Категория
Мир
Дата

Долгий путь с надеждой. Прогнозы мировой рецессии от The Economist

4 хв читання

Инвесторы и финансовые учреждения в восторге от того, в каком состоянии рынки в начале нового года. Однако The Economist предупреждает, что радоваться еще рано. Forbes выбрал главное

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Прошедший год для рынков оказался ужасным. Пока 2023-й обещает быть другим.

Различные индексы, среди которых Euro Stoxx 600, гонконгский Hang Seng и цены на акции на значительном количестве молодых рынков продемонстрировали лучшее за несколько десятилетий начало года. S&P 500 поднялся на 5%.

По сравнению с пиком в октябре торговый индекс доллара (trade-weighted US dollar index) опустился на 7%, что указывает на снижение страха за состояние мировой экономики. Даже у биткоина год начался хорошо. Не так давно было ощущение, что рецессия уже на пороге – теперь же прогнозы становятся более оптимистичными.

«Привет, более дешевый бензин – прощай, рецессия!» – радовались аналитики JPMorgan Chase 18 января в отчете о еврозоне. А банк Nomura пересмотрел свой прогноз на близкую рецессию в Великобритании и теперь прогнозирует нечто «менее неприятное, чем мы ожидали».

В Citigroup сказали, что «вероятность полномасштабной мировой рецессии, во время которой рост многих стран одновременно уйдет в минус, теперь составляет около 30%. Всю вторую половину прошлого года такая вероятность, по нашим подсчетам, составляла 50%».

Но это все как соломинка, за которую хватается утопленник: мировая экономика пока слабее, чем во время локдаунов в 2020-м. Но инвесторы готовы верить во что бы то ни стало.

Причины для оптимизма

Прогнозисты частично реагируют на экономические данные в реальном времени. Несмотря на разговоры о мировой рецессии еще с февраля прошлого года, когда Россия вторглась в Украину, эти данные были лучше, чем ожидалось.

Посмотрим на оценку ВВП от Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) группы самых богатых стран мира, на которые приходится около 60% мирового производства. Нельзя сказать, что у него взрывной рост, но по состоянию на середину января только в нескольких странах дела обстоят не лучшим образом (график 1).

А индекс Национальной ассоциации менеджеров по закупкам в январе вырос на 2%, что соответствует росту ВВП.

Долгий путь с надеждой. Прогнозы мировой рецессии от The Economist /Фото 1

Официальные цифры неоднозначны. Розничные продажи в Америке оказались ниже, чем ожидалось. Уровень заказов японской техники значительно ниже, чем прогнозировали.

В то же время уверенность потребителей в странах OECD начала расти после того, как она достигла самой низкой точки летом.

Официальную оценку роста ВВП Америки за четвертый квартал 2022-го обнародуют 26 января. Большинство экономистов ожидают увидеть приличную цифру, хотя пандемические потрясения могут стать причиной того, что эти цифры будут менее надежными, чем обычно.

Теперь к рынкам труда. В некоторых богатых странах, среди которых Австрия и Дания, уровень безработицы растет, а это красноречивый признак приближения рецессии. Почти и дня не проходит без того, чтобы какой-то техногигант не объявил о кадровых сокращениях.

Однако технологический сектор отвечает за относительно небольшую долю рынка труда, а в большинстве стран безработица держится на низком уровне.

По нашим оценкам, незаполненные вакансии упали на 10% по сравнению с 30 млн вакантных рабочих мест, которые зафиксировали в начале прошлого года. А количество реально занятых людей упало на менее чем 1% по сравнению с пиковым показателем.

Инвесторы обращают внимание на рынки труда, но больше всего их сейчас интересует инфляция. Пока рано говорить о том, прошла ли самая большая угроза.

В богатых странах базовая инфляция, показатель основного давления на экономику, все еще находится на уровне 5–6%, что значительно выше, чем хотелось бы центральным банкам. Но хорошо то, что он хотя бы не ухудшается. В США базовая инфляция падает, как и количество малых бизнесов, планирующих повышать цены.

Почему все не так плохо?

Два фактора повлияли на то, что экономика держится: цены на энергоресурсы и финансы частного сектора.

В прошлом году цена на топливо в богатых странах выросла более чем на 20%, а в некоторых странах Европы – на 60% или выше. Экономисты ожидали, что и в 2023 эти цены останутся высокими, прижав зависимые от энергоресурсов сектора, как-то тяжелая промышленность. С обоими прогнозами они прогадали.

Благодаря очень теплой погоде компании проявили неожиданную гибкость в решении проблемы высоких цен. В ноябре промышленное потребление газа в Германии было на 27% ниже нормального, а промышленное производство упало лишь на 0,5% по сравнению с предыдущим годом. А в рождественский период цены на природный газ в Европе стали вдвое ниже, достигнув уровня довоенных.

Долгий путь с надеждой. Прогнозы мировой рецессии от The Economist /Фото 2

Прочное финансовое положение частного сектора тоже сыграло свою положительную роль. Семьи в странах «Большой семерки» все еще имеют «избыточные» сбережения (т.е. превышающие уровень сбережений в нормальные времена) на общую сумму $3 трлн (это около 10% годовых потребительских расходов).

В результате этого расходы сегодня остаются стабильными, а потребители могут выдержать более высокие цены и кредиты.

Бизнес тоже все еще имеет в запасе большие суммы наличных денег. Многим бизнесам не нужно волноваться за большие выплаты по долговым обязательствам: в этом году выплаты по корпоративным долгам в долларах составляют $600 млрд, тогда как в 2025 году эта сумма уже будет $900 млрд.

Долгий путь с надеждой

Смогут ли данные и дальше превышать ожидания? Существуют некоторые доказательства того, что наибольшее замедление экономического роста после введения более жесткой монетарной политики происходит месяцев за девять.

Более жесткие условия в финансовом секторе начали вводить месяцев девять назад. Если эта теория верна, то вскоре экономика должна укрепиться, даже если более высокая учетная ставка начнет съедать инфляцию.

Китай – это еще одна причина оптимизма. Хотя снятие внутренних карантинных ограничений замедлило экономику в декабре, ведь люди начали прятаться от вируса, отмена политики «нулевой толерантности к ковиду» в конечном счете приведет к росту спроса на товары и услуги в мире. А синоптики прогнозируют, что теплая погода задержится в большинстве Европы.

Но и пессимистические прогнозы имеют место. Центральным банкам предстоит еще многое сделать, чтобы уверенно взять инфляцию под контроль, особенно учитывая то, что открытие Китая толкает цены на биржевые товары вверх.

Кроме того, экономика на пороге рецессии непредсказуема. Как только люди начнут терять работу и сокращать свои расходы, невозможно предусмотреть глубину упадка.

А последние годы показывают: если кажется, что что-то может пойти не так, именно так и будет. Но хорошо надеяться на лучшее.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд