Документ о гарантиях является базовым, пока Украина не подписала двусторонние гарантии с партнерами. Однако договор уже сейчас свидетельствует о том, что Украина больше не будет восприниматься как часть сферы интересов России. А у РФ больше не будет права оказывать даже малейшее влияние на нашу внешнюю политику.
Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за ціною чотирьох номерів. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас.
На днях группа экспертов под председательством Андрея Ермака и Андерса Фога Расмуссена обнародовала концепцию коллективного договора безопасности Украины. Это результат почти полугодового поиска ответа на вопрос: «Как минимизировать шансы на новую российскую агрессию и как сама Украина представляет свою оборону в новых реалиях?».
Если весной даже у самой идеи о гарантиях безопасности от ряда государств было немало слабых мест, то до разработки финальных предложений большинство из них было уже нивелировано. А сама концепция претерпела существенные изменения.
- Категория
- Рейтинги
- Дата
Декларация или реальные гарантии?
Как получить реальные гарантии, которые бы не стали Будапештским меморандумом №2, – на самом деле именно это было ключевой проблемой. С одной стороны, было ясно: гарантии уровня 5 ст. Вашингтонского договора НАТО даже ближайшие партнеры Украины, такие как Польша, Великобритания или США, не предоставят. По тем же причинам, по которым Украина не в НАТО: никто не хочет привлекать свою армию к защите Украины. Оружие, финансы, санкции и обучение украинских военных – да, но подписаться под физической коллективной защитой Украины – пока нет. С другой стороны, возник логичный вопрос: а не получим ли мы в таком случае обновленную реплику приснопамятного Будапештского меморандума? Без юридически обязывающих положений и гарантий, но с «заверениями».
Ситуацию к тому же подогревали стамбульские переговоры с РФ, где всерьез обсуждался отказ Украины от движения в НАТО, внеблоковость и даже ограничение оборонных возможностей украинской армии.
Впрочем, обнародованные предложения – рациональный компромисс между коллективной системой защиты Украины от новой агрессии России и реальной готовностью партнеров.
Документ, предварительно названный Киевским договором безопасности (compact), не будет содержать юридически обязывающих положений. Он не будет иметь форму международного договора, соответственно, его не будут ратифицировать парламенты государств-подписантов и «заставить» его выполнить ни одно из этих государств-гарантий не получится. Это, безусловно, минус.
К примеру, в случае смены политических настроений в той или иной стране она может без последствий не присоединиться к коллективной поддержке Украины. Пока неясно, как будет запускаться механизм срочных коллективных консультаций – у Украины уже есть печальный опыт с Будапештским меморандумом, когда призыв к консультациям просто игнорировался.
Однако отсутствие жестких юридических рамок может быть и преимуществом. Да, наложить одинаковые обязательства на целый ряд государств-гарантов – значит, сделать их содержание максимально выхолощенным, если не ничтожным. Поддержка Украины со стороны разных партнеров разная, как и готовность брать обязательства. А нивелировать эту проблему Киев планирует за счет дополнительных договоров – двусторонних. И их наполнение уже будет четко зависеть от того, какую поддержку (вооруженную, финансовую и т.п.) конкретное государство-гарант готово оказать Украине.
Конечно, полноценные двусторонние договоры, которые уже будут юридически обязывающими по форме, – не свершившийся факт и не решенный вопрос. Украина может столкнуться с проблемой наполнения и подписания такого документа даже с ближайшими партнерами. К тому же это требует времени. Но с политической точки зрения подобный шаг вполне можно считать оправданным.
Еще одним плюсом нынешних предложений можно считать более ответственный подбор потенциальных государств-гарантов. Наконец-то отпала абсурдная идея включить туда Россию или Китай. Минус здесь в том, что в документе обсуждается только российская агрессия, в то время, когда Россия может использовать для этих целей как минимум Беларусь, как максимум – членов ОДКБ. Эта часть документа точно требует определенной гибкости.
То есть базовый «зонтик» будет политической декларацией, пактом, договоренностью, но он обязательно должен быть подкреплен вторым, более техническим и обязывающим уровнем – двусторонними соглашениями. В общем это очень похоже на формализацию уже имеющейся модели – формата «Рамштайн». Более 50 стран, объединенных совместной поддержкой территориальной целостности Украины, регулярно согласовывают пакеты оружия и другой помощи Украине, но с каждой из них Украина выстраивает отдельное сотрудничество. И это работает.
Политические сигналы России, или Как Украина закрепляет новую переговорную позицию
Обнародованная концепция – своеобразный манифест об обновленной (по сравнению с весной) переговорной позиции Украины. О пределах допустимых компромиссов. Если коротко – это окончательная точка в стамбульских предложениях о внеблоковости, отказе от НАТО и невозможности даже проводить учения на украинской территории с кем-то из наших партнеров в случае несогласия России.
Во-первых, идея коллективной безопасности сигнализирует: Украина больше ни при каких обстоятельствах не будет восприниматься как часть сферы интересов России. В дополнение к статусу кандидата на членство в ЕС мы можем получить современную политическую договоренность: Украина является частью европейского и евроатлантического пространства, Россия не принимает никакого участия и не имеет права на какое-либо влияние на внешнюю политику и политику обороны Украины.
Во-вторых, Украина движется в НАТО. Тут трансформация позиции власти почти кардинальна. Если весной официальный Киев критиковал НАТО настолько, что отказ от идеи членства выглядел уже ожидаемым со стороны властей, то четко фиксируем: Украина не отказывается от НАТО, а новый «договор» должен быть лишь вспомогательным до обретения полноправного членства в Альянсе. Если эти намерения будут искренними, то никаких препятствий такой формат для присоединения к НАТО не создаст. Даже наоборот.
В-третьих, в отличие от стамбульских предложений, сейчас Украина прямо ставит задачу: военно-промышленный комплекс Украины должен быть усилен, а Вооруженные силы должны проходить тренировки вместе с армиями государств-гарантов. В том числе на территории Украины. Отдельного внимания заслуживает попытка получить гарантии постоянных поставок систем ПВО и ПРО в Украину – если не партнеры, то Украина сама должна закрывать собственное небо.
Таким образом, все, на чем жестко настаивает Россия и на что полгода назад Украина готова была соглашаться, сейчас полностью перечеркнуто. В настоящее время мы наблюдаем оформление дипломатического перелома в переговорной позиции Киева. Это официальная риторика и президента с министром обороны, и теперь группы международных советников, которые превратят эту позицию в новые реалии, с которыми партнерам Украины нужно будет считаться. Подкрепленная успехами украинской армии, она быстро станет данностью и нормой.
Удержать и увеличить: как Украина стремится систематизировать поддержку партнеров
Сквозной идеей в озвученных предложениях проходит попытка систематизировать, закрепить и продлить на долгий срок поддержку Украины, сложившуюся «с колес» после 24 февраля. Это касается и предоставления оружия: предоставлять быстро, по запросу Украины в случае новой агрессии, но системно развивать ВПК и совместные проекты в перспективе для предотвращения нового нападения.
Это касается и санкций: автоматически вводить против России как минимум все те санкции, которые действовали по состоянию на сентябрь этого года. Не смягчать и не снимать действующие санкции не только до прекращения агрессии России, но и до возмещения Украине ущерба. Плюс разработать наконец-то общий механизм для конфискации российского имущества за рубежом в интересах Украины. Все это для одной цели – сделать санкционное давление долгосрочным и максимально болезненным для России.
Хотя обнародованные предложения не являются ни окончательным вариантом договоренности, ни проектом международного договора, они имеют фундаментальное дипломатическое значение. Украина этим свидетельствует, что официально возвращается в риторику о вступлении в НАТО, не будет обсуждать внеблоковость или какие-либо ограничения для собственной армии и ВПК.
В будущих консультациях по данному документу украинским властям следует помнить: без действенных и технических двусторонних международных договоров совместной декларации, пусть и со многими деталями, может оказаться мало. Поэтому уже сейчас Украине следует активизировать именно этот межправительственный трек дипломатии о новой архитектуре безопасности.
Telegram-канал Forbes, ультимативный гид в мире украинского бизнеса. Присоединиться
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.