Володимир Поперешнюк /Антон Забельский для Forbes Ukraine
Категория
Компании
Дата

«В следующем году будем тестировать доставку между странами ЕС». Совладелец «Новой почты» Поперешнюк о годе экспансии в Европу, новых услугах и рекордных показателях

5 хв читання

Владимир Поперешнюк: «В следующем году отделения «Новой почты» появятся почти во всех странах ЕС» Фото Антон Забельский для Forbes Ukraine

«Новая почта» 7 октября 2022 открыла свое первое отделение за рубежом – в Варшаве. Уже через год украинская компания закрепилась в шести странах ЕС. «На следующий год наши отделения появятся почти во всех странах Европы», – говорит Forbes Владимир Поперешнюк, 48, совладелец «Новой почты» в кулуарах Киевского международного экономического форума (КМЭФ). Где ждать отделения «НП» в ближайшее время, когда зарубежные филиалы выйдут на прибыль и какие новые услуги запускает компания

Форум «Енергія бізнесу» у Києві вже 9 жовтня

Бізнес будує нову енергореальність, забезпечуючи незалежність в умовах блекаутів. 9 жовтня на форумі «Енергія бізнесу» обговоримо технології та інвестиції, що змінюють правила гри на енергоринку. Дізнайтеся, як адаптувати бізнес до майбутніх енергетичних викликів, за посиланням. 

В 2023-м «Новая почта» показала мастер-класс по экспансии: менее чем через год отделения с бело-красными логотипами появились в шести странах ЕС: Польше, Литве, Чехии, Румынии, Германии и Словакии. «Этот год мы потратили на тренировки, только разгонялись и учились», – говорит Поперешнюк. Хотя компания имеет ограниченный бюджет на экспансию – $10 млн, в 2024-м отделения Nova Post появятся во всех крупных странах Европы.

Следующий важный этап развития – превращение в полноценного почтового оператора внутри ЕС. В 2024 году «НП» будет тестировать доставку посылок между странами Евросоюза, обещает совладелец «Новой почты».

Как компании удается покорять Европу за бюджет небольшого стартапа и каких новых услуг ждать от «НП» в следующем году – блиц-интервью Forbes с Владимиром Поперешнюком.

Менее чем через 12 месяцев отделения «Новой почты» появились в шести странах ЕС. Чему вас научил год экспансии?

Благодаря экспансии мы получили не только опыт, но и как будто вернулись в прошлое, к началу своего старта в Украине. Пришлось развиваться как предпринимателям-стартаперам, то есть почти без инвестиций, что заставляет быть креативными.

Бюджет экспансии на 2022–2025 годы – $10 млн. Это даже не бюджет стартапа, ведь для выхода на такие рынки, как Великобритания, Германия или Италия, это очень малая сумма. Больше средств уходит на покрытие первых убытков, а не в инвестиции для открытия. Такой бюджет очень дисциплинирует: наша задача – выйти на самоокупаемость как можно скорее. Тратить на это больше не планируем, да и неоткуда, ведь инвестируем только из собственных ресурсов, поэтому попытаемся уложиться даже в меньшую сумму.

Где работает Nova Post

По состоянию на 6 октября, Nova Post уже открыла 63 отделения в Польше, Литве, Чехии, Румынии, Германии, Молдове и Словакии.

В какой из стран было труднее всего?

25 лет в предпринимательстве научили меня воспринимать какие-либо трудности не как проблемы, а как задачи. Решать их – это моя работа. Благодаря тому, что у нас работает хорошая команда юристов, то юридических проблем во время захода в каждую из стран не было. Да, приходилось ждать месяцами оформления всех документов, лицензий и открытия счетов. Каждая страна имеет свои условия регулирования и налогообложения, но это не сильно влияет на нашу работу в итоге. В этом случае условия ведения бизнеса в Украине плюс-минус такие же, как в Европе.

Украинские предприниматели, которые решаются на экспансию, в большинстве своем выбирают Польшу или страны Балтии. Насколько это правильная стратегия, исходя из вашего опыта?

На самом деле для каждого бизнеса все индивидуально. Мы не выходим на эти рынки в классическом смысле. Да, мы открыли там компании, но сотрудничаем с украинцами и открывались прежде всего для своих граждан в этих странах, чтобы сообщать их друг с другом. С точки зрения ведения бизнеса все эти рынки для нас примерно одинаковы. Не скажу, что, например, в Румынии или Германии труднее работать, чем в странах Балтии.

Следует понимать, что бизнес – это не создание каких-либо планов, это прежде всего действие. Сначала ты должен прыгнуть в бассейн, а потом уже плыть и по дороге разбираться с проблемами. Ты не можешь научиться плавать, пока не прыгнешь в бассейн.

Удалось ли достичь первых положительных финансовых результатов в какой-либо из стран за этот год? Где именно, если да?

В декабре этого года планируем получить первые нулевые результаты. Это будет рынок Польши.

«Новая почта» в Чехии /пресс-служба Новой Почты

К концу 2023 года «НП» откроется еще в шести странах – в Латвии, Эстонии, Венгрии, Италии, Франции и Австрии. Фото пресс-служба Новой Почты

Букмекеры скоро будут брать ставки, в какой следующей стране запустится «НП». Можете сказать, какая будет после Словакии?

Ставить точно не нужно. До конца этого года мы планируем открыться еще в шести странах – Латвии, Эстонии, Венгрии, Италии, Франции и Австрии. В следующем году наши отделения появятся почти во всех странах Европы – будет 30 стран до конца 2025 года. В этом году мы потратили на тренировки, только разгонялись и учились. За последние три месяца появилось больше новых отделений, чем за девять предыдущих. А уже в следующем году такой темп станет нормой.

Говоря о деньгах, первое полугодие этого года «Новая почта» прошла с достаточно хорошими финансовыми показателями: чистая прибыль выросла в пять раз – до 2,4 млрд грн, EBITDA – в 2,2 раза, до 2,9 млрд грн. Благодаря чему это стало возможным?

Ответ очень прост – практически нулевые показатели в 2022-м. Вообще-то сравнивать прошлый год с этим – в принципе нет смысла, это математически неправильно. Мы даже в своих планах вычеркиваем его из сравнений и все показатели компании сопоставляем с 2021 годом.

В этом году у нас самый большой в истории инвестиционный бюджет – 5,9 млрд грн. За полгода 2023 мы доставили 170 млн посылок и грузов, уплатили налогов на 5,1 млрд грн. Однако сейчас наша главная задача, чтобы Украина победила и имела сильную экономику. Поэтому на помощь нашим защитникам уже направили 1 млрд грн с 24 февраля 2022-го.

Вы упоминали, что компания инвестирует только собственные средства. А как насчет вариантов внешнего финансирования? Ходят слухи, что «НП» готовится к IPO.

Для своего развития компания инвестирует свои средства, сотрудничаем с коммерческими банками и ЕБРР по поводу строительства и автоматизации терминалов, а также выпускаем корпоративные облигации. К примеру, в этом году мы выпустили облигаций на сумму 1,6 млрд грн.

По поводу IPO – это только слухи. До конца войны это физически невозможно. Также у нас с партнером нет таких планов, нет такой необходимости. Мы хотим развивать «Новую почту», пока у нас есть силы. Мы только разгоняемся. Сейчас перед нами стоит вызов зайти на рынки Европы и мира. Поэтому зачем продавать компанию?

Как выход на новые рынки уже сказался на оценке компании? Во сколько вы оцениваете «НП» сейчас?

Мы считаем, что пока там нет положительного результата, мы не можем ничего добавлять. В конце концов вопрос оценки перед нами не стоит вообще. Владельцы компании на такое вообще не обращают внимание.

Ожидаемая услуга – доставка посылок между странами ЕС. Когда вы планируете ее запускать?

Мы уже начали ее предлагать в некоторых странах, где открылись. Думаю, следующий год пойдет на тестирование этого продукта, а уже в 2025 году его удастся запустить. Смогу сказать конкретнее лишь через год. Мы создаем будущее, но не предвидим его.

Каковы результаты работы вашей авиакомпании? Насколько успешен опыт в этой нише?

Мы запустили авиакомпанию, получили лицензии и уже летаем между странами Европы. Теперь ждем самолета в лизинг, который будет соединять Европу и США.

Что такое Supernova Airlines

Собственная авиакомпания «Новой почты» – Supernova Airlines – начала первые коммерческие рейсы в марте 2023 года. В настоящее время флот авиакомпании состоит из двух АН-26, 1978 и 1982 годов, которые взяла в лизинг в Expedition Aviation из ОАЭ.

Какие новые услуги от «Новой почты» ждать в следующем году украинскому бизнесу?

Сейчас существенно развиваем экспорт, чтобы украинские предприниматели, независимо от размера компании, имели возможность доставлять свои товары по всему миру. Хотим расширить их мировоззрение, чтобы они увидели, что есть клиенты и в других странах. Чтобы помогать им в этом, мы уже запустили собственную школу экспорта, также в нашем департаменте продаж есть специалисты, которые помогают предпринимателям с документальным оформлением, консультациями и логистическими услугами, чтобы им не нужно было разбираться во всем самим.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд