Могут ли каналы Рината Ахметова вещать в Украине из-за границы, сколько можно заработать на библиотеке контента «Медиа Группы Украина», как уход медиахолдинга самого богатого украинца повлияет на украинский рынок и что со статусом олигарха. Ответы на четыре вопроса о самом громком событии года на медиарынке Украины.
Холдинг СКМ Рината Ахметова сдал в Нацсовет по телевидению и радиовещанию свои лицензии на вещание. Всего у СКМ 10 спутниковых и эфирных каналов, интернет-ресурс «Сегодня», а также сайт и печатный журнал Vogue. Кроме того, в медбизнес Ахметова входят онлайн-кинотеатр Oll.tv и спутниковая платформа Xtra TV. Все они входят в «Медиа Группу Украина» (МГУ).
Намерения отказаться от медиабизнеса в компании объяснили вступлением в действие антиолигархического закона. Согласно документу, влияние на медиа – один из критериев, по которым бизнесмены могут войти в реестр олигархов.
Однако у Ахметова остаются лицензии на каналы в Польше и Литве, а сервис Oll.tv продолжает вещание. Что будет с ними, и сможет ли бизнесмен достучаться до украинских избирателей с помощью зарубежных медиаресурсов, Forbes спросил у экспертов и игроков рынка.
Могут ли каналы Ахметова вещать в Украине из-за границы?
В день заявления о сдаче украинских лицензий, 11 июля, медиагруппа Ахметова объявила о запуске пакета телеканалов в Польше. Распространять контент должен польский поставщик телекоммуникационных услуг Cyfrowy Polsat. Предполагалось, что они будут транслировать контент, производимый медиагруппой. Кроме того, у МГУ есть три латвийские лицензии на каналы – Ukraine 1, Ukraine 2, NLO TV 2.
Поможет ли это Ахметову оставаться в медийном украинском бизнесе?
Потенциально латвийские и польские ресурсы можно транслировать в Украине. Это разрешено Конвенцией о трансграничном вещании, к которой Украина присоединилась в 2008 году, говорит медиаэксперт Александр Глущенко. В таком случае эти каналы не будут подпадать под украинское регулирование, объясняет медиюрист Андрей Соломаха. К примеру, не учитывать языковые квоты или дни траура. «Конвенция о трансграничном вещании стоит выше, чем национальное законодательство», – объясняет он. К тому же это технически не сложно: достаточно лишь переключить сигнал в студии, говорит Соломаха.
Однако у этих «европейских» каналов нет таких больших просмотров, какие ранее имела «Украина», объясняет Глущенко. Польские и латвийские ресурсы медиагруппы могут добраться до украинского телезрителя через спутниковое или кабельное телевидение или платформу ОТТ. Ими суммарно пользуются 50% всех домохозяйств. Это меньше текущего показателя медиагруппы, к ее контенту имеют доступ 80% домохозяйств страны, говорит Глущенко. Каналы «Украина» и НЛО ТВ находились еще и в бесплатном общенациональном цифровом пакете Т2, потребляемом половиной семей в Украине.
К тому же в общенациональном пакете каналы соревнуются за внимание зрителей с тремя десятками других, а в спутнике, кабеле или OTT – несколько сот конкурентов.
Анатомия медиахолдинга Ахметова
(нажимность "читать больше")
- «Медиа Группа Украина» (МГУ) состоит из 10 эфирных и спутниковых телевизионных каналов (»Украина», «Украина 24», «Футбол 1/2/3», НЛО TV, «Индиго TV»), интернет-ресурсов «Сегодня» и Vogue (сайт и печатный журнал).
- До войны Forbes оценивал МГУ в $200 млн. Выручка медиагруппы в 2021 году – 467 млн грн, консолидированный убыток – 936 млн грн.
- Телеканал «Украина» за последние пять лет (2017–2022) был самым популярным каналом в стране с самой широкой аудиторией (возраст: 4+, вся Украина, данные: ИТК), но занимал четвертое место по коммерческой аудитории (возраст: 18–54), города 50 000+). На телеканале выходило популярное политическое ток-шоу «Свобода слова Савика Шустера».
- Новостной канал «Украина 24» начал полноценное вещание в 2020 году. В 2021 году он стал самым популярным новостным телеканалом страны (возраст: 4+, вся Украина, данные: ІТК).
- Сайт Segodnya.ua в июне 2021 года имел почти 4,8 млн уникальных читателей (данные Gemius audience). По данным аналитической платформы SimilarWeb, в июне 2022 года на сайте было 56,8 млн визитов (речь идет не об уникальных читателях).
Может ли Ахметов заработать на продаже библиотеки контента?
Только за 2021 год собственный продакшен медиагруппы «ТелеПро» произвел почти 1000 часов контента. Это 14 шоу, сериалов и программ, рассказывали в МГУ для Forbes в феврале. Само производство было не единственным поставщиком контента: в частности, сериалы для компании Ахметова производил внешний продакшен Ivory Films.
До начала широкомасштабной войны стоимость производства среднего сериала составляла $50 000–70 000 за серию. Топового – в несколько раз больше. К примеру, эксклюзивно снятый для стриминга Oll.tv сериал «Зломолчание» стоил $250 000 за серию.
Всего в библиотеке МГУ 200–300 наименований документальных фильмов, сериалов и форматов, ее собирали 7–8 лет, предполагает на условиях анонимности совладелец одной из украинских кинокомпаний.
Сколько может заработать медиагруппа, продавая права на нее? Наш собеседник сомневается, что это будут большие деньги. По его словам, контент МГУ рассчитан преимущественно на украинский и российский рынки. К тому же библиотека быстро устаревает, говорит он. «Если в первый год она может генерировать $1 млн, то с каждым годом все меньше. По сути, это одноразовый контент», – считает собеседник. К тому же другие украинские медиагруппы также находятся в затруднительном рыночном положении и вряд ли будут покупать контент МГУ. Российский рынок тоже закрыт.
МГУ в прошлые годы продавала сериалы за границу, однако пока известно только о четырех соглашениях. Два сериала – в Литву, еще два – в Индию и Танзанию. «Продать сериальный формат в Европу можно за €10 000–15 000 за серию», – рассказывал в 2020 году Forbes Виктор Мирский, соучредитель студии Film.ua. А право на показ одной серии на стриминге Netflix может стоить от $5000 до $25 000, рассказывали Forbes источники в трех украинских продакшенах. Правда, американский сервис в большинстве случаев покупает эксклюзивные права, а не старый контент из библиотек.
Однако именно этот контент может помочь компании удержать зрителей своего стриминг-сервиса Oll.tv, считает Глущенко. Для его работы не требуется лицензия, он будет некоторое время функционировать, сообщил сервис своим подписчикам. В настоящее время в компании, по данным Big Data Ua, 150 000 платных пользователей. И хотя это в четыре раза меньше, чем у лидера рынка Megogo, Oll.tv может оказаться привлекательным для покупки одной из трех крупных украинских медиагрупп. «Думаю, это может быть Starlight, – предполагает Глущенко. – Невозможно развиваться на рынке с большой библиотекой своего контента только как продакшен-студия». Однако, отмечает он, в условиях войны это соглашение не будет рыночным. До войны Forbes оценивал Oll.tv в $20 млн.
Как повлияет уход МГУ на рекламный и медийный рынки?
В 2020 году на рекламном ТВ-рынке Украины произошло важное событие: распался неофициальный альянс, в который входили МГУ, Starlightmedia и InterMediaGroup. Эти компании многие годы совместно продавали рекламу. В результате возник новый, тоже неформальный – Starlightmedia и 1+1 Media.
Новое объединение предложило рекламодателям наиболее качественную в стране аудиторию. Дело в том, что каналы Пинчука и Коломойского смотрят больше молодых людей, чем МГУ и Inter Media Group. Несколько последних традиционно ориентировались на электоральную аудиторию, среди которой много пенсионеров.
Результатом стало значительное падение рекламных сборов в Украине, рассказывает директор по телевизионным инвестициям Razom Group Игорь Полосьмак. При этом телеканал в 2021 году стал лидером вещания в Украине по двум широким аудиториям.
В 2021 году МГУ продал на 30–40% меньше, чем годом ранее, говорит Полосьмак. При том что, по данным Всеукраинской рекламной коалиции, рынок ТВ-рекламы за прошлый год вырос более чем на 14%, почти до 14 млрд грн.
Негативная тенденция сохранилась и после начала полномасштабной войны, когда МГУ и другие медиагруппы начали транслировать Всеукраинский марафон. МГУ транслировал его на «Украину», рекламу продавал на «Индиго» и НЛО, рассказывает Полосьмак. «Они не делали погоды на рынке, ее делали StarLight продажами на «Новом» и СТБ, а также 1+1 на 2+2 и ТЕТ», – говорит он. Этого предостаточно: объемы телерекламы хоть и растут, но в июне они, по данным Razom, составляли 12% от февральского.
Рекламодатели МГУ уже получили письмо, что все каналы группы будут транслировать всеукраинский марафон, а обязательства будут выполнены на ресурсах Inter Media Group. Продакшенам МГУ начала объявлять о прекращении сотрудничества, пишет «Детектор Медиа».
Уход МГУ на рекламный рынок в нынешних условиях не повлияет, говорит Полосьмак. Что касается 2023 года, то, по его данным, трансляция телемарафона может продолжиться. «Никто не знает, когда официально закончится военное положение», – добавляет он.
А вот на что точно повлияет ситуация с МГУ, так это на телевизионный рынок труда. «Украинский рынок медиа пока не в состоянии предложить работу такому количеству», – считает Аласания. Всего в компании работало 4000 работников. С началом войны «1+1 media» Игоря Коломойского уменьшило количество сотрудников на 23%. StarLightMedia Виктора Пинчука, в которую входят ICTV, «Новый» и СТБ, попрощались не более чем с15% сотрудников.
Что со статусом олигарха?
Решение о включении в реестр олигархов принимает СНБО. Пока в его списке пять кандидатов, сообщал ранее глава ведомства Алексей Данилов.
Поможет ли Ахметову сдача лицензий не попасть в этот список?
Министр юстиции Денис Молюска заявил, что Ахметов больше не попадает под определение олигарха. И дело не только в отказе от лицензий, но и в том, что бизнес-партнер Ахметова Вадим Новинский сдал мандат народного депутата. Таким образом, двум из четырех критериев Ахметов не отвечает.
Что касается зарубежных медиа, которые потенциально Ахметов может вернуть на украинский рынок, то, по мнению управляющего партнера юридической компании Integrites Алексея Фелива, их влияние в Украине еще предстоит доказать. «Это неочевидный критерий», – говорит он.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.