Владислав Савченко, засновник Foodex24 /из личного архива
Категория
Свой бизнес
Дата

Фабрика неудач. Почему закрывается малый бизнес и какие выводы можно сделать из провалов предпринимателей. Разбор Forbes

Владислав Савченко, основатель Foodex24. Фото из личного архива

Чему учит опыт трех бизнесов, ушедших с рынка в 2022-м и каковы причины их провала?

Новый номер журнала Forbes

Новый номер журнала Forbes

Forbes Ukraine выпустили новый номер журнала. Приобрести его с бесплатной доставкой можно по этой ссылке. В журнале: список 250 малых и средних компаний, лидерство генерала Залужного, падение миллиардера Жеваго, подробная история Dnipo-M и почти два десятка текстов.

Вероника Кобзистая мечтала попасть в Forbes другим способом. В 2022 году она открыла и закрыла компанию «Эней.Милитари». Неудача с производством тактического снаряжения стоила ей $15 000. Кобзистая, 29, до сих пор выплачивает долги родственникам.

Крах бизнеса – обычное дело, но говорить об этом не принято. «Даже бизнес-консультантам предприниматели говорят неправду и украшают», – констатирует Юлия Плиева, генеральный директор Apple Consulting. После закрытия фирмы Кобзистая почти два месяца не поднималась с постели. «Боялась, люди сочтут меня неудачницей», – объясняет она.

С 24 февраля по 31 июля 2022 года, по данным «Дія.Бізнес», в Украине закрылось 78 059 компаний, из них 76 825 ФЛП и 1234 юрлица. Чему учит опыт трех ушедших с рынка бизнесов в 2022-м.

Бизнес-романтики

Соучредители киевских баров Like a Local's: Сергей Климов, Роман Паланюк и Евгения Николайчук. /facebook.com/likealocals

Соучредители киевских баров Like a Local's: Сергей Климов, Роман Паланюк и Евгения Николайчук. Фото facebook.com/likealocals

«Мы до сих пор не знаем, какая и у кого зона ответственности», – шутит соучредитель трех киевских баров Like a Localʼs Сергей Климов, 34. Вместе с Романом Балаником, 32, и Евгенией Николайчук, 36, он запустил этот бизнес через общую идею. Основатели любят украинское вино и хотят продвигать его в массы.

В 2022-м они свернули бизнес, рассчитались с долгами, однако до сих пор спорят о причинах провала.

«Основная задача владельца ресторанного бизнеса – найти и вырастить руководителей, а самим уже развивать концептуально», – считает Климов. Баланик с ним соглашается. Николайчук, которая учится ресторанному делу в США, считает это иллюзией. «В США владельцы успешных ресторанов очень погружены во все процессы», – рассказывает она. Главной причиной провала Николайчук считает дилетантизм – свой и партнеров – в ресторанном деле.

До Like a Localʼs учредители работали на руководящих должностях в крупном бизнесе. «Мы круты в управлении проектами, но это не то же, что управление собственным бизнесом», – рассказывает Климов.

На старте основатель не может обойти погружение во все процессы, комментирует Плиева из Apple Consulting. «Сначала обязательно нужно упрячься! – говорит она. – Звучит так, что они не были готовы выкладываться по полной, но в малом бизнесе иначе нельзя».

Чему учит опыт трех бизнесов, ушедших с рынка в 2022-м и каковы причины их провала?

Чему учит опыт трех бизнесов, ушедших с рынка в 2022-м и каковы причины их провала?

Желаемых руководителей нанять не удалось. «Мы были слишком открыты и доверчивы с сотрудниками, – размышляет Климов. – Нас предавали, даже уборщицы регулярно нас обворовывали». Предотвратить кражи, по мнению Николайчук, должна была современная система учета, но партнеры ее так и не внедрили. Партнеры должны еще на старте четко прописать зоны ответственности, советует Плиева. «Сначала договаривались обо всём на словах и договоренности были вполне конкретными, – вспоминает Климов. – За полгода некоторые из партнеров изменили видение».

Разногласия между партнерами – типичная причина закрытия ресторанов, и не только, констатирует ресторанный консультант Ольга Насонова. «В нашей культуре не принято прописывать меморандумы, кто за что ответственен», – отмечает она. За 20 лет в ресторанной сфере она встретила всего три компании, которые прописали все на старте.

Много забот, малый доход – не та жизнь, о которой мечтал Баланик. «Считал, что развивать с друзьями свой бар будет весело, но было сложно, – откровенно рассказывает предприниматель. – Теперь хожу в заведения только как гость и радуюсь, потому что отдыхаю».

Жонглирование ножами

Весной 2022 года в офисе IТ-компании Jooble на киевском Подоле обустроили волонтерский штаб. Одна из волонтеров – специалист из сферы государственных коммуникаций Вероника Кобзистая. Желание что-то делать для армии подтолкнуло ее запустить бренд военной одежды «Эней.Милитари». Она собрала команду из 10 человек и вложила 200 000 грн стартового капитала.

Импульсивное решение оказалось неудачным. Кобзистая никогда не имела дела с производством, потому нюансы приходилось осваивать уже в процессе. «Этот бизнес напоминал жонглирование ножами», – вспоминает она.

На рынке одежды существуют две модели: собственное производство или отшив на аутсорсе. «Эней. Милитари» работала по второй схеме, подрядчиков было семь и только из Украины из-за патриотической позиции основательницы. Это принесло больше разочарований, чем преимуществ. «Подрядчики срывали договоренности и хотели работать только «втемную» – за кеш и без контрактов», – жалуется Кобзистая, которая хотела работать только «вбелую» и платить все налоги.

Желание что-то делать для армии подтолкнуло Веронику Кобзистую запустить бренд военной одежды «Эней.Милитари». Она собрала команду из 10 человек и вложила 200 000 грн. стартового капитала. /facebook.com/enei.military

Желание что-то делать для армии подтолкнуло Веронику Кобзистую запустить бренд военной одежды «Эней.Милитари». Она собрала команду из 10 человек и вложила 200 000 грн. стартового капитала. Фото facebook.com/enei.military

Однажды отшитую по заказу «Эней. Милитари» партию берцев производитель отдал покупателю, платившему наличными. В другой раз Кобзистая не проверила соответствие размеров отшитой партии формы. Пришлось извиняться перед военными и оплатить обратную доставку бракованных комплектов.

Это неправда, что все работают только за кеш, просто белые фабрики, вероятно, уже были загружены большими заказами, считает основатель группы компаний «Текстиль-Контакт» Александр Соколовский.

В 2022 году спрос на военную одежду вырос, по данным Pro-Consulting, в десять раз. «Заказов у нас всегда было больше, чем нам могли отшить», – вспоминает Кобзистая. За полгода она продала около 1000 пар берцев со средней себестоимостью 1400 грн за пару.

«Чтобы такой тип бизнеса хорошо работал, нужны связи в отрасли, команда экспертов и желательно собственное производство», – рассказывает Соколовский. Был ли у «Эней. Милитари» технолог? Нет, отвечает Кобзистая. Остальные люди с экспертизой из сферы? Тоже нет, но было 60 советчиков – экспертов по разным темам, уточняет она. Своей экспертизы и связей на рынке у «Эней.Милитари» не появилось.

Желание развивать свой бизнес окончательно отпало, когда к Кобзистой пришел «инвестор», упорно советовавший взять его в партнеры, иначе у нее найдут наркотики и вместо бизнеса придется сидеть за решеткой. Предпринимательница решила покончить с этим экспериментом даже при долгах. «Я морально устала и уже никому не доверяла на этом рынке», – заключает она.

Операционный армагеддон

«У меня 10 бизнесов, и я IT-предприниматель», – с гордостью заявляет Владислав Савченко, 31. В начале пандемии он на хайпе запустил продуктовый интернет-супермаркет Foodex24, в который, по его словам, инвестировал $4 млн собственных средств.

В 2021 году годовой оборот компании достиг $8 млн, но на точку безубыточности она не вышла. Спустя месяц после полномасштабного вторжения Савченко свернул проект.

Затея была создать IT-единорога, но бизнесмену пришлось заниматься банальным ритейлом: организовывать свой склад, налаживать логистику и отношения с поставщиками.

Разработкой для Foodex24 занимались 60 айтишников, постоянно дорабатывавших продукт. Савченко забрендировал киевские трамваи, купил рекламу в метро и социальных сетях, тратил средства на инфлюэнсеров. IT-платформа вместе с инвестициями в маркетинг сработала. Киевляне делали заказ, но компания не успевала их выполнять. «Не думал, что будет так сложно, – говорит Савченко. – Мне казалось, что нужно только сделать простенькую платформу, но это превратилось в операционный армагеддон».

Владислав Савченко, основатель Foodex24 /из личного архива

Владислав Савченко, основатель Foodex24. Фото из личного архива

Стартап подвел слишком быстрый рост, считает Савченко. Через две недели после запуска он нанял 70 сотрудников, а еще через три месяца их было уже 200. «Никто никого не узнавал в лицо, никто не понимал, кто и чем занимается, – вспоминает предприниматель. – Это был кошмар».

Сборщики товаров не успевали укомплектовывать заказ. Водители сидели на складе по четыре часа в день, пока клиенты ждали своих покупок. В пик сезона, 29 декабря 2021 года, Foodex24 просто перестал принимать новые заказы и до 31 декабря развозил покупки, сделанные заранее, рассказал на условиях анонимности предприниматель, обеспечивавший доставку для Foodex24.

Поставщики относились к стартапу с недоверием, рассказывает Савченко. «У них свои законы, схемы, откаты. Почти все продают овощи только за кеш, – говорит он. – Было сложно делать аналитику и управлять операционно».

«Если у тебя очень хороший софт, но не построен физический компонент, бизнеса не будет», – комментирует руководитель инвестиционной фирмы BeeVentures Аркадий Вершебенюк.

Фудтех – относительно молодой рынок, на котором мало кто может похвастаться доходами. «Из-за низкой маржинальности для того, чтобы зарабатывать, нужен масштаб», – констатирует Вершебенюк. Сервис Zakaz.ua за 12 лет так и не вышел на прибыль. Glovo, развивающий доставку из супермаркетов и собственные дарксторы, за четыре года влил в украинский рынок $80 млн и только недавно вышел в операционный ноль.

Савченко рассказывает, что после запуска Foodex24 получил 64 заявки от инвесторов с минимальным чеком $100 000, но решил не брать средства непрофильных или сомнительных инвесторов, чтобы не усложнять дальнейшие раунды инвестиций. Бизнесмен планировал привлечь от $20–50 млн, вел переговоры с МХП и «Новой почтой», но стратегических инвесторов такого масштаба не нашел. Кроме Foodex24, в 2022 году в Украине закрылись фудтех-сервисы Rocket и Cooker.

Только вперед

Предпринимателя неудачи не останавливают. С 24 февраля 2022-го по 12 февраля 2023 года, по данным YouControl, в Украине зарегистрировано 17 100 новых компаний и 178 500 физических лиц – предпринимателей.

Евгения Николайчук учится ресторанному делу и обдумывает, каким будет ее следующее заведение. Климов написал книгу, проводит фестивали украинского вина и ищет помещение под новый ресторан. Савченко сфокусировался на IT-бизнесе, запустил криптоплатформу и снял кино об айтишниках «Первый код». Доверие к людям и уверенность в своих силах вернулись к Кобзистой. Она запустила новый бизнес, но в знакомой сфере – развивает коммуникационное агентство.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине