С 1 октября в одном из крупнейших IT-изданий страны AIN.UA сменился владелец. Вместо Ильи Бошнякова новым издателем медиа стал основатель OSINT-агентства Molfar Артем Старосек. В соглашение также вошли проекты, запущенные Бошняковым за последние три года – AIN.Capital и AIN.Business. Почему сменился владелец, в какую сумму оценивают сделку и что теперь будет с изданием
«Ранее мы неоднократно помогали AIN.UA с проверками репутации рекламодателей и аналитикой», – говорит новый владелец и CEO IT-издания Артем Старосек. Переговоры по приобретению AIN.UA начались в конце июля 2023 года. «Это не первое предложение покупки издания за последние годы», – добавляет предыдущий издатель Илья Бошняков.
За четыре года существования агентство бизнес-разведки Molfar масштабировало услуги в области частной разведки, поиска и анализа информации в 39 странах мира. По состоянию на сентябрь 2023-го в команде Molfar работает 70 человек, в AIN.UA – менее 20 человек.
Старосек не планирует изменять суть издания – тематика технологий, бизнеса и IT останутся, говорится в заявлении AIN.UA. Но усилится фокус на расследование, аналитику и фактчекинг. «Редакция AIN.UA будет иметь полную автономию», – уверяет новый владелец.
Во сколько обошлось соглашение по покупке AIN.UA?
Сумма является коммерческой тайной, но «цена рыночная», говорит Артем Старосек.
Когда в январе 2016-го предыдущий владелец Артур Оруджалиев продавал AIN.UA, это могло стоить несколько сотен тысяч долларов, подсчитывает владелец домена и проекта AIN.UA в 2009-2010 годах Александр Ольшанский. «Но это только моя оценка, подробностей не знаю», – отметил он.
Какая сейчас оценка. «Сейчас IT-медиа в Украине может на рекламе зарабатывать примерно до 500 000 грн в месяц. Приблизительно столько же зарабатывает и AIN.UA», – говорит один из основателей украинского IT-медиа, который согласился общаться с Forbes на условиях анонимности. Бошняков утверждает, что доход AIN.UA существенно больше: «За 9 месяцев 2023 года у нас получилась 91 нативка (нативная реклама — Forbes) и 250 пиар публикаций. Они все есть на сайте. Цены на них начинаются с 75к грн и 10к грн соответственно, а мы продаем еще многое в пакетах. Даже при базовых ценах получается более чем в два раза больше этой оценки».
В Украине, как правило, медиа дотируют владельцы, поэтому оценка стоимости средств информации зависит не от финансовых показателей. «Рынок медиа в Украине отличается от других рынков тем, что на нем основная часть игроков – это не бизнес, а инструмент политического влияния», – рассказывал Forbes партнер венчурной компании Flyer One Ventures Виталий Лаптенок.
Бошняков утверждает, что AIN всегда был именно бизнес-проектом и оставался прибыльным за время, пока он владел им.
Цены на интернет-рекламу
В Украине цены на интернет-рекламу – одни из самых низких, а медиа стоят дороже, чем в других странах. Так, по данным СМО программатик-экосистемы ADmixer Анны Ятель, в Украине в среднем цена за 1000 показов рекламы составляет $0,2, в США – $1,3, в Германии – $0,9, в Польше – $0,45.
За первые восемь месяцев 2023 года самыми популярными медиа о технологиях в Украине стали издания Gagadget, ITC.ua и GSMinfo, подсчитала контент-маркетинговая платформа PRnews.io. По данным Similarweb, с июня по август 2023-го среднее количество визитов в месяц на AIN.UA составило 683 300, у его конкурентов – Gagadget и ITC.ua – 23,8 млн и 3,1 млн соответственно.
Сделка Шредингера
Предыдущий издатель медиа – Илья Бошняков. Он работал HR-директором в компании Noosphere, принадлежащей бизнесмену Максу Полякову, говорится на его странице в Linkedin.
Случай, когда бывшие работники Макса Полякова находятся среди владельцев СМИ – не первый. В августе многолетняя пиарщица бизнесмена Максима Полякова, в последнее время консультировавшая непубличного IT-предпринимателя Максима Криппу, неожиданно приобрела онлайн-медиа Delo.ua и сайт «Главком». Оба медиа работают на украинском рынке более десяти лет.
«Никто ничего не покупал», — говорит владелец еще одного украинского медиахолдинга об IT, который тоже согласился общаться с Forbes на условиях анонимности. По его информации, Бошняков не был фактическим владельцем, как и новый покупатель, AIN.UA фактически принадлежит Полякову (цитата изменена из-за использования в ней оскорбительной лексики — Forbes). Информацию о том, что AIN принадлежит Полякову, также подтвердил Forbes на условиях анонимности менеджер, работавший в холдинге Полякова. Максим Поляков не является инвестором или совладельцем медиа AIN.UA, говорит директор по коммуникациям Noosphere Ventures Петр Иванов. «Я был бы рад иметь его акционером, но единственным фактическим владельцем был я», — говорит Бошняков.
От Брамса до Molfar
Интернет-издание AIN.UA основано в 1999 году предпринимателем Александром Брамсом. Он это делал своими силами и на несколько лет потом отошел от этого проекта, рассказывает Александр Ольшанский. «Когда он решил вернуться в AIN.UA, мы ему помогли, но я не могу это назвать инвестицией», – добавляет Ольшанский. По его мнению, медиа в 2000-х годах сами не зарабатывали и не приносили прибыль.
В 2010 году руководство проектом и право собственности на домен перешли к экс-главреду ITC.ua Артуру Оруджалиеву. С тех пор он стал единоличным владельцем и CEO издания. «Я платить зарплату журналистам не мог, и поэтому он некоторое время оказывал финансовую поддержку проекту через грант, без каких-либо обязательств», – писал Оруджалиев в своей статье на AIN.UA о помощи Ольшанского в 2013-м.
С 1 февраля 2016 года должность CEO AIN.UA занял Илья Бошняков – он стал партнером Артура Оруджалиева, оставшимся совладельцем онлайн-СМИ. «Я хотел найти человека, который мог бы заниматься развитием бизнеса – разработкой, дополнительными сервисами, в целом, внес бы новые идеи относительно того, каким может стать AIN.UA», – рассказывал Оруджалиев.
Илья Бошняков в свое время руководил наймом для украино-шотландской компании Cupid, позже вышедшей на IPO, работал в Noosphere Ventures, а в феврале 2014-го основал BrainCombinator – рекрутинговое агентство, специализирующееся на найме бизнес-талантов и исследованиях. Бошняков работал и над другими стартапами в сфере HRTech. Одним из них был SignalHire – сервис, определяющий, насколько человек созрел менять работу, еще до того, как он публично сообщил об этом.
За последние три года Илья Бошняков запустил три проекта – AIN.Capital, начинавшийся как английская версия AIN.UA, а затем ставший отдельным изданием об IТ в Центральной и Восточной Европе с более чем 100 000 просмотров за три месяца летом 2023 года. Еще один проект – AIN.Business о малом и среднем бизнесе, количество просмотров которого растет на 10-15% ежемесячно, пишет в заметке главный редактор AIN.UA Илья Кабачинский. Также Бошняков запустил маркетплейс для поиска работы в IТ – Recruitika.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.