Один из богатейших украинцев Константин Жеваго, 47, который с апреля 2021 года живет в Дубае, пока избежал судебного разбирательства в Высоком суде Лондона по мотивам банкротства его банка «Финансы и Кредит».
Жеваго не посещает Украину уже два года. Он фигурирует в уголовном деле о мошенничестве в его бывшем банке «Финансы и Кредит», который обанкротился в 2015-м. В 2019-м Жеваго получил от Государственного бюро расследований подозрение в растрате денег банка.
Зимой 2021-го Фонд гарантирования вкладов физлиц, который выплатил вкладчикам ФиК более 15 млрд грн, подал иск к Жеваго в Высокий суд Лондона на $500 млн. Одно из требований – всемирный арест активов бизнесмена по аналогии с иском ПриватБанка к экс-владельцам Игорю Коломойскому и Геннадию Боголюбову.
23 сентября Высокий суд Лондона отказался рассматривать кейс ФиК, заключив, что дело должно слушаться в Украине. На этом настаивали юристы Жеваго. Вместе с тем суд признал иск Фонда гарантирования к Жеваго «хорошо аргументированным».
Материалы лондонских слушаний, которые проходили в закрытом режиме в июле 2021 года, описывают предполагаемые схемы вывода денег из ФиК подробнее, чем известные детали, озвученные украинскими правоохранителями в 2019-м.
В схемных операциях, как предполагается, участвовали три британские компании, которые принадлежат Жеваго или связанным с ним менеджерам. В материалах лондонского суда говорится о четырех ключевых схемах.
Первая схема. Через кипрскую Nasterno Commercial Limited, которая кредитовалась в австрийском Meinl Bank и лихтенштейнском Bank Frick. Залогом были корреспондентские счета ФиК в этих банках.
ФиК выдал Nasterno $113 млн. Деньги ушли на счета офшорных компаний Frold Project LTD, Collaton Ltd, Integrated Rail Casting Ltd и Bloomshine Ltd. Жеваго подтвердил, что владеет двумя из них.
Nasterno была основана в 2007 году самим Жеваго. Несколькими месяцами позже собственником стала Maxtel Assets limited, которой сначала владел Сергей Борисов, замглавы ФиК (покинул банк в 2011-м), позже – Александр Демченко, личный помощник Жеваго.
Залогом по кредитам Nasterno были мусорные облигации, выпущенные F&C Ukraine BV, принадлежащей Жеваго (компания с похожим названием F&C Realty владела 21,6% акций ФиК).
На допросе в ГБР Демченко подтвердил, что получал инструкции по Nasterno лично от Жеваго, а передачу компании ему организовал другой зампред ФиК Олег Шапкин. Также Демченко заявил, что Жеваго дал ему распоряжение уничтожить документы, связанные с Nasterno и Maxtel. В расследовании ГБР фигурируют и другие топ-менеджеры ФиК: Виктор Голуб, Светлана Лотоцкая и Игорь Копертехин.
По этому эпизоду в августе 2019 года Жеваго получил подозрение от Госбюро расследований, после чего его объявили в национальный розыск. ГБР также заявляло о планах добиться внесения Жеваго в базу Интерпола, но этого до сих пор так и не произошло.
Вторая схема. Кредиты Полтавского ГОКа (он же – Poltava Mining, предприятие, которое лежит в основе Ferrexpo) под залог депозита компании в ФиК заместили новыми займами компаний-пустышек. Банк потерял $2,4 млн.
Третья схема. Банк кредитовал сделки компаний Жеваго по поставке различной продукции зарубежным контрагентам. С 2010-го по 2015-й таких операций было на $280 млн. Фактической поставки продукции не было. Кроме нескольких небольших платежей банк не получил никаких денег.
Пример – контракт 2013 года на $30 млн на поставку плавучего дока керченским судостроительным заводом «Залив» (до аннексии Крыма Россией принадлежал Жеваго) для английской компании Portman Shipping UK LTD.
Четвертая схема. Кредиты связанным с Жеваго компаниям на $94 млн.
Адвокаты Жеваго не представили суду письменных контраргументов, устно отметив, что, во-первых, бизнесмен был акционером указанных компаний и банка и не принимал участия операционном управлении ими. Во-вторых, в курсе кредитных операций банка был НБУ, у которого эти сделки не вызвали вопросов. Банкротство ФиК они называют следствием «непрофессиональных действий руководства Нацбанка».
Главный минус лондонского иска Фонда гарантирования – сделка Portman Shipping UK LTD и завода «Залив» была одним из немногих элементов, который прямо связывает дело непосредственно с британской юрисдикцией. Истец не смог показать четкие трассы, по которым деньги уходили из ФиК, поэтому нет доказательств, что они осели именно в Великобритании, говорится в заключении суда.
Также Фонд не смог доказать, что Жеваго связан с Англией больше, чем с Украиной. С апреля 2021 года бизнесмен живет в Дубае, говорится в материалах дела. Единственный аргумент – компания Ferrexpo, акции которой торгуются на Лондонской бирже. Но несмотря на регистрацию в Лондоне, штаб-квартира компании находится в Швейцарии, а сам Жеваго выступает налоговым резидентом Украины. Стоимость доли Жеваго в Ferrexpo (50,3%) оценивается в £1,4 млрд. Также у бизнесмена не нашли недвижимости в Великобритании – только частный самолет и автомобиль Aston Martin.
«Вплоть до 2020 года Жеваго проводил большую часть времени в Украине, где живет его семья, за исключением детей, которые учатся в Англии, – говорится в заключении судьи. – Некоторое время Жеваго планировал стать резидентом Великобритании, но это уже не так».
У Фонда гарантирования есть право на апелляцию, которую нужно подать в течение 21 дня. В похожем деле ПриватБанка против Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова рассмотрение апелляции в 2018-2019 годах заняло около года.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.