Если бы страны Евросоюза согласовали предельную цену на российскую нефть на уровне $35 за баррель, доходы бюджета РФ упали бы на 8% ВВП. Эффект от ограничения в $60 будет недостаточным и вряд ли сможет повлиять на способность России вести боевые действия
В ЕС завершаются дискуссии о ценовом ограничении (прайскепе) на российскую нефть. Греция и Мальта – владельцы судов для транспортировки нефти – настаивают, что границу не нужно опускать ниже $65-70 за баррель.
Польша и страны Балтии считают, что такой прайскеп будет слишком щедрым подарком для Кремля. Эти страны правы. 28 ноября цена на ключевой сорт российской нефти Urals рухнула до $53 за баррель, по оценке Standard&Poors Global Commodity. Сорт Brent стоил на $30 за баррель дороже в этот же день – все это в ожидании эмбарго со стороны ЕС и одновременного введения европейскими странами ценового потолка на ее экспорт.
Несмотря на это, стороны приближаются к принятию консенсусного решения – цены в $60 за баррель, сообщило Reuters. Это превосходит сегодняшнюю рыночную цену российской нефти. Хотя декларируется, что ограничения планируют корректировать, оставаясь на 5% ниже рыночной стоимости, отмечает издание.
Исследование KSE Institute и экспертов санкционной группы Ермака – Макфола показывает, что эффект такого ограничения будет недостаточным. Настоящий удар по Кремлю может нанести прайскеп ниже $35.
Такая стоимость лишит РФ сверхприбылей, в то же время будет превышать себестоимость производства, обезопасив рынок от полного прекращения экспорта.
Роль нефтегазовых доходов в экономике России
Последние два десятилетия примерно 60% экспортных поступлений России приходится на выручку от продажи нефтегазовых ресурсов. В общей структуре федерального бюджета доходы от продаж нефти и газа в среднем составляют более 40%.
В то же время нефть – важнейшее сырье для РФ. Доход от ее продаж традиционно достигает более 60-70% всех экспортных поступлений от энергоресурсов.
Ситуация особо не изменилась даже после вероломного вторжения в Украину. Центр исследований энергетики и чистого воздуха (CREA) подсчитал, что за первые шесть месяцев войны Россия заработала на экспорте нефти, газа и угля €158 миллиардов.
Это произошло из-за резкого роста цен, вызванных паническими настроениями участников рынка в первые месяцы войны. Для сравнения, за весь 2021 год финансовые поступления в Россию от экспорта нефти и газа составили почти $250 млрд – лишь в 1,6 раза больше, чем за полгода войны.
40% нефтегазовых доходов бюджета РФ – это колоссальные средства, поток которых важно уменьшить с помощью санкций. Установление предельной цены на нефть – одно из средств давления.
Санкционная коалиция исходит из того, что большинство танкеров, транспортирующих российскую нефть, принадлежит, обслуживается и страхуется европейскими компаниями, а потому РФ и третьим странам будет непросто обходить ценовое ограничение.
Почему важно установить ценовой «потолок» на российскую нефть
5 декабря начнет действовать нефтяное эмбарго, утвержденное Евросоюзом в июне. Как только запрет заработает, страны ЕС прекратят поставки по морю российского сырья, а это около 35% от общего объема нефтяного экспорта РФ.
Однако Москва и дальше сможет поставлять горючее с помощью трубопровода «Дружба». На «трубу» приходится около 20% российского нефтяного экспорта в страны Европы. Однако крупнейшие потребители нефти из этого трубопровода – Германия и Польша – заявили о полном прекращении импорта по северной ветке до конца года.
Россия сможет использовать только проходящую по территории Украины южную ветвь нефтепровода в Венгрию, Чехию и Словакию, на которую приходилось лишь около 10% российского экспорта нефти и нефтепродуктов в Европу в октябре.
Кроме того, у Кремля не будет ограничений по продаже морской нефти за пределами ЕС. После принятия эмбарго РФ пытается увеличивать объемы поставок в Турцию, Индию и Китай. Если сравнивать сентябрь с февралем, то экспорт российской нефти в Индию вырос с 1% до 13%, а в Турцию – с 2% до 7%, подсчитал KSE Institute.
Даже когда заработает европейское эмбарго, у РФ останется достаточно возможностей для продажи нефти. Чтобы избавить Кремль от плана «Б», нужна предельная цена.
Сколько потеряет РФ от ценового ограничения: три сценария
Для сохранения покупателей нефти на новых рынках Россия демпингует цены. С августа цена российской нефти марки Urals в среднем на 20-30% ниже стоимости эталонной марки Brent, а в первые месяцы войны разница иногда достигала 40%. По оценкам KSE Institute, из-за вынужденного демпинга Россия уже потеряла около $50 млрд.
В ноябре российская нефть Urals торговалась на уровне $65-75 за баррель, и наблюдается тенденция к снижению цены. Можно ли считать установление предельной цены в $60 за баррель, которую предлагает большинство стран ЕС, достаточным средством давления на РФ?
Мы подсчитали, каковы последствия для агрессора в случае введения различных ценовых ограничений – $75, $55 и $35 за баррель.
Сценарий 1. Предельная цена – $75 за баррель
В таком случае нефтегазовые доходы РФ в следующем году составят $225 млрд. Это почти столько же, как и в последний довоенный год, когда Кремль заработал на продаже энергоресурсов рекордные $250 млрд, и на $125 млрд меньше по сравнению с прогнозируемыми доходами в текущем году.
Такое ценовое ограничение позволило бы Кремлю даже улучшить нынешний статус-кво.
Сценарий 2. Предельная цена – $55 за баррель
Ограничение позволило бы сократить нефтегазовые доходы агрессора до $165 млрд в 2023 году.
По подсчетам экспертов KSE Institute, фискальные нефтегазовые поступления в бюджет РФ за последние 15 лет в среднем составляют 57% экспортных доходов от нефти и газа. То есть в случае реализации этого сценария российский бюджет недополучит 6% ВВП.
Сценарий 3. Предельная цена – $35 за баррель
За ограничение цены до $35 нефтегазовые доходы агрессора упадут до $100 млрд в следующем году – в 2,5 раза меньше 2021 года. Потери российского бюджета составят более 8% ВВП.
Может показаться, что такое ценовое ограничение создаст риск для полной остановки производства и экспорта нефти из РФ и будет иметь непредсказуемые последствия для рынка.
Однако даже при цене $35 добыча российской нефти окупится, поскольку ее себестоимость ниже в два раза – $10-15 за баррель. Да, будет сохранен стимул продолжать экспорт, что убережет глобальный рынок от дефицита горючего.
Достаточно ли сокращения бюджета РФ на 8% ВВП, чтобы путинский режим одумался и прекратил войну?
Такие потери ослабят рубль, спровоцируют высокую инфляцию и загонят агрессора в режим жесткой экономии. При минимизации нефтегазовых доходов Кремлю будет труднее находить миллиарды на продолжение боевых действий и пополнение запасов армии.
Одним из ключевых факторов распада СССР стало значительное падение цен на нефть в 1986 году. Позже Россия неоднократно переживала обвал рубля и глубокую рецессию – и почти каждый раз причиной экономического кризиса было обесценивание нефти на мировом рынке.
Нефтегазовый экспорт – уязвимое место Кремля, в которое нужно наносить удары до тех пор, пока агрессор будет способен финансировать войну.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.