов и должник – это один и тот же человек, и такая ситуация не нарушает закон. Разбирательство происходит между отдельными юридическими лицами.
Что дальше
После начала процедуры банкротства ситуация может развиваться по нескольким сценариям, считает адвокат Владислав Белоцкий:
- Банкротство доведут до конца, долги спишут, и предприятие будет ликвидировано.
- Руководство реорганизовывает компанию, продает часть акций, выкупает активы – проходит санацию.
- Кредиторы придумывают план спасения предприятия.
Банкротство не мешает «АвтоКрАЗу» работать. Это единственный украинский производитель грузовиков и бронеавтомобилей. В 2014–2018 годах завод поставил 2772 грузовика военным. Для сравнения: ближайший конкурент «Богдан Моторс» за это же время поставил в силовые структуры около 800 грузовых автомобилей.
В мае 2021 года «АвтоКрАЗ» заключил контракт на поставку техники и комплектующих армии США. По данным «СПАРК-Интерфакс» и YouControl, 2020 год компания закончила с выручкой 101,7 млн грн и убытком в 1,27 млрд грн.
Эта история только начинается, говорит Белоцкий. Решение суда могут оспорить, и даже если последующие инстанции оставят решение хозсуда Киева в силе, то сама процедура затянется больше чем на два года.
Кроме «АвтоКрАЗа» сейчас банкротятся и другие компании из орбиты Жеваго. В 2019 году обанкротились Токмакский кузнечно-штамповочный завод и Херсонский завод карданных валов, а в стадию ликвидации перешли заводы «Росава» и Полтавский автоагрегатный завод.
Как банкротили другие компании
Похожая ситуация произошла с Черноморским судостроительным заводом Вадима Новинского: в 2014 году началась процедура банкротства предприятия по иску еще одной компании Новинского «Балаклавского рудоуправления».
Версий такого маневра было несколько. Первая: очищение предприятия от долгов и перераспределение их на другие структуры компании. Вторая: нежелание платить российскому предприятию штраф $15 млн за нарушение сроков строительства судна.
Завод пытались спасти по процедуре санации, но в 2018 году предприятие признали банкротом. Окончательно завод был ликвидирован в июне 2021-го. Процесс занял семь лет.
В 2013-м Новинский банкротил еще один судостроительный актив. По иску связанной с ним компании суд признал банкротом судостроительный завод «Океан». Предприятие принадлежало российскому чиновнику Игорю Юсуфову, но фактически управлялось менеджментом группы «Смарт-Холдинг» Новинского. Только спустя пять лет завод выставили на продажу за 1,82 млрд грн. В конце 2018 года его за 122,2 млн грн купил торговый дом «Аннона», который принадлежит главе комитета кредиторов «Океана» Игорю Волошину.
Еще один пример банкротства в Украине: падение крупнейшего на тот момент агрохолдинга «Мрия» в 2014 году. Компания обанкротилась и задолжала кредиторам $1,2 млрд. 24 кредитора взяли управление компанией на себя, назначив новый менеджмент. Антикризисная команда сократила долги до $310 млн, привела компанию в порядок и выставила на продажу. В 2019 году агрокомпанию купил арабский фонд SALIC. В этом случае процесс банкротства занял пять лет.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.