Чему учит опыт трех бизнесов, ушедших с рынка в 2022-м и каковы причины их провала?
Новый номер журнала Forbes
Forbes Ukraine выпустили новый номер журнала. Приобрести его с бесплатной доставкой можно по этой ссылке. В журнале: список 250 малых и средних компаний, лидерство генерала Залужного, падение миллиардера Жеваго, подробная история Dnipo-M и почти два десятка текстов.
Вероника Кобзистая мечтала попасть в Forbes другим способом. В 2022 году она открыла и закрыла компанию «Эней.Милитари». Неудача с производством тактического снаряжения стоила ей $15 000. Кобзистая, 29, до сих пор выплачивает долги родственникам.
Крах бизнеса – обычное дело, но говорить об этом не принято. «Даже бизнес-консультантам предприниматели говорят неправду и украшают», – констатирует Юлия Плиева, генеральный директор Apple Consulting. После закрытия фирмы Кобзистая почти два месяца не поднималась с постели. «Боялась, люди сочтут меня неудачницей», – объясняет она.
С 24 февраля по 31 июля 2022 года, по данным «Дія.Бізнес», в Украине закрылось 78 059 компаний, из них 76 825 ФЛП и 1234 юрлица. Чему учит опыт трех ушедших с рынка бизнесов в 2022-м.
Бизнес-романтики
«Мы до сих пор не знаем, какая и у кого зона ответственности», – шутит соучредитель трех киевских баров Like a Localʼs Сергей Климов, 34. Вместе с Романом Балаником, 32, и Евгенией Николайчук, 36, он запустил этот бизнес через общую идею. Основатели любят украинское вино и хотят продвигать его в массы.
В 2022-м они свернули бизнес, рассчитались с долгами, однако до сих пор спорят о причинах провала.
«Основная задача владельца ресторанного бизнеса – найти и вырастить руководителей, а самим уже развивать концептуально», – считает Климов. Баланик с ним соглашается. Николайчук, которая учится ресторанному делу в США, считает это иллюзией. «В США владельцы успешных ресторанов очень погружены во все процессы», – рассказывает она. Главной причиной провала Николайчук считает дилетантизм – свой и партнеров – в ресторанном деле.
До Like a Localʼs учредители работали на руководящих должностях в крупном бизнесе. «Мы круты в управлении проектами, но это не то же, что управление собственным бизнесом», – рассказывает Климов.
На старте основатель не может обойти погружение во все процессы, комментирует Плиева из Apple Consulting. «Сначала обязательно нужно упрячься! – говорит она. – Звучит так, что они не были готовы выкладываться по полной, но в малом бизнесе иначе нельзя».
Желаемых руководителей нанять не удалось. «Мы были слишком открыты и доверчивы с сотрудниками, – размышляет Климов. – Нас предавали, даже уборщицы регулярно нас обворовывали». Предотвратить кражи, по мнению Николайчук, должна была современная система учета, но партнеры ее так и не внедрили. Партнеры должны еще на старте четко прописать зоны ответственности, советует Плиева. «Сначала договаривались обо всём на словах и договоренности были вполне конкретными, – вспоминает Климов. – За полгода некоторые из партнеров изменили видение».
Разногласия между партнерами – типичная причина закрытия ресторанов, и не только, констатирует ресторанный консультант Ольга Насонова. «В нашей культуре не принято прописывать меморандумы, кто за что ответственен», – отмечает она. За 20 лет в ресторанной сфере она встретила всего три компании, которые прописали все на старте.
Много забот, малый доход – не та жизнь, о которой мечтал Баланик. «Считал, что развивать с друзьями свой бар будет весело, но было сложно, – откровенно рассказывает предприниматель. – Теперь хожу в заведения только как гость и радуюсь, потому что отдыхаю».
Жонглирование ножами
Весной 2022 года в офисе IТ-компании Jooble на киевском Подоле обустроили волонтерский штаб. Одна из волонтеров – специалист из сферы государственных коммуникаций Вероника Кобзистая. Желание что-то делать для армии подтолкнуло ее запустить бренд военной одежды «Эней.Милитари». Она собрала команду из 10 человек и вложила 200 000 грн стартового капитала.
Импульсивное решение оказалось неудачным. Кобзистая никогда не имела дела с производством, потому нюансы приходилось осваивать уже в процессе. «Этот бизнес напоминал жонглирование ножами», – вспоминает она.
На рынке одежды существуют две модели: собственное производство или отшив на аутсорсе. «Эней. Милитари» работала по второй схеме, подрядчиков было семь и только из Украины из-за патриотической позиции основательницы. Это принесло больше разочарований, чем преимуществ. «Подрядчики срывали договоренности и хотели работать только «втемную» – за кеш и без контрактов», – жалуется Кобзистая, которая хотела работать только «вбелую» и платить все налоги.
Однажды отшитую по заказу «Эней. Милитари» партию берцев производитель отдал покупателю, платившему наличными. В другой раз Кобзистая не проверила соответствие размеров отшитой партии формы. Пришлось извиняться перед военными и оплатить обратную доставку бракованных комплектов.
Это неправда, что все работают только за кеш, просто белые фабрики, вероятно, уже были загружены большими заказами, считает основатель группы компаний «Текстиль-Контакт» Александр Соколовский.
В 2022 году спрос на военную одежду вырос, по данным Pro-Consulting, в десять раз. «Заказов у нас всегда было больше, чем нам могли отшить», – вспоминает Кобзистая. За полгода она продала около 1000 пар берцев со средней себестоимостью 1400 грн за пару.
«Чтобы такой тип бизнеса хорошо работал, нужны связи в отрасли, команда экспертов и желательно собственное производство», – рассказывает Соколовский. Был ли у «Эней. Милитари» технолог? Нет, отвечает Кобзистая. Остальные люди с экспертизой из сферы? Тоже нет, но было 60 советчиков – экспертов по разным темам, уточняет она. Своей экспертизы и связей на рынке у «Эней.Милитари» не появилось.
Желание развивать свой бизнес окончательно отпало, когда к Кобзистой пришел «инвестор», упорно советовавший взять его в партнеры, иначе у нее найдут наркотики и вместо бизнеса придется сидеть за решеткой. Предпринимательница решила покончить с этим экспериментом даже при долгах. «Я морально устала и уже никому не доверяла на этом рынке», – заключает она.
Операционный армагеддон
«У меня 10 бизнесов, и я IT-предприниматель», – с гордостью заявляет Владислав Савченко, 31. В начале пандемии он на хайпе запустил продуктовый интернет-супермаркет Foodex24, в который, по его словам, инвестировал $4 млн собственных средств.
В 2021 году годовой оборот компании достиг $8 млн, но на точку безубыточности она не вышла. Спустя месяц после полномасштабного вторжения Савченко свернул проект.
Затея была создать IT-единорога, но бизнесмену пришлось заниматься банальным ритейлом: организовывать свой склад, налаживать логистику и отношения с поставщиками.
Разработкой для Foodex24 занимались 60 айтишников, постоянно дорабатывавших продукт. Савченко забрендировал киевские трамваи, купил рекламу в метро и социальных сетях, тратил средства на инфлюэнсеров. IT-платформа вместе с инвестициями в маркетинг сработала. Киевляне делали заказ, но компания не успевала их выполнять. «Не думал, что будет так сложно, – говорит Савченко. – Мне казалось, что нужно только сделать простенькую платформу, но это превратилось в операционный армагеддон».
Стартап подвел слишком быстрый рост, считает Савченко. Через две недели после запуска он нанял 70 сотрудников, а еще через три месяца их было уже 200. «Никто никого не узнавал в лицо, никто не понимал, кто и чем занимается, – вспоминает предприниматель. – Это был кошмар».
Сборщики товаров не успевали укомплектовывать заказ. Водители сидели на складе по четыре часа в день, пока клиенты ждали своих покупок. В пик сезона, 29 декабря 2021 года, Foodex24 просто перестал принимать новые заказы и до 31 декабря развозил покупки, сделанные заранее, рассказал на условиях анонимности предприниматель, обеспечивавший доставку для Foodex24.
Поставщики относились к стартапу с недоверием, рассказывает Савченко. «У них свои законы, схемы, откаты. Почти все продают овощи только за кеш, – говорит он. – Было сложно делать аналитику и управлять операционно».
«Если у тебя очень хороший софт, но не построен физический компонент, бизнеса не будет», – комментирует руководитель инвестиционной фирмы BeeVentures Аркадий Вершебенюк.
Фудтех – относительно молодой рынок, на котором мало кто может похвастаться доходами. «Из-за низкой маржинальности для того, чтобы зарабатывать, нужен масштаб», – констатирует Вершебенюк. Сервис Zakaz.ua за 12 лет так и не вышел на прибыль. Glovo, развивающий доставку из супермаркетов и собственные дарксторы, за четыре года влил в украинский рынок $80 млн и только недавно вышел в операционный ноль.
Савченко рассказывает, что после запуска Foodex24 получил 64 заявки от инвесторов с минимальным чеком $100 000, но решил не брать средства непрофильных или сомнительных инвесторов, чтобы не усложнять дальнейшие раунды инвестиций. Бизнесмен планировал привлечь от $20–50 млн, вел переговоры с МХП и «Новой почтой», но стратегических инвесторов такого масштаба не нашел. Кроме Foodex24, в 2022 году в Украине закрылись фудтех-сервисы Rocket и Cooker.
Только вперед
Предпринимателя неудачи не останавливают. С 24 февраля 2022-го по 12 февраля 2023 года, по данным YouControl, в Украине зарегистрировано 17 100 новых компаний и 178 500 физических лиц – предпринимателей.
Евгения Николайчук учится ресторанному делу и обдумывает, каким будет ее следующее заведение. Климов написал книгу, проводит фестивали украинского вина и ищет помещение под новый ресторан. Савченко сфокусировался на IT-бизнесе, запустил криптоплатформу и снял кино об айтишниках «Первый код». Доверие к людям и уверенность в своих силах вернулись к Кобзистой. Она запустила новый бизнес, но в знакомой сфере – развивает коммуникационное агентство.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.