Россия привыкла, что имеет большое влияние в Центральной Азии, и воспринимает поддержку стран этого региона как должное. Но, похоже, война в Украине и санкции против России изменили отношения давних союзников. Washington Post рассмотрела изменения в отношениях между Москвой и центральноазиатскими странами. Forbes выбрал из материала наиболее интересное.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Война России в Украине и неспособность страны-агрессоры покорить младшего соседа продемонстрировали слабость Владимира Путина. Это спровоцировало страны Центральной Азии к поиску новых союзников, которые будут им все более нужны, учитывая международные санкции, отход от ископаемого топлива и углубление изоляции российской экономики.
Хотя ОБСЕ и упрекнула Казахстан в том, что их недавним выборам «не хватало конкуренции», Европа все равно ищет возможности установить более тесные связи с Казахстаном и другими странами Центральной Азии.
Причина? Найти альтернативу российским энергоресурсам. Так, в октябре Центральную Азию посетил президент Европейского совета Шарль Мишель, а в этом месяце туда наведался Высокий представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель.
Кроме того, в этом месяце регион посетил и помощник госсекретаря США Дональд Лю, предложив $25 млн для налаживания торговых путей и привлечения инвестиций. Госдеп заявил, что целью путешествия было поддержать независимость и территориальную целостность стран региона.
Казахстан
Особенно заметна смена настроений по отношению к России в Казахстане. Страна с хорошими запасами нефти укрепляет связи с Китаем, Турцией и Европой, а также открыла двери для сотен западных компаний, покинувших Россию в ответ на ее войну в Украине. Кроме того, Казахстан принял десятки тысяч бежавших от мобилизации российских мужчин.
Президент Казахстана Касим-Жомарт Токаев встретился с французским президентом Эмманюэлем Макроном в Париже в этот вторник, чтобы обсудить укрепление экономических, энергетических и образовательных связей между их странами. Это был первый визит казахстанского лидера за семь лет.
Токаев не раз высказывался в поддержку территориальной целостности Украины, отказывался поддерживать войну и помогать России обходить санкции, за что Москва сначала пыталась наказать Казахстан.
Кремль временно летом остановил работу каспийского нефтепровода, по которому нефть идет к Черному морю, а российские националисты угрожали, что следующее вторжение будет в Казахстан.
А Путин в это время неоднократно неправильно произносил имя Токаева и избегал с ним встреч на саммите Шанхайской организации сотрудничества в Узбекистане. Аналитики уверены, что это не была безобидная ошибка, а, скорее, умышленное поведение, чтобы унизить Токаева.
Но Токаев на это открыто никак не отреагировал. У него были другие дела, такие как встреча с Си Цзиньпином во время первого заграничного визита после начала пандемии. Президент Китая тогда четко пообещал поддержку территориальной целостности казахов, как и Реджеп Эрдоган, приезжавший к Токаеву в октябре.
Со своей стороны, Токаев приказал диверсифицировать нефтяные маршруты Казахстана, заморозить ряд проектов с Россией из-за санкций и открыл границы для бежавших из РФ от мобилизации российских мужчин.
По словам казахстанских экспертов, общество Казахстана на стороне Украины, и казахи боятся, что их может ожидать такая же участь, что и украинцев, ведь на севере Казахстана проживает большое количество этнических россиян.
«После всех этих словесных оскорблений от российских чиновников против Казахстана, против его территориальной целостности, люди с большим предостережением относятся к России», – говорит казахстанский аналитик Димаш Алжанов.
Страны Центральной Азии
Не только Токаев отказывается танцевать под дудку Путина.
Показательно то, что на съезде Шанхайской организации сотрудничества в Узбекистане в этом сентябре лидеры Индии, Турции, Азербайджана и Кыргызстана заставили Путина их ждать. Хотя именно российский президент известен таким «дипломатическим жестом» неуважения, который он продемонстрировал даже королеве Елизавете II, опоздав на встречу с ней на 14 минут.
Нельзя забыть более чем прохладную встречу Организации договора о коллективной безопасности на прошлой неделе. Премьер-министр Армении Никола Пашинян открыто выразил свое недовольство из-за отсутствия поддержки его стране в военном конфликте с Азербайджаном. Он отказался подписывать декларацию съезда и даже намеренно держался подальше от Путина во время группового фото.
На прошлой неделе с Макроном в Париже встречался президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев.
В октябре президент Кыргызстана Садыр Жапаров не приехал на день рождения Путина, а также на съезд Содружества независимых государств в Санкт-Петербурге. Жапаров был настолько разгневан тем, что в сентябре таджикистанские силы зашли на территорию его страны, что отменил военные учения ОДКБ.
Наиболее впечатляющий публичный акт неповиновения совершил президент Таджикистана Эмомали Рахмон, близкий союзник Путина из самой бедной страны постсоветского пространства. В октябре на саммите в Астане он предупредил Путина, что не стоит игнорировать малые страны.
Отметив, что Таджикистан всегда уважал Россию, он добавил, что «мы хотим, чтобы нас уважали в ответ. Не надо относиться к странам Центральной Азии, как будто они всё еще в СССР».
Важность союзников
Аналитик Carnegie Endowment for International Peace Темур Умаров говорит, что Россия еще не проиграла Китаю в игре за влияние в Центральной Азии, но торговля Пекина и инвестиции в железную дорогу и трубопроводы в регионе растут.
«Думаю, что в будущем неизбежно время, когда Россия сдаст свои позиции в регионе», – считает Умаров.
Запад может никогда и не станет влиятельнее России и Китая в Центральной Азии, но продвижение Запада в регион заставило Москву насторожиться.
Когда Боррель был в Казахстане, то предупредил об опасности зависимости от единственного партнера, «какая бы у вас с ним ни была история или географическое положение». В ноябре ЕС и Казахстан подписали меморандум о сотрудничестве по поставкам «зеленого» водорода и редкоземельных металлов.
«России как никогда нужны центральноазиатские страны из-за ее все более глубокой изоляции. Поэтому каждая страна, которая продолжает сотрудничество с Россией, становится для нее все более важной», – объясняет Умаров.
Когда Путин пригласил Токаева в Москву перед его визитом в Париж, то уже не было проблем с произношением его имени.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.