Уже более полугода почти каждый день на Николаев падают российские ракеты. Однако город уверенно держит оборону. Одна из ее составляющих – местный бизнес, сплотившийся ради его защиты. Как предприниматели помогают Николаеву выстоять
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
В Николаеве, который ежедневно обстреливают российские пушки и РСЗО, на улицах почти нет рекламных билбордов. Но не потому, что в населенном пункте, расположенном чуть ли не на линии фронта, нечего рекламировать. Щиты владельцы передали на обустройство блиндажей и окопов для защитников.
Это маленький, но немаловажный вклад николаевского бизнеса в оборону родного города. С самого начала полномасштабной войны в оборону включились десятки предприятий и небольших бизнесов. Благодаря их усилиям на подступах к Николаеву появились оборонные сооружения, вода, а в больницах еда и необходимое оборудование. «Кто чем мог, тем и кинулся помогать», – говорит совладелец судостроительного завода «Океан», депутат горсовета Николай Капацина.
Яркий пример – «Нибулон», компания, которую основал покойный Алексей Вадатурский, убитый российской ракетой ночью 30 июля. Как рассказывал Forbes глава Николаевской военно-гражданской администрации Виталий Ким, в первые дни полномасштабного вторжения России баржи «Нибулона» преградили подход к городу через Южный Буг. Причем Вадатурский не просто дал суда, но и следил за тем, чтобы там все было хорошо.
Местные бетонные заводы предоставляли блоки для строительства блиндажей и блокпостов, другие предприятия делали ежи, чтобы установить их на путях в город, рассказывает николаевский волонтер Павел Кошковский. Кроме того, компании предоставляли строительную технику: краны, экскаваторы и манипуляторы, говорит Капацина.
Большинство этих предприятий их владельцы называть не хотят из соображений безопасности. Ежедневно на город падает 7-15 ракет, говорит Капацина, а промышленные предприятия уже не раз попадали под вражеский огонь. Его «Океан», который в первые месяцы производил металлические конструкции для обустройства препятствий, тоже был неоднократно обстрелян. Частично разрушен и порт «Ника-Тера», сотрудники которого вывезли из города 15 000 человек.
В настоящее время оба предприятия не работают.
Капацина в феврале даже успел побыть руководителем строительства нескольких блокпостов, рассказывает он. Помог опыт в строительстве и телефонная книга – товарищи со всей Украины откликнулись и предоставили технику и материалы, вспоминает он.
Когда прошли первые самые жаркие для обороны Николаева дни, в окрестностях города, где были стычки с российской армией, осталось много сгоревшей техники. Чтобы убрать такой тяжелый металлолом, нужны тягачи, которых у городских властей не было. Помогли местные аграрии, предоставив тралы для перевозки комбайнов.
Что из предпринимательского опыта пригодилось больше всего? Умение сначала делать, а уже потом оценивать: «пошло / не пошло», объясняет местный бизнесмен, владелец магазина цифровой техники Руслан Михальченко. Такой подход позволил действовать и добиться результатов быстрее, чем и требовалось в ситуации хаоса и растерянности первых дней полномасштабного вторжения. Капацина подтверждает: госуправление – это об управлении бюджетом, а не о скорости. «Быстро отреагировать может только свободный бизнес и люди, мыслящие немного свободнее, чем другие», – объясняет он.
О проекте
Это второй текст из серии о том, как украинские предприниматели помогают городам. В первом мы рассказывали о Харькове.
Собрать полную картину такой помощи сложно. Централизованного реестра его не существует. Но, безусловно, без участия предпринимателей, без их самоотверженности, средств и организаторских способностей украинским городам и другим населенным пунктам было бы гораздо сложнее.
Если вы хотите рассказать о примерах такого самопожертвования, присылайте их по электронному адресу Екатерины Шаповал: [email protected]
Как предпринимательские навыки помогают на войне
В марте три николаевских магазина «Фокстрот» были закрыты, они открывались только для волонтерских нужд: военным выдавали планшеты, телефоны, пауэрбанки и ноутбуки. Югу Украины ритейлер помог больше – техники передали почти на 5 млн грн. Это 45% всех товаров, предоставленных «Фокстротом» на оборонные нужды.
С самого начала со стороны военных был безумный запрос именно на технику, рассказывает владелец магазина Михальченко. В частности, на смартфоны и планшеты – их используют артиллеристы. «Все, что было на складе, мы просто развозили по блокпостам, по местам, где скапливались ребята, ушедшие добровольцами», – рассказывает он. Капацина из «Океана» лично купил 17 тепловизоров, по $2500 каждый, – вспоминает Михальченко.
СЕО Сlub из Киева передал николаевским военным 170 раций, рассказывает Максим Бревда, руководитель местного бизнес-клуба «МрійДій». Эта организация выдает продуктовые наборы для николаевцев и помогает военным. До войны у Бревды была сеть фитнес-залов GymStyle и автомоек, в «МрійДій» объединились около двух сотен предпринимателей
До 24 февраля компания «МрийДий», как и другие бизнес-клубы, занималась нетворкингом, устраивала публичные лекции, а также улучшала городское пространство. В частности, сделала в городском парке баскетбольную площадку, мурал, а также артзону возле горсовета. Деньги на проекты привлекали, в частности, у Европейского фонда демократии, ПРООН, фонда «Відродження». У объединения был собственный сайт для краундфандинга, с помощью которого собирали деньги на проекты во время эпидемии COVID-19.
Старые связи пригодились с началом полномасштабной войны. История сотрудничества с фондами помогла «МрійДій» быстро привлечь новые гранты, а краундфандинговый проект переориентировали на сбор донатов на машины и гуманитарную помощь. Через этот портал бизнес-клуб собрал около 5 млн грн, рассказывает Бревда. «Нам сейчас проще привлекать, у нас за плечами разные проекты, доверие выше, фонды понимают, что мы не организация, которая на коленке открылась на второй день войны, а объединение, имеющее историю», – говорит глава «МрійДій». С начала войны команда привлекла помощи более чем на 70 млн грн.
Капацина хвалит «МрійДій» и других волонтеров за умение находить выход из сложных ситуаций. К примеру, способность доставать машины в Европе, при том что доступ к топливу ограничен, а мужчинам нельзя выезжать за границу. Бизнес-клуб закупил и передал 14 авто на €80 000. «Николаеву очень нужны такие скилы, как умение найти что-то за границей, заинтересовать и убедить, что это необходимо», – говорит он.
Чтобы наладить подобную коммуникацию на английском языке для помощи городу, в горсовете создали специальный отдел, который налаживает связи. Бизнесмен принимает участие в его работе. «Пишем обращение, звоним, общаемся, просим помочь», – рассказывает он. Уже есть результат: в июле немецкий Дортмунд подарил Николаеву коммунальную технику и микроавтобусы.
Фронтовые пирожки для победы
На почве помощи Николаеву оставшиеся в городе предприниматели чрезвычайно сплотились, говорит владелица сети семейных кафе Family Palace Екатерина Литвишкова. Ее заведения готовят еду для военных, ежедневно 300 порций. Отдельная история – фирменные пирожки, их тоже жарят в количестве не менее трех сотен. В первые месяцы войны ресторатор и ее работники жили в помещении кафе.
Литвишкова приводит пример своей рестораторской сферы, в которой до войны конкуренты, по ее словам, даже не здоровались. «Сейчас привозим друг другу продукты, делились солью, когда были проблемы», – рассказывает предпринимательница. Они также бесплатно кормят защитников и жителей города. Более того, когда Литвишкова разрабатывала новое меню для заведения, она пригласила на дегустацию одного из своих конкурентов-рестораторов, чтобы тот посоветовал ей, что поменять.
Капацина подтверждает – объединились. «Многие предприятия сплотились: и порты, и тепловозоремонтные, и металлообрабатывающие компании», – рассказывает он. Литвишковой ранее незнакомые бизнесмены помогли с водоснабжением и заложили окна в обеденном зале кафе.
Недавно улицу Московскую, на которой находится один из Family Palace, переименовали в Мариупольскую. Литвишкова мечтает, что когда Украина победит, она накроет праздничный стол на всю Мариупольскую. «Нафаршируем рыбу, обязательно нажарим наших фирменных фронтовых пирожков», – планирует она.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.