Топливный кризис и налоговые льготы стимулируют украинцев пересаживаться на электромобили. Как долго продержится спрос, который его драйвит, и какие электрокары вырываются в лидеры среди украинцев.
2021 год для основателя оператора электрозарядных станций «ТОКА» Стефана Благовисного сложился наилучшим образом: украинцы купили рекордное количество электромобилей за год, а общий парк таких машин вырос до 33 522 штук.
Владельцы электрокаров – основные клиенты компании Благовисного. «ТОКА», которая вместе с AutoEnterprise, EcoFactor входит в «большую тройку» украинских игроков электрозарядной инфраструктуры, увеличила сеть на 40% до примерно 400 станций быстрой зарядки и надеется продолжить масштабирование.
Инвестируя в расширение, Благовисный руководствовался простой логикой: электромобили занимают менее 1% общего парка, а значит, рынок еще далек от насыщения. Второй стимулирующий фактор – низкие налоги как на подержанные, так и на новые электрокары. С 2015 года в Украине не уплачивается пошлина при ввозе авто с электрическим двигателем, а с 1 января 2018 отменили НДС (20% от стоимости) и фиксированный акциз (109 евро).
Что изменила война? « Рынок электромобильности растет», – говорит советница замминистра инфраструктуры по вопросам развития электротранспорта Марина Кытина. Во всех месяцах первого полугодия 2022 года, за исключением марта, количество регистраций электромобилей увеличилось по сравнению с 2021 годом. На 1 августа в Украине 39 233 электрокара.
За семь месяцев 2022 года, по данным Auto Consulting, в Украине было зарегистрировано 5914 электромобилей – на 34% больше, чем годом ранее. Доля новых электромобилей выросла до 30% от общего количества регистраций. В прошлом году – 12%.
По итогам января-июля электромобили преодолели психологический рубеж в 5% продаж на рынке новых автомобилей, а в июле – 11%, – говорит гендиректор Auto Consulting Олег Омельницкий. Он ожидает стремительного роста популярности электромобилей.
Для сравнения: в конце июля 2022 года по польским дорогам ездили 50 679 зеленых авто, свидетельствуют данные Польской ассоциации автомобильной промышленности. Полностью электрические из них (BEV) – 49%, остальные – гибриды. Всего в мире за шесть месяцев 2022 года было продано 4,16 млн электромобилей. 57% продаж обеспечил Китай, 27% – Европа, 10% – США.
С начала 2022 года «ТОКА» открыла около 100 быстрых электрозаправок. В планах до конца года увеличить сеть еще на 40%, – говорит Благовисный. По его словам, расширяют сеть и конкуренты.
Основатель производителя софта для зарядных станций Go to You Назар Шимоне-Давида говорит, что количество транзакций на его станциях увеличилось вдвое. Он связывает это не только с общим увеличением пользователей электромобилей, но и миграцией на запад Украины, где сосредоточено большинство его станций. К концу года он планирует удвоить количество подключенных станций – до 500 устройств.
Электрокары: топливо и налоги
Все собеседники, с которыми Forbes пообщался для написания этой статьи, говорят, что большой бум 2022 года обусловлен обострившимся в апреле-мае топливным кризисом. «В Украине один из самых низких тарифов на электроэнергию для частных потребителей», – говорит руководитель представительства BIO Auto в Украине Арсений Абдураимов. Для домохозяйств, которые в месяц тратят более 250 кВт⋅ч, – 1,68 грн за кВт⋅ч. Ночной тариф подразумевает скидку в 50%.
«50+ грн стоит литр горючего, – говорит Благовисный из «ТОКА». – Подзарядка на скоростной станции вдвое дешевле, а зарядка дома в 10 раз дешевле».
Июль 2022-го стал рекордным месяцем за всю историю развития электромобильности в Украине, говорит Кытина. Украинцы зарегистрировали 1732 автомобиля на электротяге, что в 2,3 раза больше, чем в прошлом году и на 64% больше, чем в июне.
Сейчас, по словам Благовисного, формируется отложенный спрос, связанный с низкой покупательной способностью. «Мы пока не видим роста в разы, но принципиально многие уже сделали выбор в пользу электромобилей», – говорит он.
В пользу электрокаров играют и низкие налоги. Стоимость акциза за растаможку авто с электрическим двигателем составляет 1 евро за 1 кВт⋅ч. С 1 июля 2020 года при покупке электромобиля не нужно платить сбор в пенсионный фонд. Его размер составлял от 3 до 5% в зависимости от стоимости авто.
Еще немного, и Украина станет первой в мире страной с отсутствующими налогами на электромобили и очень простой системой растаможки и постановки на учет через смартфон, говорит заместитель председателя правления ассоциации EV-UA Вадим Игнатов.
Какие электрокары покупают украинцы
Самым популярным легковым электрокаром в Украине в июле остается Nissan Leaf (287 машин). Второй результат у Volkswagen е-Golf (151 шт.), на третьем месте – Volkswagen ID.4 (132 шт.). В топ-5 июля попали Renault Zoe (112 шт.) и Tesla Model 3 (75 шт.).
Заметно растет сегмент китайских электромобилей, говорит Шимоне-Давида. Производимый в Китае Volkswagen ID.4 стоимостью от $40 000 – лидер по продажам среди новых электрокаров в Украине. Продажи стартовали в 2021 году. «В отличие от хэтчбека Nissan Leaf, Volkswagen ID.4, это новая модель, и это кроссовер С-класса», – говорит гендиректор Auto Consulting Олег Омельницкий. Украинцы традиционно любят авто в таком кузове – кроссоверы занимают 80% продаж новых автомобилей.
«Стоимость того же Nissan Leaf $40 000 – $50 000. В глазах украинцев Volkswagen ID.4 еще и статусный автомобиль, поэтому украинцы готовы выкладывать за него несколько десятков тысяч долларов», – говорит Омельницкий.
Вторую строчку в рейтинге продаж новых электромобилей занимает Dong Feng X-NV. «Это также новая модель и аналог электромобиля Honda Fit», – говорит Омельницкий. Автомобили выпускаются на том же заводе, что и Honda Fit. К тому же активная продажа Dong Feng X-NV связана еще и с тем, что это тоже новая модель.
В рейтинге продаж новых электромобилей более 30 китайских брендов, иногда их сложно произнести. «Операторы рынка пытаются нащупать, что может пользоваться спросом», – говорит Омельницкий.
Формирует предложение и логистику поставок. Если раньше на украинском рынке преобладали подержанные автомобили с американского рынка, то теперь – из Китая, говорит Абдураимов. «Рост стоимости логистики, а также необходимость уложиться в их ремонт, съели преимущества покупки подержанных электромобилей в США, – говорит Омельницкий. – Теперь цены на американские машины и китайские сопоставимы».
Чего не хватает для следующего шага? «Упрощенной процедуры подключения электрозарядных станций, которые будут увеличивать спрос на электрокары», – говорит Кытина. Остаются проблемы с сервисом подержанных автомобилей, а также новых китайских электромобилей. «Запчастей нет, как обслуживать – никто не понимает, какие-либо проблемы, возникающие с электроникой, также решаются очень сложно», – говорит Вадим Игнатов.
Но, несмотря на эти проблемы, в Украине будет 100 000 электромобилей уже в 2023 году – уверен гендиректор Auto Consulting Олег Омельницкий.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.