Документ о гарантиях является базовым, пока Украина не подписала двусторонние гарантии с партнерами. Однако договор уже сейчас свидетельствует о том, что Украина больше не будет восприниматься как часть сферы интересов России. А у РФ больше не будет права оказывать даже малейшее влияние на нашу внешнюю политику.
На днях группа экспертов под председательством Андрея Ермака и Андерса Фога Расмуссена обнародовала концепцию коллективного договора безопасности Украины. Это результат почти полугодового поиска ответа на вопрос: «Как минимизировать шансы на новую российскую агрессию и как сама Украина представляет свою оборону в новых реалиях?».
Если весной даже у самой идеи о гарантиях безопасности от ряда государств было немало слабых мест, то до разработки финальных предложений большинство из них было уже нивелировано. А сама концепция претерпела существенные изменения.
Декларация или реальные гарантии?
Как получить реальные гарантии, которые бы не стали Будапештским меморандумом №2, – на самом деле именно это было ключевой проблемой. С одной стороны, было ясно: гарантии уровня 5 ст. Вашингтонского договора НАТО даже ближайшие партнеры Украины, такие как Польша, Великобритания или США, не предоставят. По тем же причинам, по которым Украина не в НАТО: никто не хочет привлекать свою армию к защите Украины. Оружие, финансы, санкции и обучение украинских военных – да, но подписаться под физической коллективной защитой Украины – пока нет. С другой стороны, возник логичный вопрос: а не получим ли мы в таком случае обновленную реплику приснопамятного Будапештского меморандума? Без юридически обязывающих положений и гарантий, но с «заверениями».
Ситуацию к тому же подогревали стамбульские переговоры с РФ, где всерьез обсуждался отказ Украины от движения в НАТО, внеблоковость и даже ограничение оборонных возможностей украинской армии.
Впрочем, обнародованные предложения – рациональный компромисс между коллективной системой защиты Украины от новой агрессии России и реальной готовностью партнеров.
Документ, предварительно названный Киевским договором безопасности (compact), не будет содержать юридически обязывающих положений. Он не будет иметь форму международного договора, соответственно, его не будут ратифицировать парламенты государств-подписантов и «заставить» его выполнить ни одно из этих государств-гарантий не получится. Это, безусловно, минус.
К примеру, в случае смены политических настроений в той или иной стране она может без последствий не присоединиться к коллективной поддержке Украины. Пока неясно, как будет запускаться механизм срочных коллективных консультаций – у Украины уже есть печальный опыт с Будапештским меморандумом, когда призыв к консультациям просто игнорировался.
Однако отсутствие жестких юридических рамок может быть и преимуществом. Да, наложить одинаковые обязательства на целый ряд государств-гарантов – значит, сделать их содержание максимально выхолощенным, если не ничтожным. Поддержка Украины со стороны разных партнеров разная, как и готовность брать обязательства. А нивелировать эту проблему Киев планирует за счет дополнительных договоров – двусторонних. И их наполнение уже будет четко зависеть от того, какую поддержку (вооруженную, финансовую и т.п.) конкретное государство-гарант готово оказать Украине.
Конечно, полноценные двусторонние договоры, которые уже будут юридически обязывающими по форме, – не свершившийся факт и не решенный вопрос. Украина может столкнуться с проблемой наполнения и подписания такого документа даже с ближайшими партнерами. К тому же это требует времени. Но с политической точки зрения подобный шаг вполне можно считать оправданным.
Еще одним плюсом нынешних предложений можно считать более ответственный подбор потенциальных государств-гарантов. Наконец-то отпала абсурдная идея включить туда Россию или Китай. Минус здесь в том, что в документе обсуждается только российская агрессия, в то время, когда Россия может использовать для этих целей как минимум Беларусь, как максимум – членов ОДКБ. Эта часть документа точно требует определенной гибкости.
То есть базовый «зонтик» будет политической декларацией, пактом, договоренностью, но он обязательно должен быть подкреплен вторым, более техническим и обязывающим уровнем – двусторонними соглашениями. В общем это очень похоже на формализацию уже имеющейся модели – формата «Рамштайн». Более 50 стран, объединенных совместной поддержкой территориальной целостности Украины, регулярно согласовывают пакеты оружия и другой помощи Украине, но с каждой из них Украина выстраивает отдельное сотрудничество. И это работает.
Политические сигналы России, или Как Украина закрепляет новую переговорную позицию
Обнародованная концепция – своеобразный манифест об обновленной (по сравнению с весной) переговорной позиции Украины. О пределах допустимых компромиссов. Если коротко – это окончательная точка в стамбульских предложениях о внеблоковости, отказе от НАТО и невозможности даже проводить учения на украинской территории с кем-то из наших партнеров в случае несогласия России.
Во-первых, идея коллективной безопасности сигнализирует: Украина больше ни при каких обстоятельствах не будет восприниматься как часть сферы интересов России. В дополнение к статусу кандидата на членство в ЕС мы можем получить современную политическую договоренность: Украина является частью европейского и евроатлантического пространства, Россия не принимает никакого участия и не имеет права на какое-либо влияние на внешнюю политику и политику обороны Украины.
Во-вторых, Украина движется в НАТО. Тут трансформация позиции власти почти кардинальна. Если весной официальный Киев критиковал НАТО настолько, что отказ от идеи членства выглядел уже ожидаемым со стороны властей, то четко фиксируем: Украина не отказывается от НАТО, а новый «договор» должен быть лишь вспомогательным до обретения полноправного членства в Альянсе. Если эти намерения будут искренними, то никаких препятствий такой формат для присоединения к НАТО не создаст. Даже наоборот.
В-третьих, в отличие от стамбульских предложений, сейчас Украина прямо ставит задачу: военно-промышленный комплекс Украины должен быть усилен, а Вооруженные силы должны проходить тренировки вместе с армиями государств-гарантов. В том числе на территории Украины. Отдельного внимания заслуживает попытка получить гарантии постоянных поставок систем ПВО и ПРО в Украину – если не партнеры, то Украина сама должна закрывать собственное небо.
Таким образом, все, на чем жестко настаивает Россия и на что полгода назад Украина готова была соглашаться, сейчас полностью перечеркнуто. В настоящее время мы наблюдаем оформление дипломатического перелома в переговорной позиции Киева. Это официальная риторика и президента с министром обороны, и теперь группы международных советников, которые превратят эту позицию в новые реалии, с которыми партнерам Украины нужно будет считаться. Подкрепленная успехами украинской армии, она быстро станет данностью и нормой.
Удержать и увеличить: как Украина стремится систематизировать поддержку партнеров
Сквозной идеей в озвученных предложениях проходит попытка систематизировать, закрепить и продлить на долгий срок поддержку Украины, сложившуюся «с колес» после 24 февраля. Это касается и предоставления оружия: предоставлять быстро, по запросу Украины в случае новой агрессии, но системно развивать ВПК и совместные проекты в перспективе для предотвращения нового нападения.
Это касается и санкций: автоматически вводить против России как минимум все те санкции, которые действовали по состоянию на сентябрь этого года. Не смягчать и не снимать действующие санкции не только до прекращения агрессии России, но и до возмещения Украине ущерба. Плюс разработать наконец-то общий механизм для конфискации российского имущества за рубежом в интересах Украины. Все это для одной цели – сделать санкционное давление долгосрочным и максимально болезненным для России.
Хотя обнародованные предложения не являются ни окончательным вариантом договоренности, ни проектом международного договора, они имеют фундаментальное дипломатическое значение. Украина этим свидетельствует, что официально возвращается в риторику о вступлении в НАТО, не будет обсуждать внеблоковость или какие-либо ограничения для собственной армии и ВПК.
В будущих консультациях по данному документу украинским властям следует помнить: без действенных и технических двусторонних международных договоров совместной декларации, пусть и со многими деталями, может оказаться мало. Поэтому уже сейчас Украине следует активизировать именно этот межправительственный трек дипломатии о новой архитектуре безопасности.
Telegram-канал Forbes, ультимативный гид в мире украинского бизнеса. Присоединиться
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.