Как наследство СССР, закупки в Минобороны Украины проводились по советской системе – все полномочия были у министерства. Во время полномасштабной войны проявились ее недостатки, ослаблявшие обороноспособность армии. Потому ее реформирование было острой потребностью. Заместитель министра обороны Украины Дмитрий Клименков о деталях работы новой структуры закупок для ВСУ
С 1 декабря 2023 года в Украине работает новая система закупок для Вооруженных сил Украины, разработанная по принципам НАТО. Ранее все полномочия по закупкам были сосредоточены в Департаменте ресурсного обеспечения Минобороны. Он отвечал за все: рассчитывал ориентировочную стоимость закупок и непосредственно осуществлял их, заключал прямые договоры.
Новая система закупок состоит из двух уровней. На первом уровне – Департамент политики закупок Минобороны, на втором – два вновь созданных госпредприятия, которые будут непосредственно заниматься закупками: «Агентство закупок в сфере обороны» (ГП «Государственный оператор тыла») и «Агентство оборонных закупок».
Как все будет работать
Департамент политики закупок будет формулировать профильную политику закупок, координировать финансовую деятельность агентств и разрабатывать нормативно правовые акты.
«Государственный оператор тыла» будет закупать тыловое имущество для армии: продовольствие, амуницию, горюче-смазочные материалы. Агентство будет ориентироваться на 100% поставок от украинских производителей. Главные критерии – качество по стандартам НАТО и конкурентная цена.
Стандарты НАТО – это не система закупок, а качество. Пока действует сложная система формирования цены на продукт, ведь там заложена логистическая составляющая. К примеру, один комплект питания для солдата стоит 125 грн, но сюда входит еще цена за транспортировку. Соответственно стоимость продуктов еще ниже, и это влияет на их качество.
В будущем, чтобы ее повысить, а за цену продукта получать именно продукт, логистика будет отделена. Так можно будет понять, сколько Минобороны платит именно за продукты.
Конкурентная цена будет формироваться благодаря увеличению количества лотов на Prozorro, а также проведению закупок по категориям товаров из специального каталога с 409 позиций.
Ранее поставщики должны были обеспечивать военнослужащих полным ассортиментом продуктов, указанных в каталоге. «Государственный оператор тыла» будет разбивать закупки на категории, открывая таким образом закупки для компаний, специализирующихся в конкретной отрасли. К примеру, молочные продукты смогут поставлять одни компании, а хлеб или мясо – другие. До сих пор такие предприятия не участвовали в тендерах, поскольку не могли обеспечить поставки всех 409 наименований продуктов. Закупать продукты по такому принципу агентство будет уже на средства бюджета 2024 года.
За свои услуги «Государственный оператор тыла» будет получать 0,4% цены контрактов (однако не более 250 млн грн в год). Эти деньги будут направляться из государственного бюджета на обеспечение операционной деятельности агентства. Это не повлияет на поставщика и цену продукта.
Вооружение и боеприпасы для ВСУ будет покупать «Агентство оборонных закупок». Госкомпания уже контрактует все оборонные соглашения, первый результат – вдвое уменьшился срок рассмотрения коммерческих предложений. Кроме того, агентство напрямую контрактируется с нашими международными партнерами. Уже использовано 97,9% бюджета на вооружение и технику за 2023 год по этому направлению. Любой поставщик может предоставить свое предложение на сайте агентства.
Эти два агентства будут работать по современным корпоративным стандартам.
Что уже удалось закупить
Пока запускались агентства, 100% закупок тылового имущества Минобороны осуществляло через Prozorro. Удалось своевременно провести конкурентные торги и увеличить среднее количество участников по ряду лотов.
Минобороны установило верхнюю и нижнюю предельные цены на комплект питания для ВСУ. Как результат – удалось снизить стоимость без потери качества со 156 грн до 125 грн по сравнению со стартовыми ценами.
Ранее отсутствие этих границ позволяло участникам торгов манипулировать стоимостью. Например, некоторые поставщики ставили низкую цену на продукты, которые поставляли военным в малых объемах (шпинат, сыр моцарелла, руккола), а на пользующиеся спросом (картофель, яйца, макаронные изделия) – высокую. Это позволяло занижать стоимость всего каталога товаров на бумагах. На практике Минобороны переплачивало.
В 2023 году Минобороны впервые закупило женскую военную форму, потому в следующем году на складах будет 50 000 комплектов. Впервые приобрели грелки для военных: 300 000 химических и 100 000 электрических, которые можно подсоединять к павербанку. Торги по вещевому, горюче-смазочному обеспечению продолжаются, по питанию – завершаются. С сентября по декабрь Минобороны заключило 23 контракта (16 контрактов – питание, семь – вещевое обеспечение) на 11,6 млрд грн.
Прогнозировать потребности ВСУ – это новая задача Минобороны, минимизировать закупки по принципу «здесь и сейчас». Например, закупать зимнюю форму летом, а летнюю – зимой. Надеюсь, что новая структура закупок поможет обеспечить качественные и непрерывные поставки для ВСУ.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.