Кабинет министров презентовал первую редакцию проекта госбюджета на 2022 год. Документ вышел нестандартным: в нем заложены расходы, которые зависят от принятия одного из главных экономических законопроектов этого года – №5600, который повысит налоги для крупного и малого бизнеса
Народные депутаты и Министерство финансов готовят проект бюджета к первому чтению до 20 октября. Согласно бюджетному кодексу Рада должна принять документ в целом не позже 1 декабря. В соответствии с первой редакцией правительство ожидает в 2022 году:
- рост доходов бюджета до 1,278 трлн грн, что на 14% больше, чем в 2021-м. Из этих денег 1,104 трлн грн – это налоговые поступления; они вырастут на 15%;
- увеличение расходов на 9% – до 1,466 трлн грн;
- дефицит сократится почти на четверть – до 188 млрд грн, или 3,5% ВВП.
Минфин рассчитывает увидеть наибольший прирост доходов от НДС (+72,5 млрд грн), от подоходных налогов (+48,7 млрд грн) и дивидендов от госкомпаний (+19,8 млрд).
Реалистичны ли эти ожидания? «Из-за высокой инфляции поступления по налогам растут быстрее плана, они зависят от объемов экспорта, – говорит Дарина Марчак, руководитель Центра анализа публичных финансов Киевской школы экономики. – В этом году Минфин ожидает перевыполнить план доходов на 39,4 млрд грн из которых 30 млрд грн – налог на прибыль предприятий».
Другой серьезный источник дополнительных денег – законопроект №5600. Правительство рассчитывает, что он принесет в бюджет 34 млрд грн. Документ содержит ряд спорных норм касательно рентных платежей, акцизов, налогов на землю и недвижимость, а также полномочий фискальных органов.
Сейчас члены финансового комитета Рады рассматривают 11 000 правок, поданных депутатами ко второму чтению, которое может произойти в ближайшие недели.
От того, будет ли принят этот законопроект, зависит целый ряд госрасходов в 2022 году. В частности:
- 11,8 млрд грн – на обновление ж/д инфраструктуры, строительство аэропортов и ремонт судоплавательных шлюзов;
- 4,7 млрд грн – на «Большую стройку» и «Большую реставрацию», а также финансирование производства украинских фильмов;
- 4 млрд грн – на строительство и ремонт 200 спортивных объектов;
- 4 млрд грн – на развитие медицинской инфраструктуры;
- 3,9 млрд грн – на финансирование космической и авиастроительной отраслей (в том числе на строительство двух спутников, ракетного комплекса ЗЕНІТ-1SL и модернизацию вертолетов);
- 1,3 млрд грн – на перепись населения;
- 0,5 млрд грн – на цифровизацию.
Несмотря на в целом реалистичную картину доходной части, не исключено, что ко второму чтению бюджет все же придется переверстывать из-за устаревшего макропрогноза, говорит Александра Бетлий, научный сотрудник Института экономический исследований и политических консультаций. «Этот проект есть за что хвалить: например, дополнительные расходы на экологию, фонд энергосбережения или обеспечение ветеранов, – говорит она. – Но нужно следить за процессом правок: нередко все положительные моменты на выходе из Рады исчезают».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.