Александр Марченко производил инновационные ванны для президентов и шейхов, но война разрушила почти все. Как он собирается переизобрести свой бизнес /Фото Александр Чекменев
Категория
Свой бизнес
Дата

Александр Марченко производил инновационные ванны для президентов и шейхов, но война разрушила почти все. Как он собирается переизобрести свой бизнес

Александр Марченко, основатель Water Games Technologies. Фото Александр Чекменев

Анне Туленко, 39, и Александру Марченко, 65, пришлось буквально по кускам перевозить успешный бизнес в Киев. До 2014 года произведенную ими в Донецке сантехнику покупали шейхи и президенты, а сейчас они застенчиво пьют кофе в неброском шоу-руме. 

«Наша Red Diamonds за €43 500 попала в топ десять самых роскошных ванн в мире по версии журнала Luxury Life», — рассказывает основатель Water Games Technologies (WGT) Александр Марченко. Он до 1994 года настраивал технику в угольной шахте Скочинского. Первый капитал сколотил на бартерных схемах поставок электроэнергии, металла и угля. Вдохновившись итальянскими фабриками, в 2004 году запустил производство ванн, потратив около $2 млн. 

«У Александра военное прошлое и он любит порядок, поэтому у нас всегда было образцовое производство», — вспоминает Туленко, которая в 2009 году пришла в WGT как логист, а сейчас отвечает за маркетинг и продажи. Мы делали рекламацию только президенту Молдавии, добавляет она. 

Сделав ставку на инновации и премиум сегмент, Марченко нанял главным технологом опытного итальянца и трех инженеров в R&D центр. Сами написали код для «железа» и разработали дизайн ванн. На 70% сырье использовали импортное — из Швейцарии, Италии, Англии и Германии. На 3600 кв.м. донецкой фабрики начали делать элитные ванны индивидуальных размеров стоимостью 3 800-15 000 евро. Пока производство «раскачивали», продажи были единичными — на 300 000 евро в год. Но к 2010 году удалось выйти на годовой оборот в 1,4 млн евро.

«Не верьте, что итальянская сантехника лучше украинской, — говорит основатель WGT, — Чем? 80 % рабочих там это украинцы, марокканцы и так далее». Но люди консервативны, пришлось приспосабливаться. Торговую марку зарегистрировали в Италии и сделали там основной склад. «СНГ не воспринимает премиальный продукт от украинцев, им нужна только Италия», — рассказывает Туленко. Поэтому везли ванны с фабрики на Донбассе на склад в Триесте, а уже оттуда отгружали товар на страны СНГ. 

Со слов собственников, сантехнику WGT покупали звезды шоу-бизнеса, политики и шейхи. До войны 35% продаж были в Украине, 60% в СНГ и 5% шло в другие страны — Греция, Албания, ОАЭ и Гана. 

В ваннах от WGT никогда не протекает смеситель — его там нет. Марченко запатентовал электронный смеситель с температурными датчиками — он поддерживает температуру воды, сливая излишки. Благодаря системе доступа по смс, ванну с желаемой температурой можно набрать дистанционно.

«На профильных выставках «ExpoBagno» в Милане и «Cersaie» в Болонье нас признали лучшим техническим решением года», — вспоминает Туленко. 

Инновации оборвала война. «Ехали из Краснодара домой и увидели на трассе караваны военной техники. Мы еще не знали, что они уже в Донецке», — вспоминает Туленко. Люди на границе с автоматами грубо сказали, что у нас есть всего пятнадцать минут, чтобы въехать, добавила она. 

Water Games Technologies

Water Games Technologies

Water Games Technologies

Water Games Technologies

Предыдущий слайд
Следующий слайд

Из-за потока клиентов, предприниматели не могли остановить производство одним днем и частично продолжили работу. После того, как в фабрику попал снаряд, Марченко решился перевезти уцелевшее оборудование под Киев. «Мы тогда «съели» все оборотные средства при выезде из Донецка», — вспоминает Туленко. В первую очередь перевезли инженеров с их семьями, обеспечили всех жильем. Но уехали не все и не всё. 

«Я до сих пор с Александром Витальевичем, потому что верю в наш продукт. Мне не стыдно его продавать», — говорит Туленко, которая до 2020 была наемным сотрудником за зарплату и отклоняла предложения новой работы. 

До 2018 года предприниматели надеялись, что вернутся домой и не искали инвестора, теряя время и деньги. Ежемесячная выручка упала в пять раз — до 20 000 евро. Команда из пяти человек не справлялась. Заказ, который ранее выполняли за 14 дней, уже занимал три месяца. «Шесть лет мы стояли на месте, не хватало оборота, не делали маркетинг», — признается Марченко. 

В 2020 году WGT таки нашли инвестора. В обмен на 50%, компания получила инвестиции от производственного акселератора INDAX Василия Хмельницкого. Точную сумму INDAX не разглашают, но уточнили что она в пределах $400 000 — 700 000. «У них был суперопыт и они суперстойкие, — говорит Наталия Калинкина, 33, СЕО INDAX, — Нас подкупила команда, рынок и перспектива». В собственности Марченко осталось 40% компании, еще 10% у Анны Туленко.

Акселератор выделил WGT помещение на 2000 кв.м. в Белой Церкви, где строят новое производство. «До конца года планируем выйти на довоенный оборот», — рассказывает Туленко. 

Анна Туленко, отвечает за маркетинг и продажи в Water Games Technologies. /Фото Александр Чекменев

Анна Туленко, отвечает за маркетинг и продажи в Water Games Technologies. Фото Александр Чекменев

Совместно с инвесторами WGT придумали стратегию восстановления. К люкс сантехники добавили средний сегмент — выпустили ванную за €300. «Планируем производить еще раковины, душевые кабины и другое», — говорит Калинкина. В среднем сегменте WGT будет непросто — в Украине плотно закрепились бренды CERSANIT, KOLO, Colombo, RAVAK, EGO. Но в акселераторе Хмельницкого считают, что для нового игрока места хватит. По их подсчетам ежегодно в Украине продается более 200 000 ванн. Сейчас сантехника WGT продается в Агромате, Эпицентре, Лео Керамике и на Rozetka.

WGT решил также поменять стратегию экспансии. «Есть предложение выставить наш продукт в больших торговых центрах в Дубаи, причем бесплатно на год», — говорит Марченко. Калинкина из INDAX говорит, что компания планирует нарастить долю экспорта в арабские страны и Африку до 60%. «Арабы не считают Украину сырьевым придатком, для них мы — производственная страна. Помогли многочисленные торговые миссии», — говорит она. Арабы любят роскошь и главное для них — свой интерес в бизнес сделке, добавляет Максим Корецкий, основатель инвестиционной группы Blackshield Group. Мировой рынок гидромассажных ванн, по данным Research and Markets, составил $3,43 млрд в 2020 году. К 2024 году ожидается рост до $4,17 млрд.

Вера — это одно, но успех — это пошаговое движение по плану, говорит Анна Туленко. «Если что-то идет не по плану, то звоню Александру Витальевичу и говорю: «Надо двигаться дальше и быстрее!». А он смеется и говорит «Окей»», — добавляет она. 

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

Рейтинг зарплат | 15 самых комфортных банков