В понедельник начался трехдневный визит президента Китая Си Цзиньпина в Москву. Все в ожидании решения Пекина о поставках оружия Москве для войны в Украине. Однако, по сообщению The New York Times, тихий экспорт дронов из Китая уже поступает в страну-агрессора. Financial Times с помощью экспертов и аналитиков рассуждает о причинах и результатах визита.
Forbes разбирает международную аналитику
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
Китайско-российские отношения
Через несколько дней после выдачи международного ордера на арест Владимира Путина в Москву прибыл президент Си, чтобы продемонстрировать дружбу с российским президентом, а также чтобы очертить красные линии в «безлимитном партнерстве», пишет The New York Times.
После этого визита Путин надеется получить от Китая признание своих претензий к Украине, а также вооруженную поддержку. Однако есть признаки того, что Си осознает риски дружбы с российским президентом и не хочет ставить под удар потенциальное увеличение торговли с Европой, которое ему нужно после разрушительных последствий политики нулевой терпимости к COVID-19.
По некоторым сообщениям приближенных, ставших известными The New York Times, после командировки в Москву китайский президент собирается провести телефонный разговор с украинским президентом Владимиром Зеленским, что будет первым прямым контактом между ними. Это необходимо сделать, если Си хочет и дальше поддерживать образ голубя мира.
«Думаю, он позвонит, – считает Ю Чжи, старший исследователь Китая в Chatham House. – Китай просто не может себе позволить стать врагом и США, и Европы».
Тесные связи Пекина с Москвой, несмотря на войну – аналитики назвали их «пророссийским нейтралитетом» – вредят китайско-европейским отношениям. Мирный план Китая Запад воспринял со скептицизмом, однако, по словам аналитиков, с его помощью Пекин хочет обозначить свою позицию и наблюдать за развитием конфликта.
Вызов для Китая состоит в том, чтобы удержать равновесие между беспокойством из-за отношений с Европой и преимуществами близких связей с Москвой на фоне напряженных отношений с США и союзниками.
«Война в Украине усилила соперничество между Китаем и США, и в ответ Китай и Россия объединились, – объясняет Александр Королев, эксперт по китайско-российским отношениям в Университете Нового Южного Уэльса. – Россия нужна Китаю в потенциальном столкновении со Штатами, которое становится все более вероятным».
Китаю не хватает статуса беспристрастного медиатора в украинском конфликте из-за его существенной поддержки России.
Леиф-Эрик Изли, преподаватель международных исследований в Женском университете Ихва
Эксперт обращает внимание на более тесные военные отношения между странами и на потребность Пекина обеспечить альтернативные поставки нефти, если танкеры со Среднего Востока не смогут пройти Тайваньский залив в случае блокады США через Тайвань.
По сообщению китайских государственных СМИ, после введения западных санкций против России торговля Китая с Кремлем выросла на 34,3% за предыдущий год, достигнув рекордных 1,28 трлн юаней ($186 млрд). В этом году ожидается повышение импорта российского газа на треть.
«Китай понимает, что сейчас самый подходящий момент для того, чтобы углубить зависимость России. У Пекина очень много рычагов влияния на нее», – сказал NYT Александр Габуев, старший исследователь в Carnegie Endowment for International Peace.
«Для России больше не существует ограничений, которые были раньше, – добавляет Габуев. – Путин одержим этой войной, а дружба с Китаем спасает его экономику, предоставляет критические компоненты для его военной машины. А для Китая Россия – это инструмент противостояния с США, ведь враг моего врага – мой друг».
Хотя отношения с Россией важны, в распоряжении Китая ограниченная возможность стабилизации связей с крупными торговыми партнерами на Западе.
В этом году у Си будет две возможность встретиться с Джо Байденом, но с приближением президентских выборов в Штатах шансов на сближение будет мало. И хотя несколько европейских лидеров, среди которых президент Франции Эмманюэль Макрон, планируют посетить Китай в этом году, успех этих визитов будет зависеть от поддержки России в войне против Украины.
Аналитики говорят, что именно поэтому для Пекина важно сохранить образ медиатора. В этом месяце Китай добился исключительного успеха в разрешении конфликта, когда он способствовал соглашению по возобновлению дипломатических отношений между Ираном и Саудовской Аравией.
Однако разрешить «украинский конфликт», говорят аналитики, будет гораздо сложнее. В своем мирном плане Китай не осудил вторжение России и непрозрачно раскритиковал Запад и НАТО.
«Китаю не хватает статуса беспристрастного медиатора в украинском конфликте из-за его существенной поддержки России, – отмечает Леиф-Эрик Изли, преподаватель международных исследований в Женском университете Ихва в Сеуле. – Чтобы Китай реально был полезен, ему не стоит указывать Киеву на то, чем он может пожертвовать, а лучше найти для Москвы способ вывести войска так, чтобы не потерять лицо».
Контакт с Зеленским будет означать признание Китаем западного скептицизма. Аналитики считают, что любой контакт между ними будет виртуальным, а не личным, и не даст каких-либо однозначных результатов. Все потому, что Си стремится сохранить баланс между образом миротворца и уступками США.
Один эксперт аналитического центра в Пекине сказал NYT, что Китай считал «украинский конфликт» противостоянием России с НАТО и США, а «у Зеленского нет права на принятие решений».
«Все, что Зеленский может, так это передать сообщение Джо Байдену. Президенту Си не нужно поддерживать Зеленского личной встречей. Китай уважает интересы Украины. Но это отличается от приоритизации интересов США».
Тихий китайский экспорт в Россию
Пока Путин ждет вооруженной помощи от Пекина, в Россию поставляют другие критически важные для ведения войны товары из Китая. По данным таможенной службы России, за год полномасштабного вторжения Китай продал России дронов и запчастей к ним более чем на $12 млн, пишет FT.
Поставки включали дроны разных производителей, как всемирно известных, так и малых компаний. Часто они попадали в Россию через мелких посредников и экспортеров. Официальные продажи – это, вероятно, лишь одна часть большего потока технологий через неофициальные каналы и дружественные с Россией страны, такие как Казахстан, Пакистан и Беларусь.
В результате российская армия получает стабильные поставки новых дронов на фронт в Украине. «Живут» такие дроны недолго, поэтому пополнение запасов этих беспилотников становится такой же важной задачей, как и другие базовые потребности в бою, такие как снаряды или пули.
Как показывают данные таможни, продукты DJI, мирового лидера по производству дронов, составляют почти половину проданных России дронов. Часть из них закупили напрямую у DJI через iFlight Technology, дочернюю компанию DJI.
В общей сложности почти 70 китайских экспортеров продали Москве продукты 26 брендов китайских дронов. На втором месте по количеству проданных дронов расположился производитель беспилотников Autel, у которого есть дочерние компании в США, Германии и Италии. Экспортеры продали дронов Autel почти на $2 млн, а последняя партия таковых пришла в феврале 2023-го.
Представитель DJI сказал, что в компании не могут найти записей о прямых продажах России после 16 апреля 2022 года и что они расследуют другие фирмы, продающие дроны России. Он отметил, что компания прекратила все поставки в Россию и Украину с самого начала войны, и у них есть «четкие протоколы» для соблюдения американских санкций.
DJI уже попала под экспортный контроль США, а департамент торговли в 2020-м добавил компанию в черный список, запрещающий американским компаниям продавать технологии без прямого разрешения. Похоже, эти меры не сильно повлияли на поставки дронов России.
В электронном письме представитель Autel написал FT, что компании неизвестно о каких-либо продажах России, и они проводят по этому поводу внутреннее расследование.
России удается закупать дроны не только у экспортеров, но и на соседних рынках, где можно купить дроны во многих магазинах.
Некоторые считают, что поток китайских дронов нужно воспринимать как поставки более летального оружия. Коул Розентретер, гендиректор канадского производителя дронов Pegasus, сказал, что даже такой скудный ($12 млн) экспорт «может изменить происходящее на линии фронта».
Поэтому даже молчаливая поддержка Си новых поставок дронов Москве может в долгосрочной перспективе отдать преимущество российской армии.
Для экспорта в Россию китайские компании порой используют цепь посредников, в которую может входить более десятка фирм. Для отвода глаз в сопроводительных документах иногда намеренно неточно описывают товар или преуменьшают его общее количество, поэтому трудно наверняка сказать, сколько на самом деле пришло дронов в Россию.
«Будет очень трудно совсем перекрыть такие поставки, – говорит Джеймс Гадсон, член экспертной группы Ермака-Макфола, разрабатывающей санкции против России. – Но очень беспокоит то, что в некоторых случаях создается впечатление, будто таким продажам ничего не мешает».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.