Де шукати кандидатів-зумерів /Getty Images
Категория
Свой бизнес
Дата

Что предпринимателям нужно знать о поколении зуммеров. Базовые советы основателя студенческой платформы STUD-POINT Владимира Швеца

5 хв читання

Владимир Швец советует искать зуммеров в социальных сетях Фото Getty Images

Представители поколения зуммеров, рожденные в период с конца 1990-х по 2010-е, не представляют свою жизнь без гаджетов и интернета, работу ищут в основном в соцсетях, при этом у большинства нет свое резюме. Что еще стоит знать предпринимателям о зуммерах, где их искать и что делать, чтобы сотрудничество с молодым поколением было долгосрочным. Об этом рассказал Владимир Швец, CEO & founder карьерной медиаплатформы STUD-POINT, помогающей студентам с саморазвитием и карьерой, а работодателям с поиском джуниор-специалистов. На сегодняшний день медиаплатформа сотрудничает с более чем 700 компаниями-работодателями, имеет активную аудиторию 14 000 студентов.

Какие ценности у поколения зуммеров

Наше последнее исследование показало, что самые популярные ценности молодежи – образование и саморазвитие. 71% зуммеров говорят, что чаще всего посещают сайты с бесплатными лекциями, мотивацией, курсами по изучению языков, психологии.

Сейчас 39% выпускников получают второе образование, при этом 23% студентов начали получать дополнительное или кардинально другое, что коренным образом отличается от того, которому обучаются в университете. Как зуммеры занимаются саморазвитием? Читают профильные статьи, просматривают вебинары, курсы, видеозаписи. По нашим подсчетам, 24% зуммеров изучают, как минимум, третий язык.

На втором месте у зуммеров – активность и поиск возможностей в мире. Речь идет о путешествиях, интересных местах, грантах, волонтерстве, благотворительности. Они ищут возможности за границей, то есть не ограничивают себя локацией того города или страны, где сейчас проживают. Можно сказать, что они мыслят глобально.

Поиск работы только на третьем месте. Полномасштабная война добавила перемен – одновременно с работой почти всегда ищут и жилье. Причин здесь две: вынужденное изменение локации из-за войны и желание зуммеров самостоятельно выстраивать свою жизнь.

Карантин и полномасштабная война способствовали повышению конкуренции на рынке труда, что подтолкнуло зуммеров к улучшению своих навыков, чтобы быть более привлекательными для работодателя. У зуммеров появилось больше веры в себя и исчез страх перед первой работой, а также поиском новой работы. Мы видим, что 28% студентов начали карьеру на первом курсе, 27% – на втором. Это достаточно рано для студенческой жизни, однако люди уже начинают работать ради того, чтобы получать доход и самообеспечиваться.

Владимир Швец, основатель карьерной медиаплатформы STUD-POINT

Основатель карьерной медиаплатформы STUD-POINT советует подстраивать свои вакансии под ожидания поколения зуммеров

Что для зуммеров важно в работодателях

На первом месте была и остается общая информация о компании: сфера деятельности, ценности компании, цель, имидж, репутация, информация о создаваемом продукте или услуге и политическая позиция. Мы проводили исследование, согласно которому 100% опрошенных считают необходимым, чтобы компания поддерживала Украину и публично не поддерживала агрессора. При этом 4% отметили, что они готовы вкладывать как можно больше своих усилий, для того чтобы компания избавилась от влияния или зависимости от страны-агрессора и развивалась в Украине.

На втором месте условия труда, на третьем – уровень заработной платы. До начала полномасштабной войны уровень зарплаты был важен только для 10%, сейчас уже для 19%.

Какие еще критерии выбора работодателя? Это отзывы работников, возможности карьерного развития, четко и прозрачно сформированные требования к кандидату.

Каждый год все меньше и меньше имеет значение расположение офиса компании. Это важно только для 9% респондентов, до карантина процент был значительно выше – 65–70%. Популярность удаленного формата работы сильно возросла. Наличие офиса имеет значение, но локация уже не принципиальна. Возможность работать в удаленном формате – такой же мастхев, как и поддержка Украины. Зуммеры хотят работать три из пяти рабочих дней дома, а один-два дня – в офисе.

Согласно нашему рейтингу критериев выбора компаний, где молодежь хочет работать, в тройку (все по 20%) входят следующие: забота об образовании работников и их развитии, престижная компания с хорошими отзывами, забота в целом о сотрудниках (комфорт, культура). На четвертом месте (18%) – интересность сферы деятельности.

Эмоциональные критерии выбора работодателя очень сильно снижаются, рациональный выбор становится все более весомым.

Чем зуммеры отличаются от предыдущих поколений

Поколение миллениалов ищет работу на уже давно существующих каналах коммуникации, в частности, порталами для поиска работы пользуются 83%. В отличие от них для сегодняшних студентов поиск работы – в том числе посещение соцсетей, и самой популярной является Telegram, которую используют 96%. В Instagram ищут работу около 15%.

У зуммеров высокий уровень ответственности перед собой и работодателем, а также высокий интерес к экологическим проблемам. Благодаря тому, что зуммеры росли в период большого потока информации, они умеют быстрее ее обрабатывать, определять главное, более мобильны и многофункциональны. Они не представляют себе проблемы дефицита.

Где искать зуммеров и как с ними общаться

Искать зуммеров я советую в Telegram, Instagram, TikTok. Молодежь можно найти и на джоб-порталах, у 63% кандидатов есть свой профайл, но только 23% из них ищут там работу. Для работодателя важно понимать, что у трех из пяти зуммеров нет своего резюме, поэтому нужно создавать анкету регистрации кандидатов, чтобы они могли таким образом подавать свою кандидатуру на ту или иную позицию.

Зуммеры не представляют своей жизни без интернета и смартфона /Getty Images

Зуммеры не представляют своей жизни без интернета и смартфона Фото Getty Images

Сайты компаний также имеют большое значение. Советую иметь свою карьерную страницу на сайте, развернутое представление бренда на джоб-порталах или других популярных платформах для зуммеров. Помните, что молодежь ищет информацию о работодателях и в соцсетях, и в интернет-пространстве, и принимает решение, отталкиваясь от найденной информации.

Молодым людям важно, чтобы на сайте компании была информация о ценностях, целях, условиях труда, и достаточно четко были сформулированы и прописаны требования к кандидатам. Важна информация об уровне заработной платы, графике работы и возможностях карьерного развития.

Зуммеры обращают внимание и на то, как в целом выглядит сайт, его дизайн, доступность информации, правильный копирайтинг, портфолио компании, кто партнеры, историю компании. На страницах соцсетей кандидат ищет информацию о жизни компании, командах в реальных условиях. Следует указывать цель, ценности компании, рассказывать об актуальных историях, кейсовых ситуациях, проектах. Зуммеры ожидают, что в соцсетях работодатели будут делиться информацией о отношении компании к политической ситуации и поддерживать ВСУ.

Чем младше кандидат, тем более краткую информацию он ожидает получить. Когда зуммер ищет информацию о потенциальном работодателе, то ожидает, чтобы она была правильно представлена, и он потратил на изучение максимум пять минут. При этом зуммеры готовы тратить более 20 минут на чтение материалов для самообразования.

Что нужно делать, чтобы зуммеры захотели остаться работать в компании долгосрочно?

Я советую подстраивать свои предложения под ожидания зуммеров, а именно создавать привлекательный график и формат работы. Сейчас студенты готовы работать от 6,5 часа в день, но при условии, чтобы это был гибкий график работы. Зуммеры все чаще рассматривают полную занятость, но для них это достаточно затруднительно. 60% респондентов предпочитают гибридный формат работы.

Средний уровень желаемой заработной платы для зуммеров составляет 12 000 грн. Ожидания по зарплате зависят от наличия законченного образования или опыта. Студенты ожидают заработную плату в размере 15 000–18 000 грн, если у них уже есть бэкграунд.

Зуммеры любят постоянные вызовы. Советую раз в два месяца ставить новые задачи из новой сферы, и таким образом давать возможность развиваться. Раз в квартал ставьте им несколько завышенные, но реалистичные цели.

В общем, зуммеры хотят, чтобы их меньше контролировали и больше доверяли. Удаленная работа – это не о таймтрекерах, а о конечном результате.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд