Категория
Компании
Дата

«Антиолигархический» закон Зеленского. Что в нем продвигают под видом реформы АМКУ

Shutterstock

Shutterstock

В процессе деолигархизации не бывает простых решений. Деолигархизация – это не самоцель, а лишь один из маркеров того, что мы движемся в правильном направлении

В начале 2021 года Офис президента (ОП) столкнулся с главной проблемой – резкий обвал рейтингов как партии Зеленского, так и его самого. Длительная ставка на тему «завершения войны» больше не работала. Основной проблемой, кроме войны, украинцы считают коррупцию, на борьбу с которой среди соратников Зеленского никто не оказался способным. Ни СБУ Баканова, ни ГПУ Венедиктовой ни у кого не ассоциируются с антикоррупционерами. Да и сам ОП не смог преодолеть соблазн вмешиваться во все государственные сферы через договоренности и давление, не имея на это полномочий в формате парламентско-президентской республики.

Стратеги ОП решили, что лучшим спасением рейтинга станет громкая медийная история о «крестовом походе» против извечного врага украинцев – олигарха.

Проблема заключается в том, что олигархи не просто поддерживали партию Зеленского на выборах, но и имеют своих «слуг» среди «Слуги народа». Открытая же война повлечет за собой неизбежную потерю контроля над парламентом, и как следствие – невозможность держать на коротком поводке правительство и лишение основных рычагов воздействия на все сферы деятельности государства.

С тех пор Зеленский делает вид, что борется с олигархами, а они делают вид, что его боятся. Мы же – зрители и спонсоры представления.

В парламенте происходит очередной акт.

От того, проголосуют или нет депутаты за антиолигархический законопроект президента Владимира Зеленского, зависит, что мы увидим на сцене.

Если закон все-таки проголосуют в первом чтении, нужно ждать месяцы на его доработку. Затем второе чтение. Потом разработка программного обеспечения для реестра, написание и принятие новых законов и подзаконных актов. Поиск и подсчет активов кандидатов в олигархи. Оценка рынков Антимонопольным комитетом для выводов о монопольном положении. Судебные процессы по каждому из этих этапов. Обвинения в избирательном правоприменении. Представление в Конституционный суд. И другие атрибуты ожесточенной борьбы за бутафорию, которая никогда не сможет ожить, ибо противоречит не только законодательным правилам Украины и других стран мира, но и здравому смыслу и законам физики.

Если не проголосуют, на сцене будет разворачиваться такая же борьба, но с другими декорациями. Референдум, роспуск парламента, видеообращение к нации или бряцание СНБО – не так важно, что это будет, ведь результат останется таким же: наше внимание будет сосредоточено на спектакле, их – на наших кошельках.

И вроде бы где-то в глубине у большинства есть ощущение, что их обманывают. Но спектакль слишком захватывающий, а иллюзии простых решений, которые без труда перенесут нас в желанное будущее, слишком соблазнительны.

Так какой тогда рецепт деолигархизации? Первое и главное, что мы должны признать, – простых решений нет и быть не может. И деолигархизация – это не самоцель, а лишь один из маркеров того, что мы движемся в правильном направлении.

Второе – нужно, чтобы работал Антимонопольный комитет. И для этого надо требовать, чтобы туда назначали профессиональных людей, имеющих хорошую репутацию, по прозрачной процедуре. Чтобы АМКУ был открыт для потребителей и общества. Чтобы мы могли быть инициаторами расследований, имели доступ к информации об их ходе и получали компенсацию ущерба, который нам нанесен. Чтобы действия и бездействие АМКУ мы могли обжаловать в специальной судебной палате, членов которой будут избирать так же прозрачно по критериям специальности и достижений, а не преданности властной команде.

Что же под видом реформы нам продают сейчас?

Звездный состав президентской партии планирует голосовать в первом чтении за:

- уменьшение вреда, на возмещение которого могут претендовать пострадавшие, с двойного на одинарный («платите и грешите»);

- право АМКУ не начинать расследование, если ведомство считает, что сейчас для этого «не время» («абонемент для избранных»);

- политическую процедуру назначения и увольнения руководства АМКУ без критериев к кандидатам, прозрачности и стороннего скрининга («коты в мешке», «кумовья», «соседи»);

- субъективный подход к определению наказания для нарушителей – сколько: одна гривна, миллиард или принудительное разделение – решает политически назначенное руководство без права судов на проверку («какой штраф, идите решайте на Банковую»);

- оставление потребителей за стенами АМКУ без права пожаловаться и защитить себя даже в суде («мы за все платим, но места за столом для нас нет»);

- возможность АМКУ расследовать дела бесконечно; только руководство ведомства может решить, сколько будет длиться следствие – один год или пятнадцать, опять же, без всякого права судов влиять на сроки («еще один вид абонемента»);

- закрытость информации о работе ведомства: какие дела расследуют, сколько, кто расследует, когда окончание расследования, чье удовлетворили, а кого «послали» («меньше знаем – лучше спим»).

С этим набором норм мы не сможем влиять на работу органа, без которого обеспечить достижение экономической справедливости невозможно. А значит, работать он будет не на нас. И мы снова в роли зрителей, которые не имеют прав, но за все платят.

Деолигархизация – это в первую очередь создание одинаковых правил игры для всех, что без эффективной работы независимого конкурентного ведомства не представляется возможным.

Влияние самых богатых бизнесменов Запада на свои правительства не потому столь мизерно, что они какие-то «другие», а потому, что западный мир годами строил принципы равенства и права.

Крупные корпорации становятся объектами расследований антимонопольных органов, получают суровые наказания, а потребители возмещают из них миллиарды долларов компенсации ежегодно за причиненные убытки. И эти дела не разваливаются в судах, потому что государство обеспечивает независимость судебной системы, а на стороне потребителей работают армии юристов, которые получают «гонорар успеха» с выигранных сумм.

В то же время нам предлагают какой-то иной путь, особый. Он, якобы, значительно короче и проще. Надо просто назвать олигархов олигархами и внести их в список.

Без реформы и обеспечения независимости АМКУ. Без обеспечения справедливости в судах. Все это нам не нужно, хоть и работает в десятках других стран.

И пока мы не осознаем свое место в зрительном зале и абсурдность всего происходящего на сцене, Зеленский продолжит играть роль Большого деолигархизатора

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

Рейтинг зарплат | 15 самых комфортных банков