В эти выходные стало известно, что швейцарский банк Credit Suisse со 167-летней историей станет собственностью своего давнего конкурента UBS Group. Wall Street Journal проанализировал историю Credit Suisse, чтобы понять, что привело к его провалу. Forbes выбрал ключевое из материала.
Форум «Вільна» повертається 20 лютого, щоб стати вашим джерелом ідей, знайомств і можливостей. Долучайтеся до заходу за посиланням! 🎟
Причины краха банка, который когда-то мог похвастаться большей стоимостью, чем Goldman Sachs Group, корнями уходят в последний мировой финансовый кризис.
Когда в 2008-м финансовую систему изрядно потрясло, у Credit Suisse дела были лучше, чем у многих конкурентов. Поэтому руководство банка не спешило менять принципы работы банка, чтобы подстроиться под изменения, которые внес в банковскую систему кризис.
- Категория
- Мир
- Дата
«Они считали, что вышли из кризиса победителями в то время, когда все остальные пострадали, – говорит банковский аналитик в Vontobel Андреас Вендитти. – Поэтому они сделали еще больший акцент на инвестиционном банкинге, как это было до кризиса».
В результате они получили 15 лет скандалов, судебных тяжб и стратегических качелей, в то время как другие банки стали более сосредоточенными, более регулируемыми и менее погрязшими в драмах.
Поэтому когда банковский мир вновь трухануло в этом месяце, Credit Suisse стал магнитом для страха, который распространился на рынки. Даже экстренное финансирование швейцарского центробанка не помогло удержать ветерана на плаву.
Банк с большой историей
Credit Suisse впервые вложил деньги в строительство швейцарских железнодорожных путей в XIX веке, стал мировым банком благодаря открытию франшизы CS First Boston на Уолл-стрит в ХХ веке и пытался стать банком миллиардеров в XXI веке. Статуя основателя банка Альфреда Эшера, считающегося архитектором современной Швейцарии, охраняет вход на железнодорожный вокзал в Цюрихе, городе, где находится роскошная штаб-квартира банка.
UBS, который в эти выходные стал спасителем Credit Suisse, был проблемным ребенком швейцарской банковской системы со времени последнего финансового кризиса. Ему удалось избежать банкротства благодаря спасительным $5,3 млрд от правительства, пишет WSJ.
Credit Suisse, у которого дела тогда оказались лучше, отказался от помощи властей и привлек около $9 млрд от частных инвесторов, во главе которых был суверенный фонд Катара. По словам тогдашнего гендиректора банка Брейди Дугласа, это дало Credit Suisse «безоговорочную надежность капитала».
В последующие несколько лет после финансового кризиса мировая банковская система стала более консервативной. Крупные банки, попавшие под шквал критики, но спасенные от краха, избавились от раздутых подразделений и сосредоточились на том, что у них получается лучше всего.
Руководители UBS сильно урезали подразделение инвестиционного банкинга, почти потянувшее банк на дно из-за провальной ставки на субстандартные ипотеки и приведшее к трейдерскому скандалу в 2011-м. Банк сосредоточился на управлении частным капиталом, продавая продукты для инвестиций и сбережений богатейших этого мира.
По словам бывших исполнительных директоров, в Credit Suisse не состоялся такой же пересмотр ни бизнес-, ни культурных стратегий.
При руководстве опытного инвестиционного банкира Дугана компания продолжила после кризиса вливать ресурсы в такие дела, как финансирование левериджей, секьюритизация активов и высокодоходные облигации. Когда изменения в работу инвестиционного банка Credit Suisse все же вносились, они были незначительными и несистемными.
WSJ резюмирует, что отказ менять то, как банк ведет свои дела, сделал Credit Suisse уязвимым. Правила, введенные для того, чтобы не допустить повторения предыдущего кризиса, наказывали рискованную деятельность и обязывали банки, такие как Credit Suisse, содержать больший капитал – подушка безопасности на случай убытков.
Credit Suisse становилось все труднее соперничать с такими банками, как Goldman Sachs и JPMorgan Chase, по сделкам. Американские мегабанки превратили свои балансовые книги в непробиваемые крепости после кризиса, а еще у них был лучший доступ к американским рынкам капитала.
Разочарование инвесторов и скандалы Credit Suisse
Инвестиционный банк Credit Suisse стал разочаровывать инвесторов прибылью. Он был меньше, поэтому ему не хватало масштабности, которая давала банкам-гигантам возможность безболезненно справляться с более высокими регуляторными расходами. Постоянные урезания затрат не заставили себя ждать, что помешало инвестициям в технологии и другие отрасли.
Доходы банка все падали. К 2019-му 21,6 млрд швейцарских франков продаж Credit Suisse были примерно на 25% меньше продаж UBS. А в 2010-м у этих банков был почти одинаковый доход – 32 млрд швейцарских франков.
Была у банка и другая проблема – склонность к рискам, от которой конкуренты Credit Suisse пытались избавиться. Он шел на большие риски, когда боролся за бизнес с более мощными американскими банками. Такая культура, которую один бывший исполнительный директор банка описал как такую, которой не хватает контроля за рисками, проникла и в другие подразделения банка.
Скандалы стали обычными спутниками швейцарского ветерана. Штрафы и судебные проволочки стали вредить результатам финучреждения и мешать ему вкладывать деньги в такие важные сферы, как технологии контроля за рисками.
Между 2020 и 2022 годами Credit Suisse заплатил $4 млрд за урегулирование исков и покрытие компенсаций. В последнем годовом отчете компании более 10 000 слов на 12 страницах были посвящены искам, урегулированию исков и правительственным расследованиям.
«Десятилетиями, и я действительно имею в виду десятилетия, в Credit Suisse существовала проблема ужасного управления операционными рисками, – рассказала Майра Родригез Ваярдес, американский консультант, дающая банкам советы по регулированию. – Все разрешали им это и никто ничего не делал – ни Великобритания, ни США, ни Швейцария».
В 2015-м Таджане Тиам заменил Дугана в должности гендиректора после того, как компания признала себя виновной в помощи клиентам избегать налогов в США. Тиам, у которого было мало опыта в банковской сфере, активно занялся реорганизацией, которая в первую очередь затронула инвестиционный банк. Он также решил сделать акцент на управлении частным капиталом.
Такая его политика заслужила похвалу крупных инвесторов Credit Suisse, но некоторые подразделения, особенно инвестиционный банк в Нью-Йорке, отнюдь не обрадовались нововведениям. А еще у него были иногда напряженные отношения с тогдашним главой банка Урсом Ронером, но Тиам на критику не обращал внимания.
После прихода Тиама изменения стали константой и в основном были направлены на то, чтобы больше ориентироваться на богатых клиентов. За последние семь из восьми лет в Credit Suisse сообщали о более чем $100 млн расходов на реструктуризацию ежегодно, что вместе составило $2,8 млрд.
В 2020-м Тиам ушел в отставку после шпионского скандала, когда бывший руководитель подразделения по международному управлению частным капиталом заметил и разоблачил следившего за ним в Цюрихе расследователя. Тиам возразил, что знал о внутренней слежке.
Как и у остальных с Уолл-стрит, трейдинг Credit Suisse пошел вверх на некоторое время во время пандемии, когда подъем некоторых рынков способствовал увеличению привлекательных сделок.
Начало конца
Но ведь вышеупомянутые проблемы остались нерешенными и сказались в марте 2021-го. Всего за несколько недель Credit Suisse пришлось заморозить $10 млрд, что связано со снабженческой компанией Greensill Capital, а также он потерял $5,5 млрд, когда семейная компания Билла Хванга Archegos Capital Management объявила о своем дефолте.
В отчете посторонних юристов, нанятых банком, Credit Suisse критикуется за то, что в банке закрывали глаза на риски и уменьшали расходы (или и вовсе не инвестировали) на управление рисками.
«Бизнес сосредотачивался на максимизации краткосрочных прибылей и не контролировал, а, наоборот, поощрял постоянные рисковые операции Archegos», – говорится в отчете Paul, Weiss, Rifkind, Wharton & Garrison.
В конце 2022-го с новым гендиректором Ульрихом Кенером и главой Алексом Леманом прошли лихорадочные попытки реформировать банк. Был привлечен капитал, объявлено о сокращении 9000 рабочих мест и началась работа по отделению инвестиционного банка от основной компании под старым названием CS First Boston.
Дополнительный капитал сделал положение Credit Suisse более уверенным, но рынок не был настроен на то, чтобы прощать ошибки в то время, когда учетные ставки повышали для обуздания инфляции. После крушения Silicon Valley Bank в середине марта стали известны «материальные слабости» в финансовых отчетах Credit Suisse.
Далее индустрию всколыхнула новость о том, что самый крупный акционер Credit Suisse отказался от дополнительных инвестиций в банк. Годы скандалов и урегулирование проблем разрушили уверенность инвесторов и клиентов банка, которые на прошлой неделе вывели оттуда десятки миллиардов долларов.
«На финансовых рынках доверие – это твой главный капитал», – объясняет Джованни Бароне Адеси, преподаватель финансов в Университете Лугано.
Акции банка несколько стабилизировались после объявления о крупной кредитной помощи от швейцарского центробанка, но они снова упали в пятницу. Это привело к быстрому соглашению о покупке банка до открытия рынков в понедельник.
В воскресенье было подписано соглашение, по которому UBS покупает своего конкурента более чем за $3 млрд – мелочь по сравнению с пиковой стоимостью Credit Suisse, $96 млрд, в 2007-м.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.