Общие прямые потери МСБ за первые шесть недель войны оцениваются в $64–85 млрд. Об этом говорится в исследовании Advanter Group.
Ключевые факты
- Индекс активности бизнеса UBI (Ukrainian Business Index) среди МСБ достиг самой низкой отметки с декабря 2020 года и составил 33,82 (из 100 возможных). Худшие ожидания у микробизнеса – 23. Самые лучшие – у бизнеса с довоенным годовым оборотом 50–500 млн грн – 43.
- 49% малых и средних предприятий полностью или почти полностью прекратили работу с 24 февраля. При этом 6% указывают, что нашли возможность даже увеличить обороты за последние два месяца.
- 71% предприятий не производили релокацию и не планируют. Однако 20% провели релокацию внутри Украины, а 4,4% – преимущественно за границу. В том числе более 50% IТ-компаний изменили местонахождение (13% провели релокацию за границу). Среди индустрий, в которых более четверти компаний релоцированы, также предприятия финансового сектора, профессиональных услуг, здравоохранения, транспортных и складских услуг, производства пищевых продуктов. Около 15% компаний в сфере ремонта автотранспорта и машиностроения планируют в ближайшее время провести релокацию.
- Средний ожидаемый показатель объемов реализованной продукции в 2022 году по отношению к 2021-му составляет 54%.
- Общие потребности МСБ в финансировании – $54 млрд. 32% предприятий считают поиск финансирования приоритетом, 87% нуждаются в финансировании.
Контекст
Среди причин, мешающих восстанавливаться малому и среднему бизнесу, отсутствие достаточного количества платежеспособных клиентов на внутреннем рынке. Эту причину отметили 64% респондентов. Еще половина отметили непрогнозируемость развития ситуации в Украине и на внутреннем рынке. Треть назвали отсутствие достаточного капитала.
Разрушенность цепей снабжения препятствуют 25% респондентов. Еще 23% добавили, что клиенты или розничные сети не рассчитываются (своевременно или в принципе). Непредсказуемые действия государства, которые могут усугубить состояние бизнеса, мешают 21% респондентов. Еще 21% отмечает недоступность кредитных средств, в том числе программы «5–7–9», кредитов под 0% и т.д.
Исследование проведено Advanter Group при поддержке Министерства цифровой трансформации, Ukrainian Economic Outlook, ТПП и Лига деловых клубов Украины методом онлайн-опроса владельцев и CEO МСБ. Всего опрошено 934 респондента.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.