Новый порядок постановки на военный учет и его ведение вызывают много вопросов у предпринимателей. Единственное, что точно понятно, – административная нагрузка на бизнес растет. Юристы Eterna Law по просьбе Forbes написали детальное разъяснение новых правил.
⚡️ Хто, на вашу думку, заслуговує на звання «Підприємець року 2024»? Дізнайтесь більше про кожного з кандидатів та проголосуйте за посиланням. Ваш голос визначить переможця номінації «Вибір аудиторії».
30 декабря 2022 года Кабмин утвердил новый Порядок организации и ведения военного учета призывников, военнообязанных и резервистов (Порядок).
По замыслу правительства указанные изменения предполагают значительное усиление контроля за взятием на учет, обмен данными между разными органами власти, реестрами и работодателями людей, подлежащих учету и декларирующих цифровизацию многих процессов.
Как новые правила будут работать на практике и какие коррективы вносятся в бизнес?
Трудоустройство военнообязанных
Теперь принимать на работу военнообязанного можно только после предъявления им военного билета, в частности через «Дію», или постановки на военный учет.
Работодатель перед тем, как принять на работу, согласно Порядку, обязан проверить, находится ли кандидат на должность на военном учете, где именно и актуальны ли его данные.
То есть если кандидат на должность не дает подтверждения о своем военном учете, работодатель не имеет права принять его на работу, поскольку это будет противоречить Порядку. Таким подтверждением может служить военный билет или приписное удостоверение.
На самом же деле эта норма не нова, обязанность предоставлять подтверждение военного учета во время официального трудоустройства существовала и раньше. Положения Порядка призваны уточнить и конкретизировать процедуру, установить ответственность за невыполнение.
В то же время до сих пор непонятным остается то, как на практике будет проходить такая проверка:
- должна ли проверяться актуальность данных военного учета кандидаты или только его наличие;
- если при проверке обнаружены несовпадение данных или отсутствие взятия на учет, нужно ли уведомить об этом государственные органы и т. д.
Таким образом, хотя целью Порядка было уточнить данную процедуру, появилось много практических вопросов, ответ на которые нам придется узнать уже в ходе работы.
Учет на рабочем месте
То, что работодатель должен вести учет военнообязанных, – не новелла, однако ранее правила соблюдения этой нормы были не четки. Порядок предусматривает большую детализацию этого процесса.
Организация военного учета возлагается на соответствующих руководителей предприятий, а обязанности по ведению – на HR-специалиста (при отсутствии отдельного уполномоченного лица). За осуществление дополнительных обязанностей такому специалисту выплачивается вознаграждение в размере 50% его оклада.
Списки военного учета призывников, военнообязанных и резервистов ведутся в электронной и/или бумажной формах. Сведения о военнообязанных, которые забронированы на период мобилизации и на военное время, выделяются в списках военного учета военнообязанных.
При этом предприятия должны в семидневный срок сообщить в территориальные центры комплектования и социальной поддержки (ТЦК), органы СБУ или подразделения Службы внешней разведки о принятии на работу военнообязанного, призывника, резервиста или увольнении его с работы.
Это новая норма, на которую следует обратить внимание. В то же время процедура такого сообщения также не полноценно сформирована. Не ясно, должно ли такое сообщение приходить по почте, или, возможно, будет создан единый цифровой инструмент.
Учетные данные работников должны передаваться в ТЦК раз в год до 25 января.
Кроме того, Порядком предполагается, что на предприятиях должны разместить памятки о правилах военного учета, которые будут находиться в общем доступе для ознакомления всеми сотрудниками.
При этом представители ТЦК могут осуществлять проверку принадлежности ведения учета путем очного посещения предприятия и документальной сверки.
Нарушение правил ведения учета военнообязанных
на предприятии влечет административную ответственность
- Штраф в размере 3400–5100 грн – для ответственного лица предприятия.
- Штраф 1700–3400 грн – для работника.
Также Порядок устанавливает обязанность руководителей предприятий, в случае получения распоряжений районных (городских) ТЦК, органов СБУ, подразделений Службы внешней разведки, извещать сотрудников о призыве, доводить до них приказ об этом под подпись и в случае необходимости вручать повестки для явки в соответствующий ТЦК.
В то же время законодательные требования к оформлению таких повесток не претерпели изменений, по-прежнему такие повестки должны быть изданы руководителем соответствующего ТЦК.
Однако, как видно из вышеприведенного, предприятия должны быть крайне внимательны для соблюдения всех требований и процедур, устанавливаемых Порядком, к лицам, которые будут вести такой учет. Пройдет определенное время и не одна юридическая консультация, пока бизнес воплотит все указанное.
Оформление командировок: новые правила для военнообязанных
Порядок внес свои коррективы и в процесс оформления командировок на предприятии. Теперь в случае необходимости оформления командировки сроком более трех месяцев кроме общего перечня документов для выезда за границу лицо должно сняться с военного учета призывников, военнообязанных и резервистов.
Происходит это путем личного прибытия лица в соответствующий районный (городской) территориальный центр комплектования и социальной поддержки, орган СБУ, подразделение Службы внешней разведки с документами, подтверждающими выезд за границу.
При этом в случае, если срок командировки меньше трех месяцев, снятие с военного учета не предусматривается.
Электронный учет военнообязанных
Порядок предусматривает ведение военного учета через Единый государственный реестр призывников, военнообязанных и резервистов (Реестр). Именно в этом реестре делают первичную запись или актуализируют данные о призывниках, военнообязанных или резервистах. Порядок подразумевает взаимодействие между Реестром и другими государственными базами данных. Таким образом, при наличии необходимые новые данные будут автоматически попадать в Реестр.
В то же время, если такие данные еще не включены в Реестр, призывник, военнообязанный или резервист может по собственному желанию предоставить сведения для включения в него. Это можно сделать при формировании декларации о месте жительства с использованием средств портала «Дія» при условии введения соответствующего информационного взаимодействия.
Сроки начала работы такого функционала «Дії» не детализируются. Порядком одновременно указано лишь, что Минобороны Украины должно определить и установить «механизм и требования к техническому описанию сервиса электронного информационного взаимодействия между порталом «Дія» и Единым государственным реестром призывников, военнообязанных и резервистов».
Однако такие изменения вызывают беспокойство. Действительно, такой функционал обладает потенциалом качественно оптимизировать процесс. В то же время есть и обратная сторона. В настоящее время судебной ветвью власти успешно используется механизм дополнительного уведомления участников судебного процесса через приложение «Дія». Таким образом, возникает вопрос: если речь идет о законном извещении соответствующих органов военного учета через приложение в телефоне, то не будет ли следующим шагом обратное извещение от органов военного учета по аналогии?
Нововведения электронного учета военнообязанных могут повлечь следующие риски:
- во-первых, уровень защиты персональных данных в Украине еще не достиг стандартов международного сообщества;
- во-вторых, доподлинно неизвестно, как именно будет взаимодействовать «передача сведений по собственному желанию в Реестр».
В то же время речь о Е-повестках не идет. Тем более что Минцифры убедительно уверяет, что «в их плане пока нет таких задач», а возможность электронных повесток рассматривается только как средство дополнительного информирования параллельно с бумажным. Однако тема остается интересной и актуальной для рассмотрения, поскольку никогда не говори «никогда».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.