Государственный хозяйственный суд Киева разрешил кредиторам взыскать почти 6 млрд грн с Кременчугского автомобильного завода «АвтоКрАЗ» бизнесмена Константина Жеваго, 47. Но есть загвоздка: больше половины кредиторов – это компании, связанные с Жеваго. Зачем бизнесмен банкротит свое же предприятие
Практичний МBA від Forbes на реальних кейсах, щоб прокачати навички управління на прикладі Володимира Кудрицького, ексголови правління «Укренерго».
Премʼєра другого сезону YouTube проєкту «Директорія» вже на каналі Forbes Ukraine!
История банкротства «АвтоКрАЗа» началась еще в 2016 году с иска Ощадбанка. Госбанк через суд потребовал вернуть долг 555,7 млн грн. Два года дело «летало» по разным инстанциям и в 2018 попало в хозяйственный суд Киева, который открыл процедуру банкротства. Еще через три года – 25 ноября 2021-го – суд утвердил реестр требований кредиторов и начал процедуру банкротства.
За все это время количество кредиторов раздулось до полутора десятка, а сумма требований – до почти 6 млрд грн. Деньги хотят вернуть частные и государственные банки, но львиная доля – компании, связанные с Жеваго. Суммарно они требуют вернуть почти 4 млрд грн. Крупнейший кредитор – финкомпания «Финтакт» с требованиями на 2,5 млрд грн. Ранее владельцами «Финтакта» числились Олег Артеменко и Николай Похилько, экс-менеджеры банка «Финансы и Кредит» и еще одного актива Жеваго – страховой компании «Омега».
Жеваго не ответил на вопрос Forbes о том, почему он подал в суд на свою же компанию.
Бизнесмен специально банкротит «АвтоКрАЗ», чтобы вывести деньги, считает Сурен Авакян, младший юрист «Юскутум». Схема такая: собственник берет новый кредит под залог имущества, деньги заходят на баланс предприятия, на них совершаются фиктивные покупки, затем наличкой выводят из предприятия. Затем компанию ликвидируют.
Еще одна версия: таким образом Жеваго пытается сохранить контроль над предприятием через подставных лиц. Дела у бизнесмена шли плохо с 2015 года, когда его банк «Финансы и Кредит» стал банкротом. Генпрокуратура обвинила менеджмент банка в растрате 2,5 млрд грн, а осенью 2019 году Государственное бюро расследований объявило Жеваго в розыск.
Связанные компании искусственно раздувают объем задолженности, чтобы суд признал «АвтоКрАЗ» неплатежеспособным, считает Авакян. Банкротство помогает предприятию не копить долги: банкротам запрещено начислять штрафы и пени за неуплату налогов и кредитов. Все иски собраны в одно дело, и кредиторы не могут разделить предприятие между собой до тех пор, пока не урегулируют спор.
Бенефициар компаний кредиторов и должник – это один и тот же человек, и такая ситуация не нарушает закон. Разбирательство происходит между отдельными юридическими лицами.
Что дальше
После начала процедуры банкротства ситуация может развиваться по нескольким сценариям, считает адвокат Владислав Белоцкий:
- Банкротство доведут до конца, долги спишут, и предприятие будет ликвидировано.
- Руководство реорганизовывает компанию, продает часть акций, выкупает активы – проходит санацию.
- Кредиторы придумывают план спасения предприятия.
Банкротство не мешает «АвтоКрАЗу» работать. Это единственный украинский производитель грузовиков и бронеавтомобилей. В 2014–2018 годах завод поставил 2772 грузовика военным. Для сравнения: ближайший конкурент «Богдан Моторс» за это же время поставил в силовые структуры около 800 грузовых автомобилей.
В мае 2021 года «АвтоКрАЗ» заключил контракт на поставку техники и комплектующих армии США. По данным «СПАРК-Интерфакс» и YouControl, 2020 год компания закончила с выручкой 101,7 млн грн и убытком в 1,27 млрд грн.
Эта история только начинается, говорит Белоцкий. Решение суда могут оспорить, и даже если последующие инстанции оставят решение хозсуда Киева в силе, то сама процедура затянется больше чем на два года.
Кроме «АвтоКрАЗа» сейчас банкротятся и другие компании из орбиты Жеваго. В 2019 году обанкротились Токмакский кузнечно-штамповочный завод и Херсонский завод карданных валов, а в стадию ликвидации перешли заводы «Росава» и Полтавский автоагрегатный завод.
Как банкротили другие компании
Похожая ситуация произошла с Черноморским судостроительным заводом Вадима Новинского: в 2014 году началась процедура банкротства предприятия по иску еще одной компании Новинского «Балаклавского рудоуправления».
Версий такого маневра было несколько. Первая: очищение предприятия от долгов и перераспределение их на другие структуры компании. Вторая: нежелание платить российскому предприятию штраф $15 млн за нарушение сроков строительства судна.
Завод пытались спасти по процедуре санации, но в 2018 году предприятие признали банкротом. Окончательно завод был ликвидирован в июне 2021-го. Процесс занял семь лет.
В 2013-м Новинский банкротил еще один судостроительный актив. По иску связанной с ним компании суд признал банкротом судостроительный завод «Океан». Предприятие принадлежало российскому чиновнику Игорю Юсуфову, но фактически управлялось менеджментом группы «Смарт-Холдинг» Новинского. Только спустя пять лет завод выставили на продажу за 1,82 млрд грн. В конце 2018 года его за 122,2 млн грн купил торговый дом «Аннона», который принадлежит главе комитета кредиторов «Океана» Игорю Волошину.
Еще один пример банкротства в Украине: падение крупнейшего на тот момент агрохолдинга «Мрия» в 2014 году. Компания обанкротилась и задолжала кредиторам $1,2 млрд. 24 кредитора взяли управление компанией на себя, назначив новый менеджмент. Антикризисная команда сократила долги до $310 млн, привела компанию в порядок и выставила на продажу. В 2019 году агрокомпанию купил арабский фонд SALIC. В этом случае процесс банкротства занял пять лет.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.