Рекордная инфляция и падение курса национальной валюты – лиры не помешали Реджепу Эрдогану стать президентом Турции третий срок подряд. Forbes Ukraine попросил бизнесмена Петра Чернышова написать краткий обзор, что происходит с турецкой экономикой и почему украинский бизнес выбирает Турцию для инвестиций
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Турция за последние 20 лет провела серьезные реформы в экономике. Страну не узнать. Это могут подтвердить и украинские туристы, и предприниматели, которые там ведут бизнес.
Экономика Турции в цифрах, данные World Bank:
- ВВП в абсолютной величине вырос с $210 млрд до $820 млрд на сейчас. Рост в среднем 11% в год.
- ВВП на душу населения вырос с $3100 (2001 год) до $10 000 на сегодня.
- Задолженность правительства всего 42% от ВВП. Но есть очень большой долг корпораций и банков в иностранной валюте.
- Продолжительность жизни выросла с 72 лет до 78. Это очень инертный показатель. Турки молодцы.
- Уровень безработицы колеблется около 10%. Плюс к этому – растет миграция населения: более 5 млн человек. Это «давит» на рынок труда – они готовы работать дешевле.
- Растет инфляция. Официально сейчас 50%. Но есть другие данные, которым я больше верю: примерно 80%.
- У Центробанка Турции отрицательные валютные резервы – ситуация уникальная в мире. Частично это вызвано гарантией правительства на все депозиты в нацвалюте лире с весны 2022 года – сумма $120 млрд. Падение курса на 5% автоматически ведет к уменьшению резервов на $6 млрд. За год курс лиры упал на 30%.
Самые важные направления реформ:
- Экспортно-ориентированная стратегия роста. Цель – стимулировать экономическое развитие помимо внутреннего спроса. Потому что только сейчас Турция достигла средних доходов населения. Когда все начиналось 20 лет назад, объем внутреннего рынка был маленьким, чтобы стимулировать создание достаточного количества бизнеса. Созданы Free Zones для привлечения экспортно-ориентированных предприятий.
- Реформы для привлечения иностранных инвестиций и модернизации экономики: банковской системы, устранение препятствий для регистрации бизнеса, ускорение работы таможни.
- Поддержка малых и средних предприятий (МСП) для создания рабочих мест и поощрения предпринимательства. В стране действует много внутренних программ для поддержки МСП. Правительство Турции, понимая важность привлечения большого экспортного бизнеса, также знает, что только это не создаст достаточно рабочих мест, чтобы турки не уезжали на заработки работать в Европу, как это было популярно до начала 2000-х.
- Борьба с инфляцией и стабилизация стоимости валюты с помощью налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики. Эта часть политики развалилась последние пять лет из-за догматического верования президента Реджепа Эрдогана в неофишеризм. Существует теория о том, что низкая учетная ставка приведет к снижению инфляции. За два последних года Эрдоган заставил Центробанк понизить учетную ставку с 19% до 8,5%. Это при огромном росте инфляции, которая достигла примерно 90% в прошлом году. Для этого пришлось уволить двух глав Центробанка.
- Увеличение государственных расходов на инфраструктуру, образование, здравоохранение и социальные программы. Автодороги и аэропорты в Турции – это символ зависти для многих стран. Медицина в Турции стала гостевой: в страну приезжают «медицинские туристы», в основном из мусульманских стран. Качество медицины выросло, вместе с тем медицина осталась доступной и населению страны. Потому что внедрена правильная экономическая модель.
- Улучшение делового климата для повышения конкурентоспособности и облегчения ведения бизнеса. Улучшение работы судов, борьба с коррупцией и вымогательством у бизнеса. Повсеместное выполнение подписанных контрактов.
- Содействие туризму для увеличения доходов от иностранных посетителей и создания рабочих мест. Туризм стал абсолютно стратегической индустрией и достиг (до пандемии) 12% ВВП страны. Сейчас валюта, приходящая от туризма, спасает баланс платежей страны.
- Расширение производства энергии и снижение зависимости от импорта. В Турции почти нет своих источников энергии. Поэтому страна поставила цель добиться недорогой энергии с помощью партнерства с Ираном и Россией, став в энергетике сильно зависимой от этих стран.
- Поддержка сельского хозяйства, включая инвестиции в ирригационные системы и страхование урожая фермерам.
От теории к практике
Для этой колонки я поговорил с несколькими украинскими бизнесменами, которые перенесли свои производства из Украины в Турцию. Это компании, в которых на производстве работает от 150 до 400 человек.
Принимая решение, куда перенести заводы из Украины, они анализировали страны всей Восточной Европы и также Турцию. Западную Европу не рассматривали по причинам дорогой рабочей силы и «тяжелого» трудового кодекса: увольнять людей дорого.
Важно: если есть желание открыть завод в новой стране и при расширении бизнеса нужны до 1000 сотрудников, нужно сразу отсекать страны, где население менее 20 млн: Чехия, Венгрия, Словакия, страны Балтии. Вам трудно будет найти такое количество рабочих в этих странах.
Таким образом оставался выбор между Польшей и Турцией.
Если в первой стране затраты компании на одного рабочего сейчас около 1000 евро, во второй – около 500 евро.
Free Zones для экспорта
Производство украинских бизнесменов в Турции работает почти полностью на экспорт, доля продаж на внутреннем рынке страны – от 2% до 4%. В такой ситуации Турция предлагает невероятно привлекательные условия.
В стране функционирует примерно 30 Free Zones – специальных экономических зон. Открывая предприятие в них, компания находится в Турции географически, но не экономически.
Чем Free Zones привлекательны для бизнеса:
- Вместо налога на прибыль, который действует вне таких зон, в Free Zone применяется ННВК – налог на выведенный капитал: пока ты не решил свою прибыль выплатить дивидендами, на прибыль нет налога.
- Нет НДС, значит нет никакого «возмещения НДС» и «блокирования налоговых накладных».
- Нет валютных ограничений. Вне таких зон 60% экспортной выручки бизнес должен продавать.
- Есть подготовленные участки, на которых можно строить завод с нуля. Но есть и готовые «коробки», которые можно купить или арендовать. Стоимость аренды невысокая, около $2-3 за квадратный метр, если это не в Стамбуле, и $4-6, если в Анкаре – столице Турции.
- Готовая инфраструктура: газ, электричество, дороги уже подведены к таким участкам. Цены на энергоресурсы в Турции невысокие. Это результат специальных отношений страны с Ираном и Россией.
- Для экспорта из FreeZone во многие страны, включая весь Евросоюз, Турция заключила договора об обложении таможенными пошлинами не готового изделия, а комплектующих для его производства. В этих правилах есть исключения для комплектующих из Китая – для них пошлины больше. Важный момент: турецкий рынок очень глубокий, сырье и комплектующие можно купить в стране. Тогда пошлины равны нулю. В Польше рынок не такой глубокий. Хотя там тоже нет проблем с пошлинами, ведь страна – член Евросоюза.
Цикл от принятия решения до начала производства занимает примерно шесть месяцев. Это включает создание компании и открытие счетов, импорт оборудования и сырья для начала производства. Дольше всего занимает поиск менеджмента для завода.
Мои собеседники отмечали, что рабочие в странах Европы настроены очень социалистически – им все должны. В Турции такого нет. Есть проблема в том, что местное население менее образовано и креативно (особенно сравнивая с Украиной).
В Турции уже функционирует много заводов – как иностранных, так и своих инвесторов – можно выбирать сотрудников. Если сразу не получилось нанять правильных, увольняешь (в первый год работы там это очень дешево) и нанимаешь новых.
Поскольку много заводов больших иностранных инвесторов, есть много хорошо обученных и говорящих по-английски менеджеров, готовых работать за более низкую зарплату, чем в Европе. Во FreeZone легко привезти своих менеджеров с Украины и легально их там устроить на работу.
Несмотря на то что страна мусульманская, все отмечают большое участие женщин как среди рабочих, так и в менеджменте.
Вопрос коррупции
Отдельно спрашивал у бизнеса – как в Турции с коррупцией, поскольку открытие производства во FreeZone предполагает много «интеракций» с госчиновниками локального уровня. Ответ меня поразил, но не удивил: нет фактов коррупции.
Притом что никто не питает иллюзий – в самой Турции большая коррупция при госзакупках и господрядах. Губернаторы и чиновники рангом меньше очень сильно помогают инвестициям в производство в тех FreeZone, которые принадлежат их территориям. Такие вот настоящие «инвестняни».
Все отметили, что схемы «создал проблему – продал решение проблемы», которая в Украине очень популярна от налоговых и силовых органов, в Турции нет.
«Вишенка на торте» – профсоюзы в Турции очень слабы и в них входит малый процент рабочих. Поэтому довольно легко не допустить создания профсоюза именно на твоем производстве.
Минусы системы
Эрдоганомика
У президента Турции Реджепа Эрдогана свой подход к экономике, нетрадиционный.
Его два постулата:
- Низкая учетная ставка – низкая инфляция.
- Цель – развивать бизнес в стране. Значит, должно быть доступно кредитование. Поэтому ставка коммерческого кредитования должна быть ниже уровня инфляции.
Первый постулат пока не сработал. А второй как раз работает. В стране очень высокая инфляция (40-90% годовых) и очень нестабильная постоянно падающая к доллару нацвалюта лира.
Минимальная зарплата
В Турции есть минимальная зарплата. В отличие от Украины, она реальная. У моих собеседников действует политика – «платим +10%/20% к минималке, поэтому нанимаем самых лучших».
В декабре 2022 года, готовясь к выборам, Эрдоган решил поднять минималку на 54% до около $450 в месяц. Моим собеседникам также пришлось поднимать ставки своим рабочим. Разрыв в себестоимости рабочей силы с Украиной стал катастрофическим, а с Польшей почти исчез.
Потребовали поднять зарплаты и менеджеры, потому что в Турции по закону зарплаты менеджеров привязаны к минималке (в три, четыре или шесть раз больше, зависит от уровня менеджера). Это очень неожиданно для капиталистической страны.
Поэтому сейчас мои собеседники в режиме «wait and see» – никаких новых инвестиций. Пока не станет понятно, что будет с курсом и инфляцией. И не будет ли новых повышений минималки – слухи такие есть, поскольку ожидается очень сильное падение лиры.
Беженцы
В стране из-за огромного наплыва беженцев (в основном из Сирии и Ирака) есть «параллельный рынок» рабсилы. Много людей готовы работать на зарплату меньше минималки, хотя их и невозможно принять легально на работу в FreeZone, если ты иностранный инвестор. Но локальный инвестор может. Поэтому у него есть преимущество по себестоимости, если работает в твоем сегменте рынка.
Что случится с Украиной, когда откроют границы
Мои собеседники считают, что много мужчин «синих воротничков» сразу же уедут: теперь во всех странах Европы для них очень легко получить разрешение на работу. А зарплата там намного больше.
«Белые воротнички» скорее всего останутся – для них очень важен статус (быстро его очень трудно обрести в новой стране). Им также важны удобства жизни в больших городах Украины (медицина, хороший кофе и рестораны, быстрое решение всех бытовых проблем). Они могут позволить себе такие удобства, а рабочие нет.
Есть такая неприятная реальность нашего будущего, что в Украине останется всего 25 млн населения (в лучшем случае). Тогда сюда вообще не придут новые производящие компании, потому что с таким населением, как сказано выше, трудно найти рабочих для больших заводов. А разместить производство, работающее на экспорт, можно в любой стране.
Об этом должны думать лидеры Украины. Это главная проблема, которая встанет после победы.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.