В ЕС уже готовят девятый пакет санкций против России, а с 5 декабря должно вступить в силу эмбарго на российскую нефть. Но имели ли влияние на страну-агрессора предыдущие восемь пакетов санкций? Washington Post рассмотрела последние показатели российской экономики, чтобы выяснить текущее положение дел в стране и спрогнозировать ее перспективы. Forbes перевел материал.
📲 Forbes Ukraine у WhatsApp. Підписуйтесь й читайте головне про бізнес та економіку
Месяцами Путин заявлял, что «экономический блицкриг» против России провалился, но санкции Запада из-за вторжения в Украину наносят все более глубокий ущерб российской экономике. Поэтому армия России испытывает нехватку военного оборудования, что, в свою очередь, тормозит ее способность наступать в Украине или производить новые ракеты.
Последние данные свидетельствуют, что после лета ситуация существенно ухудшилась для Москвы, и ее больше не спасают непрерывные доходы от продажи нефти и газа, которые в то время помогли стабилизировать экономику.
Экономические показатели России
Цифры, которые на прошлой неделе обнародовало министерство финансов, свидетельствуют, что ключевой экономический показатель – налоговые поступления от всех секторов экономики, кроме нефтегазового, – упал на 20% в октябре по сравнению с прошлым годом. А Росстат сообщил, что продажи розничной торговли в сентябре снизились на 10% по сравнению с прошлым годом, а грузооборот – на 7%.
«Все объективные показатели указывают на существенное падение экономической активности, – сказал Владимир Милов, бывший заместитель министра энергетики России, ныне ведущий оппозиционный политик в изгнании. – Это падение продолжается, и его никак не остановить».
Запрет Запада на импорт технологий влияет на большинство секторов экономики, а обязательная мобилизация 300 000 призывников для войны в Украину плюс выезд за границу примерно такого же количества россиян из-за страха получить повестку нанесли экономике дополнительный удар.
Кроме того, ограничение самого Путина на поставку газа в Европу, после которого произошли таинственные взрывы на «Северном потоке – 1», привело к резкому падению добычи газа. Если сравнивать с октябрем прошлого года, то в октябре этого года добыли на 20% меньше.
А между тем продажи нефти в Европе катятся в бездну накануне введения в ЕС нефтяного эмбарго, которое должно вступить в силу 5 декабря.
Россия превзошла прогнозы МВФ на падение ВВП, потерявшего всего 3,5%. Но экономисты и бизнес-лидеры говорят, что заявленный ВВП не отражает реальное состояние российской экономики, потому что российское правительство по сути прекратило конвертацию рубля со времени введения санкций.
«ВВП прекратил что-либо значить, потому что, во-первых, мы не знаем реальный курс рубля, а во-вторых, если ты производишь танк и посылаешь его на фронт, где его мгновенно взрывают, он все равно считается изготовленным продуктом», – объяснил Милов. .
Углубились проблемы и в банковском секторе России, данные которого в основном скрываются. На этой неделе центробанк России сообщил о том, что россияне вывели рекордные $14,7 млрд жесткой валюты из российской банковской системы в октябре.
В ноябрьском отчете центробанк России предупредил, что ВВП страны столкнется с сокращением на 7,1% в четвертом квартале 2022 года. В предыдущих двух кварталах этого года зафиксировали падение ВВП на 4,1% и 4% по сравнению с прошлым годом.
На прошлой неделе, когда российская экономика официально вошла в рецессию, глава центробанка России Эльвира Набиуллина заявила депутатам, что в следующем году ситуация может быть еще хуже. «Нам действительно нужно смотреть на ситуацию трезво и с широко раскрытыми глазами. Дела могут ухудшиться, мы это понимаем», – сказала она.
Объявление о мобилизации в сентябре серьезно отразилось на бизнес-настроении. «Многие российские компании осознали, что идет война, – признался Янис Клуге, старший сотрудник Немецкого института безопасности и международных отношений. – Стало ясно, что она затянется надолго. Теперь ожидания гораздо хуже, чем были летом».
Координационный совет Путина
Создание Путиным координационного совета во главе с премьер-министром Михаилом Мишутиным указывает на то, что российский президент обеспокоен влиянием санкций, считают экономисты и аналитики.
«Путин обеспокоен, что ему нужно вмешаться, чтобы обеспечить поставки, – говорит экономист Сергей Гуриев. – Он переживает, что санкции сильно ударили по способности России производить продукты».
Это также свидетельствует о том, что российское правительство готовится к более общей мобилизации российской экономики для обеспечения армии во времена нехватки основных продуктов, таких как еда и униформа.
Новые законы установят значительные штрафы в отношении бизнесменов, которые откажутся выполнять заказы для российских военных, а также могут предусматривать лишение свободы. Таким образом, правительство сможет давить на предпринимателей, чтобы они предоставляли необходимые товары по невыгодным для бизнеса ценам.
Один московский бизнесмен, попросивший сохранить его анонимность, говорит, что тихая мобилизация российской экономики началась уже давно – она понадобилась с самого начала войны.
Но большинство бизнесов, рассказывает он, молчит об этом по тем или иным причинам. Если выступить против, будут проблемы дома; если рассказать о том, что производишь оружие или снабжение для России, могут быть проблемы за границей.
В российской прессе рассказывают истории об огромных проблемах с обеспечением новых мобилизованных солдат, что связано с нехваткой материалов из-за санкций.
А другой российский бизнесмен сказал, что война в Украине раскрыла потрясающую неэффективность ВПК России и связанную с ним коррупцию. У многих теперь возникает вопрос: а куда же пошли все триллионы рублей, которые потратили за последние 10 лет?
Перспективы для России, вероятно, ухудшатся, когда эмбарго ЕС на продаже российской нефти вступит в силу, прогнозируют экономисты. По словам Милова, ограничение цены на нефть может обходиться России, по меньшей мере, в $120 млн потерянных доходов в день. Не очень хорошо, учитывая, что в бюджете страны ожидается дефицит к концу года.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.