Категория
Новости
Дата

Фонд гарантирования не смог достать Константина Жеваго в Лондоне по делу на $500 млн. Сам бизнесмен переехал в Дубай

Фонд гарантирования не смог достать Константина Жеваго в Лондоне по делу на $500 млн. Сам бизнесмен переехал в Дубай /УНИАН

УНИАН

Один из богатейших украинцев Константин Жеваго, 47, который с апреля 2021 года живет в Дубае, пока избежал судебного разбирательства в Высоком суде Лондона по мотивам банкротства его банка «Финансы и Кредит».

⚡️Даруємо 700 грн знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом 700 до 28.04 Оформлюйте зараз за цим посиланням

Жеваго не посещает Украину уже два года. Он фигурирует в уголовном деле о мошенничестве в его бывшем банке «Финансы и Кредит», который обанкротился в 2015-м. В 2019-м Жеваго получил от Государственного бюро расследований подозрение в растрате денег банка.

Зимой 2021-го Фонд гарантирования вкладов физлиц, который выплатил вкладчикам ФиК более 15 млрд грн, подал иск к Жеваго в Высокий суд Лондона на $500 млн. Одно из требований – всемирный арест активов бизнесмена по аналогии с иском ПриватБанка к экс-владельцам Игорю Коломойскому и Геннадию Боголюбову.

23 сентября Высокий суд Лондона отказался рассматривать кейс ФиК, заключив, что дело должно слушаться в Украине. На этом настаивали юристы Жеваго. Вместе с тем суд признал иск Фонда гарантирования к Жеваго «хорошо аргументированным».

Материалы лондонских слушаний, которые проходили в закрытом режиме в июле 2021 года, описывают предполагаемые схемы вывода денег из ФиК подробнее, чем известные детали, озвученные украинскими правоохранителями в 2019-м.

В схемных операциях, как предполагается, участвовали три британские компании, которые принадлежат Жеваго или связанным с ним менеджерам. В материалах лондонского суда говорится о четырех ключевых схемах.

Первая схема. Через кипрскую Nasterno Commercial Limited, которая кредитовалась в австрийском Meinl Bank и лихтенштейнском Bank Frick. Залогом были корреспондентские счета ФиК в этих банках.

ФиК выдал Nasterno $113 млн. Деньги ушли на счета офшорных компаний Frold Project LTD, Collaton Ltd, Integrated Rail Casting Ltd и Bloomshine Ltd. Жеваго подтвердил, что владеет двумя из них.

Nasterno была основана в 2007 году самим Жеваго. Несколькими месяцами позже собственником стала Maxtel Assets limited, которой сначала владел Сергей Борисов, замглавы ФиК (покинул банк в 2011-м), позже – Александр Демченко, личный помощник Жеваго.

Залогом по кредитам Nasterno были мусорные облигации, выпущенные F&C Ukraine BV, принадлежащей Жеваго (компания с похожим названием F&C Realty владела 21,6% акций ФиК).

На допросе в ГБР Демченко подтвердил, что получал инструкции по Nasterno лично от Жеваго, а передачу компании ему организовал другой зампред ФиК Олег Шапкин. Также Демченко заявил, что Жеваго дал ему распоряжение уничтожить документы, связанные с Nasterno и Maxtel. В расследовании ГБР фигурируют и другие топ-менеджеры ФиК: Виктор Голуб, Светлана Лотоцкая и Игорь Копертехин.

По этому эпизоду в августе 2019 года Жеваго получил подозрение от Госбюро расследований, после чего его объявили в национальный розыск. ГБР также заявляло о планах добиться внесения Жеваго в базу Интерпола, но этого до сих пор так и не произошло.

Вторая схема. Кредиты Полтавского ГОКа (он же – Poltava Mining, предприятие, которое лежит в основе Ferrexpo) под залог депозита компании в ФиК заместили новыми займами компаний-пустышек. Банк потерял $2,4 млн.

Третья схема. Банк кредитовал сделки компаний Жеваго по поставке различной продукции зарубежным контрагентам. С 2010-го по 2015-й таких операций было на $280 млн. Фактической поставки продукции не было. Кроме нескольких небольших платежей банк не получил никаких денег.

Пример – контракт 2013 года на $30 млн на поставку плавучего дока керченским судостроительным заводом «Залив» (до аннексии Крыма Россией принадлежал Жеваго) для английской компании Portman Shipping UK LTD.

Четвертая схема. Кредиты связанным с Жеваго компаниям на $94 млн.

Адвокаты Жеваго не представили суду письменных контраргументов, устно отметив, что, во-первых, бизнесмен был акционером указанных компаний и банка и не принимал участия операционном управлении ими. Во-вторых, в курсе кредитных операций банка был НБУ, у которого эти сделки не вызвали вопросов. Банкротство ФиК они называют следствием «непрофессиональных действий руководства Нацбанка».

Главный минус лондонского иска Фонда гарантирования – сделка Portman Shipping UK LTD и завода «Залив» была одним из немногих элементов, который прямо связывает дело непосредственно с британской юрисдикцией. Истец не смог показать четкие трассы, по которым деньги уходили из ФиК, поэтому нет доказательств, что они осели именно в Великобритании, говорится в заключении суда.

Также Фонд не смог доказать, что Жеваго связан с Англией больше, чем с Украиной. С апреля 2021 года бизнесмен живет в Дубае, говорится в материалах дела. Единственный аргумент – компания Ferrexpo, акции которой торгуются на Лондонской бирже. Но несмотря на регистрацию в Лондоне, штаб-квартира компании находится в Швейцарии, а сам Жеваго выступает налоговым резидентом Украины. Стоимость доли Жеваго в Ferrexpo (50,3%) оценивается в £1,4 млрд. Также у бизнесмена не нашли недвижимости в Великобритании – только частный самолет и автомобиль Aston Martin.

«Вплоть до 2020 года Жеваго проводил большую часть времени в Украине, где живет его семья, за исключением детей, которые учатся в Англии, – говорится в заключении судьи. – Некоторое время Жеваго планировал стать резидентом Великобритании, но это уже не так». 

У Фонда гарантирования есть право на апелляцию, которую нужно подать в течение 21 дня. В похожем деле ПриватБанка против Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова рассмотрение апелляции в 2018-2019 годах заняло около года.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине