Категория
Свой бизнес
Дата

«Это не для того, чтобы закрыть кассовый разрыв». Что нужно знать о грантовых программах, которые доступны украинскому бизнесу. Опыт компаний из списка Next250, привлекших деньги от USAID

«Это не для того, чтобы закрыть кассовый разрыв». Что нужно знать о грантовых программах, которые доступны украинскому бизнесу. Опыт компаний из списка Next250, привлекших деньги от USAID /иллюстрация Илья Колесник для Forbes Украина

иллюстрация Илья Колесник для Forbes Украина

Как получить грант в миллионы евро, привлечь финансирование для экспортного проекта и попасть на ведущие выставки мира. Участники списка малых и средних компаний Forbes Next250 рассказывают о своем опыте получения грантов и дают советы по привлечению донорских средств

⚡️Даруємо 700 грн знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом 700 до 28.04 Оформлюйте зараз за цим посиланням

В феврале компания Gunia Project получила приглашение от директора Украинского центра содействия инвестициям и торговле (ITFC) Ирины Титарчук принять участие в Международной выставке Ambiente во Франкфурте. Участие покрыл грант от USAID. «Это был первый положительный опыт, до этого подавались на разные гранты, но не получали ответа», – говорит операционный директор Gunia Project Дария Тимошенко.

Из Франкфурта Gunia привезла заказы более чем на €20 000, новые бизнес-контакты и более теплые отношения с грантодателями. «Безусловно, это был полезный опыт», – уверяет Тимошенко. В команде готовятся к двум следующим программам с USAID.

Forbes уже подробно описывал грантовые программы, доступные украинскому бизнесу. Из перечня Forbes 250 перспективных малых и средних компаний Next 250 19 пользовались поддержкой USAID. Как получить грант и что он может дать бизнесменам?

Как грантовые программы помогают бизнесу

Украинский стартап Releaf Paper, производящий бумагу из опавших листьев, в декабре 2022 года стал победителем программы от Европейской комиссии EIC Accelerator и привлек €2,5 млн на строительство фабрики. Подготовка длилась около года, говорит соучредитель Releaf Paper Александр Соболенко. «С нами конкурировало около 6000 международных стартапов», – сообщает он.

За успехом Releaf Paper стоит опыт и работа над ошибками. С полутора лет компания подавалась на 15 грантов, говорит Соболенко. Из успешных примеров – $100 000 от Google for Startups, €16 000 от Всемирного фонда природы (WWF), а также участие в нескольких выставках при поддержке USAID.

Привлек средства на амбициозный проект и соучредитель USPA fruit Дмитрий Крошко. Его компания экспортирует яблоки от украинских производителей в Европу и на Ближний Восток. В 2019 году предприниматель задумался над выходом на рынок Африки, но сдерживала стоимостная логистика. Тогда предприниматель обратился в USAID. «У нас уже были общие удачные проекты, поэтому идею они восприняли положительно», – говорит Крошко.

USAID предоставили грант в 800 000 грн, средства пошли на компенсацию 50% логистики и продвижение компании в Африке. В 2020 году USPA fruit начала экспортировать яблоки в 12 стран континента. После завершения войны USPA fruit планирует нарастить экспорт в регион до 15%, сообщает Крошка. «Нам удалось системно построить продажи в Африке, без помощи USAID мы не сделали бы проект», – добавил он.

Инфографика: Анастасия Левицкая

Инфографика: Анастасия Левицкая

В активе компании по изготовлению рекуператоров Prana – семь грантов от ЕБРР, USAID и Зеленого фонда для роста (GGF) более чем на €200 000. Первую грантовую программу инженер сертификации и контроля качества компании Олег Охиндушко нашел в Facebook – это был грант на обучение в экспортной ветви для команды от USAID. «Сейчас грантодатели уже сами могут позвонить по телефону и предложить программу», – говорит Охиндушко.

Свой опыт имеет и производитель межкомнатных дверей и мебельных фасадов AGTplus. В 2019 году компания привлекла €250 000 на приобретение нового оборудования. «50% профинансировал USAID, а другую часть компания», – объясняет директор по техническим вопросам AGTplus Дмитрий Баранков.

Что происходит после подачи заявки на грант

С момента подачи заявки до получения первого транша может пройти более полугода. Все зависит от суммы и программы, на которую подается предприниматель. «Подали грант на покупку оборудования в марте, а в июне получили «желтый свет», то есть можем переходить на второй этап отбора», – говорит Тимошенко из Gunia Project, которая участвует в конкурсе на грант USAID.

Второй этап предполагает более тесное сотрудничество с грантодателями, в основном – встречи и поэтапное обсуждение проекта, делится Баранков из AGTplus, которая также сотрудничала с USAID. «Это может быть дискуссия по поводу подрядчика или поставщика оборудования, подготовка дополнительной документации и тому подобное», – добавляет он.

Грантодатель может прийти и с проверкой на предприятие, например, чтобы убедиться, что для оборудования достаточно места, а установить его позволяют технические требования, говорит Тимошенко из Gunia Project.

Большинство программ не покрывает 100% затрат на проект. Чаще грантодатель финансирует либо 50%, либо 70% в зависимости от суммы, говорят три предпринимателя. «Финальная сумма понятна в конце отбора и она может отличаться от той, которую предприниматель закладывал в начале», – предупреждает Тимошенко из Gunia Project.

В зависимости от программы деньги могут выдаваться несколькими траншами, говорит Охиндушко из Prana. USAID преимущественно работают в три платежа – 30% аванса, затем еще 40% и остальные после закрытия проекта, добавляет он.

Что нужно знать о грантах. Пять советов от предпринимателей

Предприниматели советуют собрать максимальную информацию о различных грантовых программах, которые могут быть интересны компании, а далее выбирать наиболее подходящий грант.

Где отыскать такие данные? «80% всей информации о грантах узнаю из рассылки Фонда украинских стартапов», – рассказывает Соболенко из Releaf Paper. Помочь в поиске могут и отраслевые организации, также собирающие информацию о грантах. «Узнали о гранте от Украинской ассоциации мебельщиков», – вспоминает Баранков из AGTplus. Первый грант можно найти через социальные сети Facebook или Telegram, в которых фонды излагают актуальные предложения.

Готовить заявки на грант лучше самостоятельно. «Бизнесмену проще изучить, как работают грантовые программы, чем постороннему человеку понять, как устроен чужой бизнес», – считает Охиндушко из Prana. Исключение – большие гранты от €1 млн. К ним лучше готовиться с помощью специалистов, говорит Соболенко из Releaf Paper. «Технически это сложные заявки, процесс подготовки длительный, специалист может помочь упаковать идею, понять правильный вектор», – добавляет он.

Подготовка простой заявки на грант до €100 000 может занять несколько недель, над более сложными придется работать около полугода, говорят два опрошенных предпринимателя.

Следует также учитывать, что обычно грантодатели стремятся не только помочь бизнесу, но и внести вклад в решение определенной социальной задачи или повлиять на более глобальные изменения. Это может быть либо трудоустройство новых людей, либо увеличение платы налогов, выход на новые рынки, отмечает Тимошенко Gunia Project. «Если вам просто нужно закрыть кассовый разрыв – это не интересно грантодателям», – объясняет она.

Важно поддерживать связь с грантодателями. Первый удачный проект задаст тон в дальнейшем сотрудничестве с фондом, говорит Крошка из USPA fruit. «Позитивный опыт важен, грантодатель поймет, что вам можно доверять, и может приглашать на следующие программы», – отмечает он.

Не стоит игнорировать и отчеты, которые просит грантодатель по завершении проекта, советует Баранков из AGTplus. «Недавно отправлял отчет о том, как улучшились наши показатели после закупки нового оборудования, хотя грант получили еще в 2019 году», – говорит он.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине