Самым популярным легковым электрокаром в Украине в июле остается Nissan Leaf (287 машин). /Shutterstock
Категория
Деньги
Дата

Украинский бум на электрокары разогнался еще больше. Китайцы вытесняют Tesla и Nissan. Когда в стране будет 100 000 «зеленых» авто

Самым популярным легковым электрокаром в Украине в июле остается Nissan Leaf (287 машин). Фото Shutterstock

Топливный кризис и налоговые льготы стимулируют украинцев пересаживаться на электромобили. Как долго продержится спрос, который его драйвит, и какие электрокары вырываются в лидеры среди украинцев.

Главные материалы Forbes Ukraine. Раз в неделю на вашей почте.

2021 год для основателя оператора электрозарядных станций «ТОКА» Стефана Благовисного сложился наилучшим образом: украинцы купили рекордное количество электромобилей за год, а общий парк таких машин вырос до 33 522 штук.

Владельцы электрокаров – основные клиенты компании Благовисного. «ТОКА», которая вместе с AutoEnterprise, EcoFactor входит в «большую тройку» украинских игроков электрозарядной инфраструктуры, увеличила сеть на 40% до примерно 400 станций быстрой зарядки и надеется продолжить масштабирование.

Инвестируя в расширение, Благовисный руководствовался простой логикой: электромобили занимают менее 1% общего парка, а значит, рынок еще далек от насыщения. Второй стимулирующий фактор – низкие налоги как на подержанные, так и на новые электрокары. С 2015 года в Украине не уплачивается пошлина при ввозе авто с электрическим двигателем, а с 1 января 2018 отменили НДС (20% от стоимости) и фиксированный акциз (109 евро).

Что изменила война? « Рынок электромобильности растет», – говорит советница замминистра инфраструктуры по вопросам развития электротранспорта Марина Кытина. Во всех месяцах первого полугодия 2022 года, за исключением марта, количество регистраций электромобилей увеличилось по сравнению с 2021 годом. На 1 августа в Украине 39 233 электрокара.

За семь месяцев 2022 года, по данным Auto Consulting, в Украине было зарегистрировано 5914 электромобилей – на 34% больше, чем годом ранее. Доля новых электромобилей выросла до 30% от общего количества регистраций. В прошлом году – 12%.

По итогам января-июля электромобили преодолели психологический рубеж в 5% продаж на рынке новых автомобилей, а в июле – 11%, – говорит гендиректор Auto Consulting Олег Омельницкий. Он ожидает стремительного роста популярности электромобилей.

Для сравнения: в конце июля 2022 года по польским дорогам ездили 50 679 зеленых авто, свидетельствуют данные Польской ассоциации автомобильной промышленности. Полностью электрические из них (BEV) – 49%, остальные – гибриды. Всего в мире за шесть месяцев 2022 года было продано 4,16 млн электромобилей. 57% продаж обеспечил Китай, 27% – Европа, 10% – США.

С начала 2022 года «ТОКА» открыла около 100 быстрых электрозаправок. В планах до конца года увеличить сеть еще на 40%, – говорит Благовисный. По его словам, расширяют сеть и конкуренты.

Основатель производителя софта для зарядных станций Go to You Назар Шимоне-Давида говорит, что количество транзакций на его станциях увеличилось вдвое. Он связывает это не только с общим увеличением пользователей электромобилей, но и миграцией на запад Украины, где сосредоточено большинство его станций. К концу года он планирует удвоить количество подключенных станций – до 500 устройств.

Электрокары: топливо и налоги

Все собеседники, с которыми Forbes пообщался для написания этой статьи, говорят, что большой бум 2022 года обусловлен обострившимся в апреле-мае топливным кризисом. «В Украине один из самых низких тарифов на электроэнергию для частных потребителей», – говорит руководитель представительства BIO Auto в Украине Арсений Абдураимов. Для домохозяйств, которые в месяц тратят более 250 кВт⋅ч, – 1,68 грн за кВт⋅ч. Ночной тариф подразумевает скидку в 50%.

«50+ грн стоит литр горючего, – говорит Благовисный из «ТОКА». – Подзарядка на скоростной станции вдвое дешевле, а зарядка дома в 10 раз дешевле».

Украинский бум на электрокары разогнался еще больше. Китайцы вытесняют Tesla и Nissan. Когда в стране будет 100 000 «зеленых» авто /Фото 1

Стоимость 1 километра для электрокара, бензинового авто и авто на газе

Июль 2022-го стал рекордным месяцем за всю историю развития электромобильности в Украине, говорит Кытина. Украинцы зарегистрировали 1732 автомобиля на электротяге, что в 2,3 раза больше, чем в прошлом году и на 64% больше, чем в июне.

Сейчас, по словам Благовисного, формируется отложенный спрос, связанный с низкой покупательной способностью. «Мы пока не видим роста в разы, но принципиально многие уже сделали выбор в пользу электромобилей», – говорит он.

В пользу электрокаров играют и низкие налоги. Стоимость акциза за растаможку авто с электрическим двигателем составляет 1 евро за 1 кВт⋅ч. С 1 июля 2020 года при покупке электромобиля не нужно платить сбор в пенсионный фонд. Его размер составлял от 3 до 5% в зависимости от стоимости авто.

Еще немного, и Украина станет первой в мире страной с отсутствующими налогами на электромобили и очень простой системой растаможки и постановки на учет через смартфон, говорит заместитель председателя правления ассоциации EV-UA Вадим Игнатов.

Какие электрокары покупают украинцы

Самым популярным легковым электрокаром в Украине в июле остается Nissan Leaf (287 машин). Второй результат у Volkswagen е-Golf (151 шт.), на третьем месте – Volkswagen ID.4 (132 шт.). В топ-5 июля попали Renault Zoe (112 шт.) и Tesla Model 3 (75 шт.).

Заметно растет сегмент китайских электромобилей, говорит Шимоне-Давида. Производимый в Китае Volkswagen ID.4 стоимостью от $40 000 – лидер по продажам среди новых электрокаров в Украине. Продажи стартовали в 2021 году. «В отличие от хэтчбека Nissan Leaf, Volkswagen ID.4, это новая модель, и это кроссовер С-класса», – говорит гендиректор Auto Consulting Олег Омельницкий. Украинцы традиционно любят авто в таком кузове – кроссоверы занимают 80% продаж новых автомобилей.

«Стоимость того же Nissan Leaf $40 000 – $50 000. В глазах украинцев Volkswagen ID.4 еще и статусный автомобиль, поэтому украинцы готовы выкладывать за него несколько десятков тысяч долларов», – говорит Омельницкий.

Украинский бум на электрокары разогнался еще больше. Китайцы вытесняют Tesla и Nissan. Когда в стране будет 100 000 «зеленых» авто /Фото 2

Вторую строчку в рейтинге продаж новых электромобилей занимает Dong Feng X-NV. «Это также новая модель и аналог электромобиля Honda Fit», – говорит Омельницкий. Автомобили выпускаются на том же заводе, что и Honda Fit. К тому же активная продажа Dong Feng X-NV связана еще и с тем, что это тоже новая модель.

В рейтинге продаж новых электромобилей более 30 китайских брендов, иногда их сложно произнести. «Операторы рынка пытаются нащупать, что может пользоваться спросом», – говорит Омельницкий.

Украинский бум на электрокары разогнался еще больше. Китайцы вытесняют Tesla и Nissan. Когда в стране будет 100 000 «зеленых» авто /Фото 3

Формирует предложение и логистику поставок. Если раньше на украинском рынке преобладали подержанные автомобили с американского рынка, то теперь – из Китая, говорит Абдураимов. «Рост стоимости логистики, а также необходимость уложиться в их ремонт, съели преимущества покупки подержанных электромобилей в США, – говорит Омельницкий. – Теперь цены на американские машины и китайские сопоставимы».

Чего не хватает для следующего шага? «Упрощенной процедуры подключения электрозарядных станций, которые будут увеличивать спрос на электрокары», – говорит Кытина. Остаются проблемы с сервисом подержанных автомобилей, а также новых китайских электромобилей. «Запчастей нет, как обслуживать – никто не понимает, какие-либо проблемы, возникающие с электроникой, также решаются очень сложно», – говорит Вадим Игнатов.

Но, несмотря на эти проблемы, в Украине будет 100 000 электромобилей уже в 2023 году – уверен гендиректор Auto Consulting Олег Омельницкий.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине