В последние полгода Россия активно готовилась к обороне на юге Украины. Российские укрепления протянулись около 1500 км, от Крыма до Черниговщины. Osint-аналитики с помощью спутниковых снимков тщательно исследовали российские укрепления и как армия РФ собирается обороняться во время контрнаступления ВСУ.
В истории войн часто стороны делали ставку на мощные фортифицированные линии обороны: Линия Зигфрида, Линия Мажино, Линия Маннергейма, Линия Гитлера. Но не всегда мощная статическая оборона имела столь большое значение, как того ожидали.
К примеру, гитлеровским войскам удалось за считанные дни пробить Линию Мажино, которую строили более 10 лет. Атака произошла в наименее защищенном участке в болотистой местности вблизи Арденнского леса. Быстрый прорыв линии обороны позволил обойти французские и британские войска с тыла, из-за риска окружения они были вынуждены отступить к Дюнкерку.
Большинство оборонных сооружений и дотов Линии Мажино так и не было применено по назначению.
Российские оборонные линии
Россия начала активно строить заградительные линии обороны из противотанковых рвов и «зубов дракона» с осени прошлого года. Сначала такую линию защиты выстроили в Луганской области, опасаясь возможного продвижения ВСУ в сторону Луганска после Харьковского контрнаступления. Позднее российские войска начали укреплять левый берег Днепра и приграничные районы РФ.
OSINT-аналитик Брэди Африк с помощью спутниковых снимков исследовал российские оборонные линии за последние полгода и нанес их на карту.
Сейчас российские укрепления протянулись на около 1500 км, от Крыма до Черниговщины. За исключением Донецкого направления, где Россия, очевидно, планировала наступать, а не обороняться, эта линия обороны практически сплошная.
В последние месяцы российские укрепления стали появляться у Соледара и других населенных пунктов Донбасса – военное командование РФ готовится переходить к позиционной обороне и в этом направлении.
Но самую мощную систему защиты РФ построило на Запорожском направлении. Очевидно, рассматривая Мелитополь и Бердянск как наиболее вероятные направления украинского контрнаступления.
OSINT-аналитик Паси Паройнен подробно проанализировал систему обороны РФ в направлении Токмака от населенного пункта Копани. Этот участок может стать основным направлением продвижения ВСУ в случае атаки на Мелитополь.
Паройнен обнаружил по крайней мере шесть уровней обороны, протянувшихся на 25–30 км от линии фронта вглубь оккупированных территорий.
Из чего состоит линия обороны РФ
Первая линия обороны – это нецельные окопы, траншеи и огневые точки рассредоточены вдоль линии фронта. Это зона безопасности, прикрывающая первую линию обороны, здесь враг может быстро отступить к защищенным позициям при необходимости.
Сама же первая линия обороны состоит из более подготовленных сплошных окопов и опорных пунктов, которые должны принять бой в случае наступления.
За ней – зона расположения бронетехники, артиллерии и другой техники поддержки первой линии обороны глубиной 4–5 км. С помощью спутниковых снимков обнаружены укрытия для размещения военной техники. Отсюда враг наносит артиллерийские удары и прикрывает передовые позиции бронетехникой.
На расстоянии примерно 10–12 км от линии фронта – основная линия обороны, состоящая из противотанковых рвов, «зубов дракона», минных полей и других заграждений, которые должны остановить украинские войска в случае прорыва первой линии обороны.
Это примерно 3–4 км сплошных заграждений и преград, которые должны остановить бронетехнику и не дать прорваться ей в глубь обороны.
По основной линии обороны расположены еще две линии резервной обороны на случай прорыва – окопы и укрепления, фортификации вокруг ключевых населенных пунктов.
Далее вглубь оккупированных территорий плотность фортификаций уменьшается, но вдоль основных дорог и ключевых населенных пунктов укрепление было построено на всем юге, включая Крым.
Даже оборона в Крыму распределена на два уровня.
Первая линия: Джанкой – Красноперекопск. Вторая – защищает Керченский полуостров. Эти линии совпадают с линиями обороны времен Второй мировой войны.
Таким образом, россияне, вероятно, допускают даже оборону Керченского полуострова в случае вхождения ВСУ в Крым.
Пробить «Линию Путина»
Страны НАТО в своих военных доктринах предпочитают мобильную оборону. Такой подход позволяет реагировать быстрее и адаптировать свою стратегию обороны к ситуации на поле боя.
За первой линией обороны, по натовскому подходу, располагаются две мобильные линии обороны, которые могут быстро «перетекать» в места атак врага и реагировать на угрозу.
Статическая оборона может не сработать в случае мощного наступления на узком участке фронта. Если прорвать оборону в одном месте, большинство обустроенных позиций и сооружений теряют всякую пользу.
С высокой вероятностью ВСУ не будет планировать широкие наступательные действия и пытаться постепенно вытеснить врага, как это было на правом берегу Херсонщины.
Вероятно, ВСУ будет действовать по обратному принципу, готовя мобильную атаку против статической обороны, выискивая несколько слабых участков обороны на карте боевых действий в Украине и концентрируя первый удар на ограниченных отрезках фронта не более 10–30 км.
Вторая линия атаки должна быть достаточно мобильной, чтобы быстро развить успех в случае прорыва обороны, зайти в тыл к российским войскам и разрушить защиту.
Россия не имеет достаточно сил на юге, чтобы поддерживать сводную линию обороны, считает австрийский военный аналитик Томас Тейнер. По его мнению, чтобы закрыть 300 км линии фронта, нужно 540 000 солдат, а у России якобы есть только 90 000 военных на южном направлении.
В обнародованных секретных документах США фигурировала цифра еще меньше. К концу февраля на юге Украины якобы находилось менее 45 000 российских военных. Но такие оценки выглядят слишком низкими и, возможно, не учитывают нерегулярные войска РФ.
326 000 на всей территории Украины и предположительно более 150 000 резервов на территории РФ, такие цифры озвучивал глава ГУР Кирилл Буданов в январе. Правда, с тех пор, по данным Генштаба ВСУ, Россия потеряла более 70 000 военных. Почти четверть привлеченных сил.
Вероятно, численность российских сил на юге будет составлять около 90 000–150 000 военных. Большое значение имеет то, насколько будут завязаны в боях российские войска по другим направлениям.
Проходящие в последние дни контратаковые действия ВСУ вокруг Бахмута могут быть частью подготовки к анонсированному контрнаступлению, считает известный американский военный аналитик Майкл Кофман. Россия может быть вынуждена бросить дополнительные резервы на Бахмут, это снизит ее возможности в обороне на других участках фронта.
Не стоит ожидать, что украинское контрнаступление будет легким и не встретит сопротивления. Россия действительно сделала выводы из своих неудач в Харьковской области и пыталась максимально укрепить оборону.
Ситуация складывается так, что русские генералы хорошо знают, что и как будет делать украинская армия. Не знают только, где и когда.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.