Франшиза – модель бизнеса, которая должна снизить риск инвестиций предпринимателя благодаря известному бренду и отработанным процессам. Однако некоторые франчайзи вынужденно закрывают заведения. Почему не срабатывает бизнес-модель, проверенная опытом?
За 107 років існування Forbes логотип змінювався 18 разів, але таким авангардним і вільним світ його бачить вперше. В новому числі журналу Forbes Ukraine: сучасне мистецтво, топ-50 благодійних фондів, альтернативна енергетика, 30 до 30. Замовляйте вже зараз!
8 из 26 сетей из списка франчайзеров в сфере питания за все время деятельности закрыли от 5% до 23% партнерских заведений, четыре сети – от 29% до 61%, трое релоцировали отдельные заведения, свидетельствуют данные опроса Forbes. Большинство закрытий пришлось на ковид и полномасштабную войну, однако внешние факторы не всегда объясняют неудачи.
«Сейчас мы чаще отказываем франчайзи, чем в начале», – рассказывает Наталья Козловец, руководитель отдела франчайзинга в сети пекарен «Ваш Лаваш». От создания в 2020 году сеть выросла до 47 заведений, 14 из которых открыты по франшизе. Три партнерских учреждения в Стрые, Ивано-Франковске и Хмельницком закрылись, не проработав и года.
По мнению Козловец, основная причина этих случаев в недостаточной вовлеченности в управление точкой, ведь полный цикл производства от замеса теста до выпечки требует постоянного контроля со стороны франчайзи. «Покупатели франшизы больше рассчитывали, что это будет пассивный бизнес», – предполагает она.
Закрытие части франшиз является привычной вещью для сетей, говорит основатель компании «Франч» Роман Кирилович. «Мы считаем, что 5% закрытых точек являются нормальным показателем, и не только из-за качества партнеров. Иногда им просто неинтересно», – говорит эксперт. Такую цифру закрытий среди франчайзинговых точек подтвердили Forbes основатель Gastro Family Дмитрий Борисов и представитель сети I Love Kebab. Каковы самые распространенные причины неудач?
Интуитивный старт
Тревожным звоночком является ситуация, когда партнер не предоставляет исчерпывающую аналитику о локации, в которой собирается начать бизнес. По опыту фастфуд-сети Kartofan это усложняло расчет эффективности некоторых точек и привело к закрытиям, рассказывает руководитель франчайзингового отдела компании Андрей Злуницын. «Иногда франчайзи уверен в своей локации и готов открываться без составления экономической модели в конкретном помещении. О росте рисков в такой ситуации мы его предупреждаем», – говорит Злуницын.
Около 70% успеха зависит от выбора локации, говорит Наталья Козловец. Именно из-за неудачной локации закрылся «Ваш Лаваш» в Мукачево в 2020 году. «Раньше мы выбирали интуитивно: риэлтор присылал локацию, мы на глаз определяли, что там есть трафик, и брали ее. Сейчас у нас больше математики: мы периодически анализируем конверсию возле своих пекарен», – рассказывает она. По условиям сотрудничества потенциальные партнеры предлагают собственную локацию, однако должны согласовывать ее с компанией, говорится на странице, посвященной франчайзингу «Ваш Лаваш».
Кроме репутационных потерь из-за закрытия франчайзи может потерять около половины первоначальных инвестиций, говорит Наталья Козловец. «При закрытии партнер может продать мебель и оборудование или переехать в другое помещение. Тогда он потеряет только вложение в ремонт», – объясняет она.
Понимание роли
Из более сотни заведений Gastro Family за 12 лет деятельности закрылось около 5-6 франчайзинговых, вспоминает основатель сети Дмитрий Борисов. По его опыту, чаще всего у партнера не было достаточных управленческих навыков или рассматривалось сотрудничество как пассивная инвестиция.
Среди внешних факторов некоторые заведения закрылись из-за повышения арендной платы собственниками помещений, говорит Борисов. С этим сталкиваются и сетевые заведения, однако франчайзи имеют меньше ресурсов, чтобы выстоять в таких случаях. «Мы как франчайзер пытаемся помогать партнерам в этих щепетильных вопросах, но мы не юридическая компания», – объясняет он.
Среди закрытых заведений оказался БПШ в Буче. Покупка франшизы и запуск в декабре 2021 обошлись в $200 000, рассказывает бывший франчайзи Gastro Family Ростислав Сачок.
Проблем с арендой у них не было, однако, по словам предпринимателя, они с партнером рассчитывали на большую помощь франчайзера в старте и ведении бизнеса. «Уже при открытии в заведение пришел менеджер сети и сказал, что в нашем городе проживает недостаточно людей для такого формата. Поэтому срок окупаемости будет длиннее, чем нам озвучили при продаже франшизы», – говорит Сачок.
После деоккупации Киевщины партнеры доинвестировали около $10 000 и переоткрыли бизнес в сентябре 2022 года. В итоге точка БПШ в Буче просуществовала до закрытия еще девять месяцев, но из-за отключения света не смогла выйти в ноль.
«Мы как франчайзер консультируем заведение, работающее под нашим брендом, и помогаем привлекать в него клиентов», – объясняет Дмитрий Борисов, последние полтора года занимающийся франчайзингом своей сети собственноручно, без помощи менеджеров. В то же время франчайзи должен самостоятельно найти и обустроить помещение и управлять бизнесом с соответствующими рисками, добавляет ресторатор.
Для успеха франшизы необходимо сочетание всех факторов. «Должен быть трафик, управление и качество. Очень важно, каким будет руководитель и как он организует работу персонала», – резюмирует Наталья Козловец.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.