Суд разрешил конфисковать долю россиян в Ocean Plaza в Киеве. Ее передадут в управление Фонда госимущества, которое хочет продать ТРЦ. Сколько стоит один из крупнейших торговых центров Киева и кому интересно его приобрести.
За 107 років існування Forbes логотип змінювався 18 разів, але таким авангардним і вільним світ його бачить вперше. В новому числі журналу Forbes Ukraine: сучасне мистецтво, топ-50 благодійних фондів, альтернативна енергетика, 30 до 30. Замовляйте вже зараз!
Высший антикоррупционный суд разрешил Министерству юстиции конфисковывать долю российского миллиардера Аркадия Ротенберга и его окружения в ТРЦ Ocean Plaza. Речь идет о 100% корпоративных прав компании «Авангард Виларти», которой принадлежит юрлицо «Инвестиционный союз «Лыбидь», владеющий ТРЦ. А также 66,65% собственно самого «Инвестиционного союза «Лыбидь».
Решение Высшего антикорсуда вступает в силу через десять дней, если его не обжалуют в апелляции. После этого по Закону Украины «О санкциях» Кабмин определяет государственный орган или госпредприятие, которое будет управлять конфискованным имуществом. В частности, доля Ротенберга и его окружения будет передана в управление Фонда госимущества, написал в своем Telegram-канале глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия.
Есть два варианта дальнейших действий: приватизация или передача в аренду активов, предполагают в пресс-службе Фонда госимущества, отвечая на запрос Forbes.
Кому принадлежит Ocean Plaza
(нажмите "читать больше")
Формально, по данным YouControl, этими юрлицами владеют швейцарцы Сюзанна и Андреа Ришааль Валлабх и украинский бизнесмен Василий Хмельницкий. Система также связывает предприятия, в частности, с «Группой братьев Ротенбергов» и компанией их бизнес-партнеров TPS Group.
В 2012 году компании Василия Хмельницкого и Андрея Иванова, которые являются застройщиками ТРЦ, продали Ocean Plaza российской «ТПС Недвижимость». Одна из владельцев этой компании – дочь Ротенберга Лилия. После аннексии Крыма россияне продали половину ТРЦ прежним владельцам, второй частью стали владеть два гражданина Швейцарии.
В 2019 году Лилия Ротенберг вышла из состава бенефициаров компании «Инвестиционный союз «Лыбидь». Однако три топ-менеджера на рынке недвижимости ранее анонимно рассказывали Forbes, что российская компания никогда не теряла контроль над ТРЦ в Киеве.
Хмельницкий весной 2022-го сообщал, что продал строительный бизнес и долю в Ocean Plaza партнеру Андрею Иванову. В UDP Holdings Limited Иванова в августе 2022-го утверждали, что доля россиян – 67%.
Повлияет ли конфискация активов россиян на работу Ocean Plaza
Ocean Plaza, как и многие другие ТРЦ, закрылся 24 февраля 2022 года. Этот объект не работал почти девять месяцев войны. Открытию мешало решение Печерского суда Киева, которым был наложен арест на имущество «Инвестиционного союза «Лыбидь», участки, на которых расположен ТРЦ, счета компаний и квартиры в одном из столичных ЖК.
В августе суд снял арест с Ocean Plaza и со счетов его компании-собственника, но арестованные корпоративные права обществ, в том числе ТРЦ, более чем на 350 млн грн передали Нацагентству по розыску и менеджменту активов (АРМА). Основанием для этого, как отмечал генеральный прокурор Андрей Костин, стало то, что полученные от работы ТРЦ средства перечислялись цепью финансовых операций в адрес граждан России.
11 августа 2022-го ТРЦ должен был открыться. Однако этого так и не произошло. Одна из причин – ритейлеры опасались, что ТРЦ может быть закрыт в любой момент из-за того, что связан с россиянами, писал ранее Forbes.
Ocean Plaza возобновил работу лишь в конце ноября 2022 года. В ТРЦ работает более 200 торговых точек, сообщается на сайте. В частности, работу двух точек 21 марта возобновила даже сеть ресторанов быстрого питания McDonaldʼs.
Конфискация активов россиян не повлияет на операционную деятельность торгового центра, поскольку управлением занимается украинская управляющая компания, уверяют в пресс-службе UDP. «Мы можем гарантировать арендаторам бесперебойную работу ТРЦ», – говорится в ответе на запрос Forbes.
Арендаторы тоже не видят рисков для возможного закрытия Ocean Plaza. «Пока мы никак не почувствовали [решения Высшего антикорсуда], и это не должно повлиять на нас, потому что контракты подписаны с украинской ООО, – уверен топ-менеджер fashion-сети, который общался с Forbes анонимно. – Все спокойно, писем и предупреждений тоже не было». Он говорит, что его компания планирует в ближайшее время поставлять новые коллекции в магазин в ТРЦ.
Такого же мнения руководитель еще одного из магазинов, работающего в Ocean Plaza.
Как Ocean Plaza будут продавать
Что будет с ТРЦ? Вариантов несколько: либо государство будет владеть активом и получать две трети арендного дохода, генерируемого Ocean Plaza, либо его продадут украинскому или иностранному инвестору, предполагает управляющий директор компании Colliers в Украине Александр Носаченко. Он является советником главы Фонда госимущества по недвижимости. «До конца 2023 года можно закрыть транзакцию, – добавляет он. – Но нужно решить ряд вопросов». Фонд должен подготовить инвестиционный меморандум, а доля россиян должна окончательно перейти в государственную собственность.
Чтобы заинтересовать потенциальных инвесторов, советник Фонда даже оценил потенциал этого объекта. Носаченко говорит, что арендный доход Ocean Plaza будет расти, несмотря на падение в 2022-м почти вдвое. По его прогнозу, на 15–20% ежегодно к 2026 году, если полномасштабная война завершится в конце 2023-го или в начале следующего года. Если же война продолжится, восстановление будет в пределах 5% ежегодно до момента стабилизации украинской экономики. Он также отмечает, что восстановление арендного дохода Ocean Plaza будет зависеть не только от сроков завершения войны, но и от темпов восстановления экономики, соответственно, и покупательной способности.
Ocean Plaza входит в десятку ТРЦ Украины с площадью 125 000 кв. м. Выручка компании, которой принадлежит ТРЦ, в 2021 году составила 1,1 млрд грн.
До большой войны Forbes оценивал Ocean Plaza в $180 млн, соответственно, российскую долю – в $120 млн. В результате оценка снизилась до $140–150 млн, а российская доля – $90–100 млн.
«За $100 млн ТРЦ никто не будет продавать», – уверяет Носаченко из Фонда. Он говорит, что даже при форс-мажоре, например, обстреле россиянами Киева, торги планируют переносить на месяц-два, чтобы продать объект по рыночной стоимости. По его оценке, минимальная цена ТРЦ во время войны – $160 млн. Тем более что на торги будет выставлена мажоритарная доля Ocean Plaza.
ТРЦ в центре Киева вблизи станции метро «Лыбидская» прежде всего заинтересует частных инвесторов, имеющих опыт в сфере торговой недвижимости, уверен управляющий директор по прямым инвестициям Dragon Capital Владимир Тимочко.
Однако опыта продаж конфискованных активов государством на аукционах за высокую цену пока нет. «У инвестиционного сообщества есть сомнения, что нормальный конкурентный аукцион будет при продаже и доли в Ocean Plaza», – объясняет он.
Dragon Capital этот актив тоже интересен. «Мы будем наблюдать за развитием событий вокруг этого актива и примем решение о своем участии в аукционе исходя из того, что мы увидим на этапе его подготовки», – говорит Тимочко.
Компания Иванова не ответила на вопрос Forbes относительно того, интересует ли ее владельца доля россиян.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.