Украинская армия тратит $4,4 млрд в год. И хотя финансирование оборонной сферы увеличилось в 2,5 раза за семь лет, этих денег мало для закупки серьезных систем вооружения – хватает только на поддержание имеющейся у армии техники, чаще всего советской. Продажа государственных активов и сокращение количества служащих может изменить ситуацию к лучшему
Украина тратит 2,5% ВВП страны на оборону и в 2020 году страна заняла 34 место по объемам расходов на эту сферу, свидетельствуют данные Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI). Однако почти все они идут на содержание военных и вспомогательного персонала, а не на модернизацию армии, говорит Сергей Згурец, директор консалтинговой компании Defense Express.
Вооруженные силы Украины – это около 250 000 человек, из которых 204 000 – военнослужащие. На модернизацию, ремонт и закупку вооружения в итоге остается менее $1 млрд. По словам Валентина Бадрака, директора Центра исследований армии, этого мало для закупки серьезных систем вооружения. «Хватает лишь на поддержание советских образцов техники, которые есть в наличии, – говорит он. – Новое оружие закупают в единичных экземплярах».
Для сравнения: бюджет румынской армии почти $6 млрд, в ней служат 70 000 военных. Армия соседней Польши вдвое меньше украинской – 124 000 человек, но ее бюджет – около $10 млрд и $3-4 млрд из них идут на перевооружение, говорит Згурец. «Средний показатель для армии любой европейской страны, которая не располагает ядерным вооружением, – $10 млрд на 100 000 личного состава», – говорит Згурец. В Украине на 100 000 военных приходится $1,76 млрд.
Чтобы успешно защищать свою территорию от российских войск, по словам Бадрака, Украина должна ежегодно покупать нового оружия на $2-3 млрд: стране необходимо современное ракетное и артиллерийское вооружение, например, комплексы «Нептун» и «Ольха»; бронетехника, военные дроны и радиолокационные станции. «Такая сумма позволит активизировать закупки новых оборонных систем, а также даст толчок для развития украинской военной промышленности», – говорит он.
Где взять дополнительное финансирование? Один из источников – продажа непрофильных активов Минобороны, например, отеля «Казацкий» на Майдане Независимости, который в 2020 году принес стране убытков на 12 млн грн. Общая стоимость активов в подчинении Минобороны – 1,7 млрд грн. Это 111 предприятий, 40 из которых в процессе ликвидации или реорганизации.
Еще одна опция: сократить вспомогательный штат ЗСУ и количество военнослужащих на почти 90 000. 160 000 военных – достаточно для Украины, говорит Бадрак. Такое сокращение освободило бы около $1 млрд. «Можно было бы тратить больше на перевооружение, не сильно повышая общий бюджет армии», – говорит он.
Хороший способ сократить количество военных – перейти на контрактную армию, говорит Згурец. Зарплаты военных на контракте на передовой – от 12 000 до 30 000 грн. Такая зарплата – стимул, который позволил бы укомплектовать армию контрактниками. Но одной ее недостаточно: по информации Генерального штаба, в 2018-2020 годах из вооруженных сил уволилось более 77 000 контрактников, пишет ВВС. Чтобы люди оставались на службе, а не приходили «заработать немного денег и уйти», по словам Бадрака, нужны мотивационные пакеты, привязанные к количеству лет службы. «Чтобы военнослужащий понимал: если прослужит 10 лет – получит квартиру, бесплатное высшее образование для себя или детей», – говорит он.
При этом, по словам опрошенных Forbes экспертов, руководство вооруженных сил опасается идти на сокращение количества призывников: это может снизить способность страны воевать с Россией. «Получается замкнутый круг, – говорит Бадрак. – Мы не можем заменить устаревшее вооружение из-за нехватки средств. А из-за устаревшего вооружения мы вынуждены тратить огромные деньги на содержание крупной армии».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.