Категория
Свой бизнес
Дата

«Подавайтесь на больше грантов, даже если суммы незначительны». Что нужно знать для того, чтобы получить грант для бизнеса. Практический гайд от предпринимателей, прошедших этот путь

7 хв читання

Як отримати грант на бізнес /Shutterstock

По состоянию на октябрь 2023 года 8000 предпринимателей получили гранты от государства для развития бизнеса на 4,4 млрд грн, сообщают в Минэкономики. Фото Shutterstock

Гранты – отличная возможность привлечь средства для поддержания и развития бизнеса. Как увеличить шансы на получение финансирования и почему не нужно сдаваться после первого отказа? Предприниматели поделились своим опытом фандрейзинга.

Практичний МBA від Forbes на реальних кейсах, щоб прокачати навички управління на прикладі Володимира Кудрицького, ексголови правління «Укренерго». 

Премʼєра другого сезону YouTube проєкту «Директорія» вже на каналі Forbes Ukraine!

С началом полномасштабного вторжения от Рубежанской чулочной фабрики из Луганской области остался только уничтоженный завод. «Единственное, что осталось из прошлой жизни, – кредиты в Ощадбанке на 11 млн грн», – говорит коммерческий директор чулочной фабрики Ольга Ушакова.

Производство релокировалось во Львов и с сентября 2022-го возобновило работу. Компания получила гранты от МОМ, DRC, «Дія.Бізнес», «Легкий бізнес», ОО «Жіночі перспективи», инвестиционный ваучер от Львовского городского совета и компенсацию за релокацию от ЕБРР. Самая большая сумма составила 12 млн грн от USAID и была израсходована на закупку 11 вязальных итальянских машин.

По состоянию на октябрь 2023 года 8000 предпринимателей получили гранты от государства для развития бизнеса на 4,4 млрд грн, сообщают в Минэкономики. В ноябре Forbes Ukraine собирал 25 грантовых программ для малого и среднего бизнеса.

Что нужно знать предпринимателям, которые хотят получить финансовую помощь для своего бизнеса?

Этап 1: заполнение заявки

Предприниматели, опрошенные Forbes, выделяют несколько критериев, которые помогут получить утвердительный ответ от грантодателя.

Первое – качественно и четко прописанный проект со стороны бизнеса, который грантодатель должен профинансировать. «Любой грантодатель рассчитывает на предоставление максимально детализированной заявки», – говорит соучредитель USPA fruit Дмитрий Крошка. Такое условие сложнее всего выполнить, когда проект находится на уровне идеи. «Ты не можешь учесть все подводные камни, потому что просто их не знаешь», – добавляет Крошка.

Его компания экспортирует яблоки от украинских производителей в Европу и на Ближний Восток. Посредством гранта в 800 000 грн от USAID компания вышла на рынок Африки. Грантовые средства пошли на компенсацию 50% логистики и продвижение компании в Африке. «Нам удалось системно построить продажи в Африке, без помощи USAID мы бы не реализовали этот проект», – говорит Крошка.

Где искать гранты

Источник: Synergy Universe

Маркетинговое агентство Svitlo получило грант на создание теоретического гайда для малого бизнеса о развитии соцсетей, рассказала основательница Полина Ковалева. Предпринимательница говорит, что в заявке четко прописывала идею программы, целевую аудиторию, проблематику и ее решение, структуру программы, запланированные показатели и как она планирует их получить.

Неправильное или неполное заполнение заявки – причина отказа в предоставлении гранта. Причины могут быть как нормативными – непорядок с документами, так и содержательными – неубедительная заявка с учетом заявленных целей грантовой программы, объясняет руководитель по производству и интернационализации бизнеса в проекте USAID «Экономическая поддержка Украины» Олег Мирошниченко.

В феврале компания Gunia Project получила приглашение от директора Украинского центра содействия инвестициям и торговле (ITFC) Ирины Титарчук принять участие в Международной выставке Ambiente во Франкфурте. Участие покрыло грант от USAID. «Это был первый положительный опыт, до этого подавались на разные гранты, но не получали ответа», – отмечает операционный директор Gunia Project Дарья Тимошенко.

Мария Гаврилюк, соучредитель бренда Gunia Project /Александр Чекменев

Мария Гаврилюк, соучредитель бренда Gunia Project Фото Александр Чекменев

Заполнение заявки – это долгий и бюрократический процесс, потому что нужно собирать много документов, говорит Тимошенко. «Важно, чтобы компания была готова к этому. Правильная заявка – это предпосылка для получения гранта», – добавляет она.

На результат влияют положительные отзывы от прошлых грантодателей и партнеров, с которыми компания сотрудничала, говорит Ковалева. Она рассказывает, что сначала ее компания получила небольшой краткосрочный грант и только потом отправилась на более глобальный проект. В таких условиях шанс получить финансирование гораздо больше, чем сразу идти во что-то большое, считает предпринимательница.

Собеседники Forbes советуют пробовать и подаваться на гранты, несмотря на прошлые отказы. Производителям межкомнатных дверей и мебельных фасадов AGTplus получить финансирование от Минэкономики удалось только со второй попытки. Из-за автоматизированной подачи заявки через портал «Дія» конкретных замечаний компания не получила. «Нам вернулась заявка с уведомлением, что она не прошла, – говорит финансовый директор AGTplus Марина Пономаренко. – Возможно, в бизнес-плане мы не раскрыли целесообразность финансирования». Через неделю компания доработала запрос, снова подала заявку и прошла отбор.

Условиями получения государственного гранта были: уплата налогов в госбюджет, деятельность более трех лет и создание 25 рабочих мест, говорит Пономаренко.

По программе компания получила 2,6 млн грн, ушедших на покупку центра для резки кромочного пластикового материала. «Благодаря станку мы увеличили объемы производства и количество рабочих мест, создали условия для выхода на экспортные рынки», – говорит финансовый директор AGTplus. Компания уже имеет первые экспортные продажи в Канаду и Германию.

Советы при написании гранта от Тома Вольфа

по материалам курса «Фандрейзинговые стратегии» (Fundraising strategies) от Philanthropy University, перевод Synergy Universe

1. Грантовую заявку не будут читать дважды

Эксперт вряд ли готов потратить дополнительные час-два, для того чтобы повторно просканировать даже самую лучшую грантовую заявку. Поэтому следует писать четко и понятно, избегая преувеличений и двойного понимания. Всегда помните – заявку читают лишь один раз, поэтому второй попытки не будет.

2. «Субъективные» критерии экспертной оценки заявки будут оставаться всегда одинаковыми

Условия грантовых конкурсов разные. Несмотря на рекомендуемый объем грантовой заявки (одна страница или даже 100!), не забывайте о правилах ее оформления.

• Заявка должна быть сжатой и содержательной. Это шанс убедить донора в значимости и привлекательности проекта. Поэтому она должна быть максимально понятной, краткой, конкретной и выразительной. Эксперт должен точно понять, чего вы хотите.

• Избегайте лишних прилагательных. Ведь только для вас очевидно, что проблема является насущной, ваша команда лучшей, а идея уникальной. Эксперт всегда воспринимает только доказательства.

• Оставайтесь «элементарно» грамотными. Эксперт отмечает не только грамматические, но и элементарные расчетные неточности в бюджете «2*2 = 4, а не 5». Не так ли?

• Не следует оставлять в приложениях все свои награды и грамоты. Эксперта вряд ли заинтересует то, чем вы занимались еще в студенческие годы.

3. Начало должно быть простым

Вступление, или Abstract, начинайте с главного: «Организация Х (ваша организация) ищет дополнительное финансирование (сумма) для реализации проекта Y» – все просто и понятно с первого раза. Дальше можно несколько расширить поступление. Есть вероятность, что ваше предложение попадет к эксперту, который готов обратить максимум внимания исключительно на вступление.

4. Четко формулируйте проблему

«В городе Х двое из трех человек, получивших среднее образование и имеющих право посещать университет, не сделают этого из-за нехватки средств. Наш проект призван…» Все четко, ясно и понятно. У эксперта не возникнет вопрос: «Для чего же проект?»

Софинансирование и сроки ожидания

Одно из условий получения гранта – софинансирование. «Это очень важный признак того, что заявитель верит в свой проект и готов на уровне с донором его финансировать, – говорит Крошка. – Пропорция софинансирования может быть совершенно разной в зависимости от того или иного гранта». Бизнес в среднем покрывает около 20% инвестиций в проект или отдельные статьи расходов, добавляет он. Например, для участия в международных выставках донор финансирует создание стенда, а заявитель – расходные материалы, такие как буклеты, видеоролики, проезд, питание, проживание.

Производитель одежды byMe выиграл грант от USAID на закупку нового оборудования для пополнения вышивальных мощностей и запуска производства вышиванок. Компания уже арендовала дополнительное помещение в Вышгороде на 100 кв. м. «Бюджет проекта – 1,6 млн грн, где частичное финансирование предоставляет USAID, а частично мы», – рассказывает Дмитрий Сердюк.

Соучредитель USPA fruit Дмитрий Крошка /из личного архива

Соучредитель USPA fruit Дмитрий Крошка Фото из личного архива

Подаваясь на грант, следует учитывать, что ожидание может растянуться на месяцы и даже годы. Подписание договора на финансирование проекта агентства Svitlo по программе «Конкурентоспособная экономика Украины» от USAID заняло полгода, рассказала основательница.

О длительных процессах рассказывает и коммерческий директор чулочной фабрики. По ее словам, в организации USAID долго проходят процессы подписания соглашений, разработки отчетов, анкет и само подписание грантового соглашения. «Мы начали сотрудничать еще в конце 2019 года, а оборудование по гранту получили в августе 2023-го», – говорит Ушакова.

Этап 2: отчетность

Получить грант – лишь часть выстраивания отношений с грантодателями. Работать с грантом непросто, это не история, что вам дали средства, а вы их тратите, говорит Ковалева из Svitlo. По ее словам, работа с взаимодействием с фондами и отчетностью достаточно трудоемкая.

После утверждения контракта на грант грантодатель может потребовать предоставления любых документов, свидетельствующих о целевом использовании средств, и заявитель обязан их предоставить. К примеру, если по условиям программы грант покрывает часть логистики, бизнес должен быть готов предоставить документы, подтверждающие оплату перевозчику или экспедитору, рассказывает Дмитрий Крошка.

Контроль по созданию рабочих мест, являющихся основной целью грантовых программ, осуществляется через Государственный центр занятости. «Новые рабочие места оформляются через центр занятости, отчеты центра мы предоставляем грантодателю», – рассказывает владелец ТМ «Сергеевский продукт» Владимир Опрышко.

Целевыми показателями грантового проекта для грантодателя могут быть наращивание продаж, вхождение на новые рынки или увеличение занятости, рассказывает руководитель по производству и интернационализации бизнеса в проекте USAID. В случае, если за грант компания закупает материальные активы, такие как оборудование, грантодатель также проводит инспекционные выезды для проверки наличия права собственности или договора аренды на помещение, где будут устанавливать оборудование.

Гранты помогли Рубежанской чулочной фабрике выжить. Предприятию удалось восстановиться на 40% довоенных показателей, говорит Ушакова. Она советует подаваться на как можно больше грантов, даже если суммы незначительны. «Возможно, этой суммой вы закроете небольшой вопрос, а свои средства сосредоточите на решении более глобальных вызовов», – рассказывает предпринимательница.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд