России, похоже, удалось захватить Соледар и продвинуться кое-где до 5 км в этом направлении за последние две недели. Часть украинского общества остро отреагировала на это, подвергаясь информационной пропаганде противника. Как проходили бои за Соледар и насколько это важное направление
Украинцы привыкают потреблять информацию о войне в основном с положительного ракурса – отчеты Генштаба об убитых оккупантах и уничтоженной технике, анонсы новых контрнаступлений ВСУ, помощь союзников и истории о том, какой враг бестолковый и ничтожный.
Но продолжительное пребывание в атмосфере таких новостей создает искаженное представление о войне. На войне несут потери с обеих сторон. У врага есть разные подразделения по уровню подготовки и боевого опыта.
Если мы стремимся победить гораздо большего врага с большим мобилизационным потенциалом, для нас должна быть важна жизнь каждого воина. Острая реакция общества иногда не помогает, а иногда и мешает принимать правильные оперативные решения.
Как бои за Соледар обнажили проблему восприятия войны?
Прорыв россиян на Соледарском направлении
После многомесячных штурмов Бахмута в начале года россияне решили поменять тактику. Основной целью стали две дороги, идущие к Бахмуту. С севера – трасса М-03 в направлении Приволья, а с юга – дороги в направлении Константиновки и Часового Яра.
Враг пытается отрезать Бахмут от путей снабжения и заставить украинские войска оставить оборону города.
В начале года российские войска перегруппировались и совершили массированную акцентированную атаку в районе Соледара – небольшого городка на 10 000 жителей в довоенное время.
Бои в окрестностях Соледара продолжались уже достаточно давно. Но враг не прибег к лобовой атаке на сам город. Приблизительно 4–6 января россиянам удалось прорвать оборону ВСУ в двух местах, севернее и южнее Соледара, и занять стратегические высоты. Этому предшествовали массированные артиллерийские обстрелы и мощный штурм вагнеровцев.
В это время температура воздуха падает до экстремальных -15 градусов. Находиться на позициях в таких условиях больше суток физически невозможно. Многое зависит от своевременной ротации, вывоза раненых и координации действий. То есть от командования среднего звена.
Доподлинно неизвестно, что стало причиной прорыва обороны. Но врагу удалось за три дня прорваться на глубину 3–5 км. Скорее всего, планомерного ухода с первой линии обороны на вторую и третью не было.
Австрийский военный аналитик Том Купер говорит, что проблемой обороны на этом направлении могло быть привлечение слишком большого количества разных подразделений ВСУ без должной связи и координации.
По данным сайта MilitaryLand, на этом направлении находились, в частности, 61-я, 128-я, 77-я и 46-я бригады ВСУ и 17-я бригада Нацгвардии. Преимущественно новые подразделения, сформированные уже во время войны.
До конца 2022 года Бахмутское и Соледарское направления закрывала 93-я механизированная бригада «Холодный Яр», которая является одной из самых опытных. Обычно командование пытается совмещать опытные механизированные бригады и новосозданные бригады ВСУ, которые часто не имеют достаточного количества бронетехники, разведки, собственных танковых и артиллерийских групп, чтобы строить полноценную автономную оборону. Но большинство опытных бригад было в непрерывных боях с 24 февраля. И они давно нуждались в ротации и отдыхе.
В свою очередь группа вагнеровцев, кроме штурмовых отрядов из бывших узников, использовала свои наиболее опытные подразделения и тактику атаки под чужим флагом. Очевидно, зная о проблемах координации среди солдат ВСУ в этом направлении.
В сетях есть фото и видео вагнеровцев в Соледаре, одетых в форму ВСУ, вероятно работавших как диверсионно-разведывательные группы. И это не те вагнеровцы, которых сотнями отправляют на убой, а достаточно опытные и жестокие убийцы личной армии Пригожина, часто имеющие лучшую экипировку, чем элитные регулярные войска РФ.
О проблемах с оперативным командованием среди украинских подразделений может говорить и тот факт, что позиции у Соледара проинспектировал командующий Сухопутными войсками, генерал-полковник Александр Сырский. А приезд командующего на переднюю линию фронта – это все же не рядовое событие, и его нельзя объяснить просто необходимостью поднять боевой дух солдат.
О том, что ситуация развивалась очень динамично и не в пользу защитников города, свидетельствует, что во время штурма Соледара погибли два британских волонтера, которые не были военными, а помогали гражданскому населению. То есть их не успели вовремя предупредить и вывезти из города. Под обстрелы в Соледаре также попал эстонский волонтер.
После прорыва враг прибег к активной информационно-психологической атаке, пытаясь сломить моральный дух защитников и создать панику. В частности, создавая ряд ложных сообщений от полного захвата Соледара до якобы окружения украинских войск.
Городские бои в Соледаре
Сам город находится в низине. И удерживать его в полуокружении очень сложно. Ведь Соледар просматривается практически со всех сторон, а длительные бомбардировки разрушили большинство домов. От некоторых многоэтажек остался только фундамент.
Россияне начали наступление на город с трех сторон, пытаясь изолировать украинские подразделения и создать оцепление.
7 января журналист Юрий Бутусов обнародовал фото из Соледара. Бои за город вели подразделения 46-й десантно-штурмовой бригады. В тот момент казалось, что ситуацию удалось стабилизировать. Но она все еще была тяжелая. Ведь организовать поддержку и вывоз раненых из Соледара было сложно.
На видео эвакуации раненых видно, что украинская медицинская БМП находится под вражеским артиллерийским огнем практически весь путь по городу.
Но штурм города только усилился. Российские блогеры постоянно заявляли о захвате города, а самому Пригожину, очевидно, очень хотелось одержать скорую победу и доказать, что его отряды более эффективны, чем регулярные войска РФ.
Он даже заранее изготовил медали «За взятие Соледара».
В это время возникает определенный конфликт между МО РФ и Пригожиным относительно того, кто именно штурмует Соледар. Источники, близкие к Пригожину, пытались опровергнуть информацию о том, что в боях также участвуют десантники регулярной армии РФ. Уверяя, что на этом направлении воюют только подразделения «Вагнер». С другой стороны, российское Минобороны опровергло информацию о взятии Соледара, распространявшуюся вагнеровскими телеграмм-каналами.
Внутренний спор подталкивает Пригожина начать еще более активную атаку и бросить все силы на штурм города.
С другой стороны, и в украинском информационном пространстве тоже начинаются эмоциональные качели.
Пророссийские медиа и блогеры начинают раскачивать информацию об огромных потерях среди ВСУ. Распространяют видео с убитыми украинскими бойцами. Но надо понимать, что группа «Вагнер» – это одно из самых циничных и бесчеловечных формирований, воюющих на стороне РФ.
Россияне распространяют много фото и видео, на которых убиты украинские бойцы с поднятыми руками. Это может свидетельствовать о том, что они были расстреляны, когда пытались сдаться в плен. Или тела специально перемещают из локации в локацию, создавая эффект массовости.
Украинские солдаты говорят, что потери в Соледаре были значительными. Но вряд ли такими, как описывает их враг. Вероятно, россиянам удалось в первые дни наступления захватить врасплох оборону, использовать проблемы опыта и координации молодых бригад. К тому же на стороне россиян были экстремальные температурные условия, в которых длительная позиционная оборона становится невыносимой. Украинские солдаты получают обморожение конечностей и переохлаждение.
10 января российская пропаганда начинает в унисон говорить о полном захвате Соледара. Пригожин публикует фото из соляных шахт. Но в этот момент украинское командование подтягивает к городу дополнительные силы, и ситуация начинает меняться.
Пиррова победа
После заявлений Пригожина вопрос окончательного захвата Соледара становится принципиальным для вагнеровцев. Они бросают в бой не столько малоценный ресурс из заключенных-штурмовиков, а наиболее подготовленных настоящих вагнеровцев, которых Пригожин обычно бережет.
Однако захватив большую часть Соледара, российские войска оказались ровно в тех условиях, в которых до этого была 46-я бригада ВСУ. Город так же хорошо просматривается с высот на запад, которые занимают украинские силы.
К Соледару прибывают, в частности, подразделения 45-й и 43-й артиллерийских бригад, которые начинают охоту на тайники и позиции вагнеровцев в городе и окрестностях. С этого момента битва уже идет не на пользу россиянам.
Но отступить и значит проиграть в информационном пространстве Пригожин, по-видимому, не может. Он слишком долго информационно раскручивал это наступление. Россияне вязнут в боях на западных окрестностях города. И хотя группе «Вагнер» удается продвинуться практически к последним улицам Соледара, удерживать город становится сложной задачей.
Украинская артиллерия использует по врагу даже комплексы «Точка-У», ракет к которым оставалось очень мало. Ракеты этого советского комплекса хоть и неточные, зато крайне эффективны против живой силы на открытой местности. Площадь поражения осколками одной ракеты составляет 10–30 000 кв. м.
В конце концов, даже сами бойцы «Вагнера» начинают записывать видео, на которых жалуются на огромные потери. «Город еще не взят до конца, – говорит вагнеровец. – У нас много, очень много потерь. Но Евгений Викторович (Пригожин) сказал до конца стоять будем». Во всех проблемах вагнеровцы, как всегда, обвиняют Генштаб РФ.
Дело «чести» обернулось тяжелыми и неоправданными потерями для «повара Путина». А самое главное, что Пригожин сам себя загнал в эту информационную ловушку.
15 января стало известно, что россияне вышли на западные границы города и линия фронта якобы переместилась за Соледар. Таким образом, сейчас весь город оккупирован врагом. Но ожесточенные бои все еще продолжаются. «Фронт будет находиться теперь рядом, но за пределами города», – написал 15 января командир (позывной Мадяр) тактической группы аэроразведки «Птицы Мадяра».
По мнению аналитиков американского Института изучения войны, вероятный захват Соледара не является оперативно значимым событием и вряд ли означает неизбежное оцепление Россией Бахмута.
Существует вероятность, что битва за Соледар будет похожа на битву за Северодонецк, где украинским войскам также было тяжело и где мы понесли большие потери. Но это позволило сбить атакующий потенциал врага почти на месяц и подготовить резервы для контрнаступления в Харьковской области.
Чему нас должен научить Соледар
1. Не стоит воспринимать войну в розовом свете
Война – это потери, много раненых, нечеловеческие страдания и иногда минуты радости. Минуты радости, когда воин понимает, что все это не зря. Когда он встречает обычных прохожих, которые благодарят его. Когда украинские войска побеждают и враг убегает.
2. Не стоит недооценивать врага
Атака на Соледар с самого начала была хорошо подготовленной, и враг четко проанализировал все наши слабые стороны, погоду и другие благоприятные для себя обстоятельства. То есть враг может проводить не только лобовые дешевые атаки мобилизованными и заключенными. Но и использовать сложную тактику разноплановой атаки. Атака на Соледар стала в итоге скорее неудачей для вагнеровцев не из-за плохой подготовки и планирования, а потому, что Пригожин потянулся за информационной победой и преждевременно заявил о ней.
3. Не стоит лелеять завышенные ожидания
Что мы всегда будем побеждать, что мы не уступим ни одного метра земли. Ни шагу назад – это сталинские лозунги, а не наши.
Продвижение россиян на Бахмутском направлении никуда не исчезало с мая месяца. Они медленно продвигаются, начиная от Попасной и сейчас Соледаром. Но в этом нет ничего рокового, ведь враг концентрирует все основные усилия и средства на этом направлении, что позволяет нам формировать резервы и готовить операции на других направлениях. Мы никогда не знаем, что происходит в этот момент за кулисами войны.
4. Информационная война – это только часть войны. И иногда она очень сильно отличается от ситуации на поле боя.
5. Жизнь солдат должна быть главной ценностью для всех нас. Ведь территории и города можно вернуть, а жизнь – нет.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.