Руины возле места обстрела Николаевской областной государственной администрации. /Getty Images
Категория
Компании
Дата

Битва за Николаев. Как бизнес помогает городу выстоять под российским нашествием

5 хв читання

Руины возле места обстрела Николаевской областной государственной администрации. Фото Getty Images

Уже более полугода почти каждый день на Николаев падают российские ракеты. Однако город уверенно держит оборону. Одна из ее составляющих – местный бизнес, сплотившийся ради его защиты. Как предприниматели помогают Николаеву выстоять

В Николаеве, который ежедневно обстреливают российские пушки и РСЗО, на улицах почти нет рекламных билбордов. Но не потому, что в населенном пункте, расположенном чуть ли не на линии фронта, нечего рекламировать. Щиты владельцы передали на обустройство блиндажей и окопов для защитников.

Это маленький, но немаловажный вклад николаевского бизнеса в оборону родного города. С самого начала полномасштабной войны в оборону включились десятки предприятий и небольших бизнесов. Благодаря их усилиям на подступах к Николаеву появились оборонные сооружения, вода, а в больницах еда и необходимое оборудование. «Кто чем мог, тем и кинулся помогать», – говорит совладелец судостроительного завода «Океан», депутат горсовета Николай Капацина.

Яркий пример – «Нибулон», компания, которую основал покойный Алексей Вадатурский, убитый российской ракетой ночью 30 июля. Как рассказывал Forbes глава Николаевской военно-гражданской администрации Виталий Ким, в первые дни полномасштабного вторжения России баржи «Нибулона» преградили подход к городу через Южный Буг. Причем Вадатурский не просто дал суда, но и следил за тем, чтобы там все было хорошо.

Местные бетонные заводы предоставляли блоки для строительства блиндажей и блокпостов, другие предприятия делали ежи, чтобы установить их на путях в город, рассказывает николаевский волонтер Павел Кошковский. Кроме того, компании предоставляли строительную технику: краны, экскаваторы и манипуляторы, говорит Капацина.

Большинство этих предприятий их владельцы называть не хотят из соображений безопасности. Ежедневно на город падает 7-15 ракет, говорит Капацина, а промышленные предприятия уже не раз попадали под вражеский огонь. Его «Океан», который в первые месяцы производил металлические конструкции для обустройства препятствий, тоже был неоднократно обстрелян. Частично разрушен и порт «Ника-Тера», сотрудники которого вывезли из города 15 000 человек.

В настоящее время оба предприятия не работают.

Getty Images

На улицах Николаева почти нет рекламных билбордов. Щиты владельцы передали на обустройство блиндажей и окопов для защитников. Фото Getty Images

Капацина в феврале даже успел побыть руководителем строительства нескольких блокпостов, рассказывает он. Помог опыт в строительстве и телефонная книга – товарищи со всей Украины откликнулись и предоставили технику и материалы, вспоминает он.

Когда прошли первые самые жаркие для обороны Николаева дни, в окрестностях города, где были стычки с российской армией, осталось много сгоревшей техники. Чтобы убрать такой тяжелый металлолом, нужны тягачи, которых у городских властей не было. Помогли местные аграрии, предоставив тралы для перевозки комбайнов.

Что из предпринимательского опыта пригодилось больше всего? Умение сначала делать, а уже потом оценивать: «пошло / не пошло», объясняет местный бизнесмен, владелец магазина цифровой техники Руслан Михальченко. Такой подход позволил действовать и добиться результатов быстрее, чем и требовалось в ситуации хаоса и растерянности первых дней полномасштабного вторжения. Капацина подтверждает: госуправление – это об управлении бюджетом, а не о скорости. «Быстро отреагировать может только свободный бизнес и люди, мыслящие немного свободнее, чем другие», – объясняет он.

О проекте

Это второй текст из серии о том, как украинские предприниматели помогают городам. В первом мы рассказывали о Харькове.

Собрать полную картину такой помощи сложно. Централизованного реестра его не существует. Но, безусловно, без участия предпринимателей, без их самоотверженности, средств и организаторских способностей украинским городам и другим населенным пунктам было бы гораздо сложнее.

Если вы хотите рассказать о примерах такого самопожертвования, присылайте их по электронному адресу Екатерины Шаповал: [email protected]

Как предпринимательские навыки помогают на войне

В марте три николаевских магазина «Фокстрот» были закрыты, они открывались только для волонтерских нужд: военным выдавали планшеты, телефоны, пауэрбанки и ноутбуки. Югу Украины ритейлер помог больше – техники передали почти на 5 млн грн. Это 45% всех товаров, предоставленных «Фокстротом» на оборонные нужды.

С самого начала со стороны военных был безумный запрос именно на технику, рассказывает владелец магазина Михальченко. В частности, на смартфоны и планшеты – их используют артиллеристы. «Все, что было на складе, мы просто развозили по блокпостам, по местам, где скапливались ребята, ушедшие добровольцами», – рассказывает он. Капацина из «Океана» лично купил 17 тепловизоров, по $2500 каждый, – вспоминает Михальченко.

СЕО Сlub из Киева передал николаевским военным 170 раций, рассказывает Максим Бревда, руководитель местного бизнес-клуба «МрійДій». Эта организация выдает продуктовые наборы для николаевцев и помогает военным. До войны у Бревды была сеть фитнес-залов GymStyle и автомоек, в «МрійДій» объединились около двух сотен предпринимателей

До 24 февраля компания «МрийДий», как и другие бизнес-клубы, занималась нетворкингом, устраивала публичные лекции, а также улучшала городское пространство. В частности, сделала в городском парке баскетбольную площадку, мурал, а также артзону возле горсовета. Деньги на проекты привлекали, в частности, у Европейского фонда демократии, ПРООН, фонда «Відродження». У объединения был собственный сайт для краундфандинга, с помощью которого собирали деньги на проекты во время эпидемии COVID-19.

Битва за Николаев. Как бизнес помогает городу выстоять под российским нашествием /Фото 1

Волонтеры раздают гуманитарную помощь местным жителям в Николаеве, Украина, 8 июля 2022 года.

Битва за Николаев. Как бизнес помогает городу выстоять под российским нашествием /Фото 2

Сортировочный склад почтового отделения в Николаеве, Украина.

Битва за Николаев. Как бизнес помогает городу выстоять под российским нашествием /Фото 3
Битва за Николаев. Как бизнес помогает городу выстоять под российским нашествием /Фото 4

Руины Николаевской облгосадминистрации.

Предыдущий слайд
Следующий слайд

Старые связи пригодились с началом полномасштабной войны. История сотрудничества с фондами помогла «МрійДій» быстро привлечь новые гранты, а краундфандинговый проект переориентировали на сбор донатов на машины и гуманитарную помощь. Через этот портал бизнес-клуб собрал около 5 млн грн, рассказывает Бревда. «Нам сейчас проще привлекать, у нас за плечами разные проекты, доверие выше, фонды понимают, что мы не организация, которая на коленке открылась на второй день войны, а объединение, имеющее историю», – говорит глава «МрійДій». С начала войны команда привлекла помощи более чем на 70 млн грн.

Капацина хвалит «МрійДій» и других волонтеров за умение находить выход из сложных ситуаций. К примеру, способность доставать машины в Европе, при том что доступ к топливу ограничен, а мужчинам нельзя выезжать за границу. Бизнес-клуб закупил и передал 14 авто на €80 000. «Николаеву очень нужны такие скилы, как умение найти что-то за границей, заинтересовать и убедить, что это необходимо», – говорит он.

Чтобы наладить подобную коммуникацию на английском языке для помощи городу, в горсовете создали специальный отдел, который налаживает связи. Бизнесмен принимает участие в его работе. «Пишем обращение, звоним, общаемся, просим помочь», – рассказывает он. Уже есть результат: в июле немецкий Дортмунд подарил Николаеву коммунальную технику и микроавтобусы.

Getty Images

Николаев, 14 июля 2022 года. Фото Getty Images

Фронтовые пирожки для победы

На почве помощи Николаеву оставшиеся в городе предприниматели чрезвычайно сплотились, говорит владелица сети семейных кафе Family Palace Екатерина Литвишкова. Ее заведения готовят еду для военных, ежедневно 300 порций. Отдельная история – фирменные пирожки, их тоже жарят в количестве не менее трех сотен. В первые месяцы войны ресторатор и ее работники жили в помещении кафе.

Литвишкова приводит пример своей рестораторской сферы, в которой до войны конкуренты, по ее словам, даже не здоровались. «Сейчас привозим друг другу продукты, делились солью, когда были проблемы», – рассказывает предпринимательница. Они также бесплатно кормят защитников и жителей города. Более того, когда Литвишкова разрабатывала новое меню для заведения, она пригласила на дегустацию одного из своих конкурентов-рестораторов, чтобы тот посоветовал ей, что поменять.

Капацина подтверждает – объединились. «Многие предприятия сплотились: и порты, и тепловозоремонтные, и металлообрабатывающие компании», – рассказывает он. Литвишковой ранее незнакомые бизнесмены помогли с водоснабжением и заложили окна в обеденном зале кафе.

Недавно улицу Московскую, на которой находится один из Family Palace, переименовали в Мариупольскую. Литвишкова мечтает, что когда Украина победит, она накроет праздничный стол на всю Мариупольскую. «Нафаршируем рыбу, обязательно нажарим наших фирменных фронтовых пирожков», – планирует она.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд