Категория
Война
Дата

193 млрд грн задолженности по закупкам Минобороны. Заместитель министра обороны Юрий Джигир объясняет, как она возникает и почему это не «зрада»

Міноборони, заборгованість, гроші, зброя /иллюстрация Илья Колесник для Forbes Ukraine

Дебиторская задолженность Минобороны – вопрос, важный не только для аналитических центров и общественных организаций, но и в целом для общества. Фото иллюстрация Илья Колесник для Forbes Ukraine

Дебиторская задолженность Минобороны на 1 января 2024 года увеличилась в 10 раз по сравнению с задолженностью на начало 2022-го – до 193,1 млрд грн. А просроченная дебиторка составила 51,5 млрд грн. На первый взгляд, такие показатели впечатляют. Но на самом деле это деньги, которые кто-то должен Минобороны за непоставленный товар, отмечает заместитель министра обороны Юрий Джигир и объясняет, почему сумма долгов возрастает.

Велика війна пришвидшила вихід жінок на лідерські ролі. Вже 15 травня на форумі «Вільна» Forbes пропонує подивитися на це явище крізь нову, чітку оптику. Спікерки та спікери з Superhumans, Google, ENKO, McDonald’s, G. Bar та інших. Купуйте квитки за посиланням.

Дебиторская задолженность Минобороны – вопрос, важный не только для аналитических центров и общественных организаций, но и в целом для общества. Это деньги, которые кто-то должен нам за непоставленный товар.

Что произошло с дебиторкой с начала полномасштабного вторжения

Позитивная дебиторка

В основном дебиторка возникает, если вы приобретаете что-то с предоплатой. Когда аванс уплачен, а товар еще не поставлен, эта сумма считается дебиторской задолженностью поставщика. Она исчезает, как только поступает товар.

Минобороны почти всегда авансирует закупку вооружения. Прежде всего производителям нужны «железные» финансовые гарантии, часто – распределения финансовых рисков, поскольку это производство очень затратное и сложное. Также авансирование – важный фактор усиления переговорной позиции правительства при поиске поставщика.

Таким образом, дебиторка – неотъемлемая часть закупок оружия. Если бюджет на оружие растет, вместе с ним растет дебиторка, ведь увеличивается количество контрактов и авансовых платежей.

Общий объем дебиторской задолженности Минобороны на 1 января 2024 г. составляет 193,1 млрд грн. Это значительный рост – более чем в 10 раз по сравнению с задолженностью в начале 2022 года (тогда общая дебиторка составила 19 млрд грн).

Большая часть дебиторской задолженности (141,6 млрд грн) – это «текущая дебиторка». Реальный пример: мы заказали и оплатили 70% аванса за определенные образцы беспилотников и зенитно-ракетных комплексов корабельного базирования, поставки которых ожидаются в 2025 году. С одним из иностранных поставщиков заключен контракт на строительство двух кораблей класса корвет для ВМС ВСУ. Первый запланировано поставить в декабре 2024-го, второй – в 2027 году. Поэтому дебиторка за эти законтрактованные дроны, ЗРК и корабли будет «тянуться» за Минобороны еще более года, 10 месяцев и три года соответственно. Это не идеальная, но приемлемая ситуация.

Вызовы дебиторки

Если поставка авансированного товара не происходит в оговоренный срок, дебиторская задолженность превращается в просроченную . И это одна из сфер, на которой сосредоточено пристальное внимание аудиторов министерства.

Мы зашли в февраль 2022-го с 3,1 млрд грн просроченной дебиторки. За год ее объем вырос до 58 млрд грн. Собственно, новая просроченная задолженность за 2022 год выросла на 56,3 млрд грн, но еще 1,7 млрд грн – так и остались непогашенными от «наследства» до полномасштабного вторжения.

Просроченная дебиторская задолженность Минобороны /пресс-служба Минобороны

Просроченная дебиторская задолженность Минобороны Фото пресс-служба Минобороны

Такая аномально большая цифра была, по крайней мере, частично вызвана шоковыми обстоятельствами первых месяцев полномасштабного вторжения РФ. Реагировать нужно было быстро, поэтому учесть все рычаги финансового контроля при закупке и авансировании поставок оружия было сложно. Но какими бы ни были причины и обстоятельства тех решений, это не повод не возвращать задолженность.

Перед Минобороны после некоторой стабилизации и приспособления к активным боевым действиям встало две задачи: решать «унаследованную» проблему просроченной дебиторки и бесперебойно снабжать военных техникой и вооружением с учетом «работы над ошибками».

Погашение просроченной дебиторки

Если просроченную дебиторку не погасить, она скапливается из года в год. Погашение может происходить в три этапа, на каждом из которых возможно решение проблемы.

Первая задача – выявить случаи, когда поставки задерживаются по объективным причинам, а добросовестность поставщика не вызывает сомнений.

Вариант разорвать такие контракты и требовать возврата денег часто не имеет смысла. У производителей действительно могут случаться сложности со своевременными поставками, в частности, это касается украинского производства.

Иногда, несмотря на задержку, контракт остается очень выгодным. Реальный пример: у одного из поставщиков по объективным причинам замедлился темп поставок, и вместо полугода поставка товара растянется на три. Но соотношение качества и цены – уникальное, и производитель настроен изготовить товары при любых условиях. Поэтому Минобороны ожидает погашения этой дебиторки, поскольку поставки продолжаются, а закупить такие же товары выгоднее и раньше у альтернативного поставщика невозможно.

В более проблемных случаях Минобороны разрешает ситуацию путем переговоров и медиации. Это регулируемый и прозрачный процесс, который помогает сэкономить время и избежать судебной волокиты. Максимально использовать такие возможности – наша вторая задача.

В некоторых случаях контрагенты добровольно платят задолженности еще до подачи иска, в других – уже при рассмотрении судебного дела. Но до вынесения судебного решения, потому что в процессе соглашаются оплатить задолженность.

За 2023 год в порядке медиации национальные поставщики добровольно уплатили Минобороны 3,18 млрд грн задолженных средств, а иностранные – $1,2 млн и €180 500 штрафных санкций.

Третья задача – защита интересов Минобороны в судах. В судебную плоскость переходим, когда исчерпаны другие возможности решить проблему.

В 2023 году вынесено 11 судебных решений в пользу Минобороны о взыскании просроченной дебиторской задолженности на 3,7 млрд грн. Еще в 44 решениях суд удовлетворил исковые требования Минобороны о взыскании штрафных санкций за нарушение договоров на 1,2 млрд грн.

Продолжается представительство Минобороны еще по 11 делам в национальных судах и самопредставительство в двух арбитражных процессах в Международном коммерческом арбитражном суде против иностранных контрагентов.

В течение 2023 года удалось погасить 77% унаследованной с шокового 2022-го просроченной дебиторки (это 43,3 млрд грн). Непогашенными остаются 13 млрд грн, но большинство этих дел (на 10,4 млрд грн) уже в судах. Еще 2,2 млрд грн – в процессе досудебного урегулирования, а остальные – 0,4 млрд грн – расценены нами как нерисковая задолженность, которая будет со временем погашена.

Динамика просроченной дебиторки Минобороны /пресс-служба Минобороны

Динамика просроченной дебиторки Минобороны Фото пресс-служба Минобороны

В 2024 год Минобороны зашло с этими непогашенными 13 млрд грн, вместе с которыми до сих пор тянутся непогашенные в 2021 1,7 млрд грн. А также с 36,8 млрд грн – новой просроченной дебиторкой, созданной уже в 2023-м. Общий объем всей просроченной дебиторки на начало января составил 51,5 млрд грн.

Просроченная дебиторская задолженность Минобороны на 31 декабря 2023 года

Просроченная дебиторская задолженность Минобороны на 31 декабря 2023 года

Сумма просроченной дебиторки за 2023 год снижается – в условиях новых соглашений мы учли опыт 2022-го. Просроченная дебиторка уменьшилась почти втрое в процентном соотношении от бюджета оборонных закупок (11% в 2023 году против 32% в 2022-м). То есть процент просроченной дебиторки снижается на фоне значительного роста самих закупок.

Просроченная дебиторка как доля от оборонных закупок /пресс-служба Минобороны

Просроченная дебиторка как доля от оборонных закупок Фото пресс-служба Минобороны

Структура просроченной дебиторки, созданной в течение 2023 года, дает нам шанс на урегулирование: за январь она уменьшилась на 8,3 млрд грн. Более половины долга (21 млрд грн) в процессе досудебного урегулирования, еще часть (4,9 млрд грн) – это нерискованные обязательства. Остальные дела – в судах.

Теперь о сложном. Все равно поставки задерживаются, возникают судебные процессы. Новые 2,7 млрд грн просроченной дебиторки подрядчики создали за январь (большая часть ее уже разбирается в досудебном порядке).

Объем этих проблем снижается – учли предыдущий опыт, надлежащим образом заключаем обоснованные плановые контракты. Но есть еще над чем работать.

Сейчас важно не отвлекаться на цифры, за которыми на самом деле нет «зрады», и сосредоточить усилия и общественный надзор на тех проблемах, где действительно нужно усилить качество закупок.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине