Многие обеспокоены тем, что искусственный интеллект отнимет у них работу. Однако высока вероятность того, что именно эти и другие технологии могут помочь нам справиться с уменьшением фертильности в мире. В этом вопросе разбирался The Economist. Forbes резюмирует материал.
К концу этого века число людей на планете может сократиться впервые со времен мировой эпидемии чумы. Но на этот раз дело не в высокой смертности, а в уменьшении рождаемости.
По всему миру уровень фертильности, то есть среднее количество рождений, приходящееся на одну женщину, падает. Мы об этом уже слышали, однако про последствия этого тренда для мировой экономики говорят недостаточно, считает The Economist.
В 2000 году коэффициент фертильности составлял 2,7 рождения на одну женщину. Он весьма комфортно превышал коэффициент замещения, который тогда был 2,1.
Но сейчас коэффициент фертильности снизился до 2,3 и продолжает падать. В 15 странах с наибольшим ВВП коэффициент фертильности опустился ниже коэффициента замещения. К таким странам относятся США и большинство богатых стран, а также Китай и Индия, которые богатыми не являются, но на них приходится треть мирового населения.
Это значит, что население стареет. Ярчайшими примерами стареющих стран можно назвать Японию, Италию, Бразилию, Мексику и Таиланд.
К 2023 году более половины жителей Восточной и Юго-Восточной Азии будет за 40. Даже в Африке, где в 2050-х прогнозируют пик прироста населения, коэффициент рождаемости стремительно падает.
Что бы ни говорили защитники природы, а сокращение населения создает проблемы. Основные трудности, спровоцированные уменьшением числа молодых людей, таковы:
- поддержка пенсионеров. Если сегодня в богатых странах на одного человека за 65 приходится примерно три человека в возрасте от 20 до 65, то к 2050-му их будет меньше двух. Это может привести к более высоким налогам, увеличению пенсионного возраста и потенциальному правительственному бюджетному кризису;
- интеллектуальный динамизм. Молодые умы чаще совершают прорывные открытия. Старшие страны и их молодое население менее предприимчивы и не столь подвержены рискам. Когда в стране высок процент пожилого населения, меньше шансов на приход к власти политиков, направленных на развитие экономики, ведь пожилым от этого меньше пользы.
Причины и решения снижения фертильности
Мир развивается, а вместе с ним наши приоритеты и желания. Консерваторы-популисты спешат обвинить общество в снижении рождаемости и призывают вернуться к традиционным семейным ценностям. Однако неправильно считать, что люди обязаны рожать детей ради других.
Либералы предлагают поощрять иммиграцию, что благородно, но не решает главную проблему. Иммиграция в богатые страны сейчас рекордно высока, что помогает отдельным странам закрыть нехватку рабочей силы. Однако этого недостаточно, чтобы предотвратить вымирание образованной и трудоспособной молодежи в мире.
В опросах люди часто говорят, что хотели бы больше детей. Это может свидетельствовать о том, что их ресурсы не позволяют им воплотить это желание в жизнь или политика государства этого не позволяет, например отсутствие жилья или плохое лечение фертильности.
Но даже если это исправить, экономическое развитие все равно приведет к падению коэффициента фертильности ниже коэффициента замещения. В качестве примера можно привести Сингапур. Государство предлагает щедрые гранты, налоговые льготы и скидки по уходу за ребенком, но там коэффициент фертильности составляет 1,0.
Реализация потенциала бедного населения может сократить нехватку образованной молодежи без необходимости увеличивать рождаемость. Две трети китайских детей живут в сельской местности и преимущественно ходят в ужасные школы; столько же индийцев от 25 до 34 не окончили старшую школу.
Число молодежи в Африке будет расти еще несколько десятилетий. Развитие их навыков само по себе желательно, но еще это может дать больше новых мигрантов-новаторов. Однако поощрять развитие сложно, а чем быстрее страна становится богатой, тем быстрее она становится «старой».
В конце концов, миру придется примириться с меньшим количеством молодежи и, вероятно, с уменьшающимся населением. Учитывая это, развитие ИИ-технологий пришлось как нельзя кстати.
Странам с помощью ИИ может быть легче поддерживать большое количество пожилых людей. А работы вместе с искусственным интеллектом могут существенно облегчить уход за стариками.
Если технологии помогут людям справиться с проблемой рождаемости, то в этом не будет ничего нового. Неожиданный прогресс в увеличении производительности означает, что демографические временные бомбы, к примеру массовый голод, который предсказал Томас Мальтус в XVIII в., не взорвались.
Меньше младенцев – значит, меньше человеческого гения, но эту проблему может решить тот же человеческий гений, заключает The Economist.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.