Первый за 15 лет аукцион большой приватизации прошел за девять минут – консорциум «Дженерал коммерс» купил государственный завод «Большевик» и его 35 гектаров земли за 1,4 млрд грн. Это всего на 40 млн грн выше стартовой цены и в два раза меньше, чем прогнозировали аналитики. Почему никто не хотел торговаться
Утром 27 октября в киевский конгресс-холл Mercure Congress Centre на трансляцию аукциона по продаже государственного 139-летнего завода «Большевик» приехали около 20 журналистов. Потенциальные покупатели, сотрудники Фонда госимущества и аудиторы проводили торги в другом здании неподалеку и сразу после их окончания пришли к журналистам на брифинг.
Сам аукцион не соответствовал ажиотажу вокруг него. Он начался в 11:08, а закончился в 11:17. Двое из трех участников сделали всего по ставке – каждый поднял цену на 20 млн грн. Третий даже не торговался.
Все могло закончиться даже быстрее, но почти все девять минут ведущий аукциона, как тамада, уговаривал покупателей сделать хотя бы еще одно предложение. Не вышло: «Большевик» без боя ушел консорциуму «Дженерал Коммерс» – компаниям UDP Андрея Иванова и Василия Хмельницкого и A-Development Алексея Баранова.
Несмотря на вялые торги, глава Фонда госимущества Дмитрий Сенниченко доволен результатами. «В аукционе было два шага. Мы получили на 40 млн грн больше стартовой цены», – сказал он, оторвавшись от написания СМС президенту Владимиру Зеленскому. До торгов Евгений Пахомов из Concorde Capital считал, что завод могут продать за $100–200 млн, а не за $53 млн.
Сенниченко не удивило и то, что участников в итоге было трое, вместо 15. Те, кто отказались, – их дело, сказал он. Сенниченко также отметил, что был готов к пересудам после конкурса и обвинениям, что продали дешево и не тем.
Формально все действительно прошло чисто, но между участниками, скорее всего, были договоренности, и аукцион был формальным, говорит аналитик консалтинговой компании SV Development Сергей Костецкий. Сложно ответить, почему компании сильно не конкурировали за объект, говорит Сергей Чуйкин, управляющий директор инвестиционного банковского департамента Concorde Capital. «Ощущение, будто был сговор и два другие участника намеренно не поднимали цену», – говорит он.
UPD отказалась комментировать слухи о сговоре; пресс-секретарь компании Ольга Джелебова сказала, что конкурс прошел прозрачно.
Почему другие покупатели отказались участвовать
«Большевик» – первый из двух объектов, который государство продает в рамках большой приватизации в 2021 году. Возвращение приватизации спустя 15 лет после продажи «Криворожстали» в 2005 году – однозначный плюс, утверждает Сергей Фурса из Dragon Capital. Минус, в том, что настоящего конкурентного аукциона не получилось. Этому помешала заинтересованность людей из орбиты Хмельницкого. «Группа людей работала системно, чтобы отпугивать потенциальных инвесторов и сделать так, чтобы покупка «Большевика» была билетом на войну», – говорит Фурса.
Про войну говорит и Аднан Киван, владелец строительной компании KADORR Group, который обещал инвестировать в «Большевик» $750 млн, если удастся его купить. Киван передумал участвовать в аукционе, потому что, по его словам, не хотел быть втянут в судебный процесс по незаконной аренде пяти зданий завода до 2036 года. Арендаторы – компании, связанные с Хмельницким и Ивановым. «Мы не можем купить, а потом провести годы в судах, – сказал Kyiv Post Киван. – Государство должно было очистить этот объект перед выставлением на аукцион. В противном случае это не аукцион, а нечестный бизнес».
Ольга Батова, советник главы Фонда госимущества, уверяет, что Фонд выиграл дело в Верховном суде и проблем у нового инвестора в других судах по этому делу не будет.
Также инвесторов напугал комплекс проблем: долг 500 млн грн по налогам и 20 млн грн по зарплатам, а также необходимость переносить производство, сказали главы двух столичных застройщиков на правах анонимности. «Большое количество участников тоже изначально всех перепугало», – сознался один из них. Новый инвестор также будет обязан вкладывать в модернизацию не менее 57 млн грн.
Джелебова из UDP говорит, что Иванов и Баранов принимают риски и уверены, что именно из-за них мало кто решился взяться «за этот тяжелый кейс». Сами они считают работу над объектом «настоящим вызовом», но решили рискнуть.
Что будет вместо производства
Теперь у консорциума в собственности 34 гектара земли почти в центре Киева, возле станции метро «Шулявка». На этом участке, при условии плотности застройки 25 000 кв. м на гектар, можно построить более 5000 квартир на около 23,5 млрд грн, утверждает Владимир Даниленко, основатель M4U Estate.
Хмельницкий настаивает, что объект купил не он, а именно Баранов и Иванов. «Как акционер UDP я приветствую партнеров с победой на открытом аукционе, – говорит он в пресс-релизе UDP. По его словам, в Киеве теперь появится новая инфраструктура в центре города, эффективный собственник, миллиардные инвестиции, новые рабочие места.
Пока не ясно, что партнеры построят на новом участке. Говорить о концепции пока рано. Костецкий из SV Development предполагает, что будет симбиоз жилых комплексов, бизнес-парков и торгового центра.
Помешать строительству могут условия приватизации – новый инвестор в течение трех лет должен сохранять производство на заводе, а значит, нельзя будет изменить целевое использование земли. Если новый владелец нарушит это условие, завод могут передать обратно государству. Но ограничение можно обойти, если перенести действующее производство из Киева в Жашков, где у «Большевика» есть цеха на 11 гектарах земли. Убыток «Большевика» в 2020 году – 22 млн грн при выручке 84,2 млн грн.
В трех рабочих цехах «Большевика» из 20 до сих пор работает 250 человек. Они отнеслись к продаже по-разному, говорит бывший военный инженер, а сейчас глава Службы безопасности завода Василий, 60. Он более 20 лет работает на предприятии и с тоской говорит о приватизации, хотя и понимает ее плюсы. «Мне очень жаль предприятие, – говорит он. – Ну и придется искать работу, потому что, скорее всего, производство таки перенесут в Жашков».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.