«Украинская правда»
Категория
Компании
Дата

Сколько может стоить «Украинская правда»? Forbes вместе с инвестбанкирами и медиаменеджерами попытался определить цену портала

3 хв читання

«Украинская правда»

Сделки по покупке украинских медиа – как правило, тайна за семью печатями. Обычно ни условия, ни суммы не разглашаются. Так произошло и при недавней покупке онлайн-медиа «Украинская правда» (УП) компанией Dragon Capital. Forbes попытался разобраться в том, сколько мог бы стоить интернет-ресурс

Экс-владелица медиа Алена Притула остается в проекте еще на два года, написала она в «Письме к читателям» на УП. В нем основательница огласила список крупных затрат и пожертвований на $700 000, которые она собирается сделать из вырученной при продаже УП суммы. Так, по $100 000 она передаст двум дочерям основателя портала Георгия Гонгадзе, по $250 000 на стипендии для журналистов им. Павла Шеремета и на работу премии им Георгия Гонгадзе. 

Мы поговорили с инвестбанкирами и медиаменеджерами о том, сколько мог бы стоить один из самых популярных новостных порталов страны. В него входят не только сам общественно-политический сайт, но и нишевые проекты «Экономическая правда», «УП.Життя», Tabloid. По данным Similar Web, у «Укрправды» в апреле 2021-го – 46,5 млн посещений в месяц, портал на третьем месте в стране в категории «Новости и медиа» после ukr.net и censor.net. 

О цене

В Украине цены на интернет-рекламу – одни из самых низких, а медиа стоят дороже, чем в других странах. Так, по данным СМО программатик-экосистемы ADmixer Анны Ятель, в Украине в среднем цена за 1000 показов рекламы составляет $0,2, в США – $1,3, в Германии – $0,9, в Польше – $0,45. 

В Украине, как правило, медиа дотируют собственники, поэтому оценка их стоимости зависит не от финансовых показателей. «Рынок медиа в Украине отличается от других рынков тем, что на нем основная часть игроков – это не бизнес, а инструмент политического влияния», – говорит партнер венчурной компании Genesis Investments Виталий Лаптенок. 

Пример – капитализация ирландского холдинга Independent News & Media Pl и сделки по продажам медиа в России, где подобная украинской ситуация. Ирландский мультипликатор, по словам управляющего партнера международной инвестиционной компании Millstone&Co Михаила Жернова, составляет 0,7 годового оборота. Российский – на основе двух сделок 2021 года – 2–2,5 выручки. 

В 2019 году, по данным СПАРК-Интерфакс, суммарная выручка двух юрлиц ЧП «Украинская правда» и ОАО «Интернет-медиа», принадлежащих Притуле, составила $585 476 (по средневзвешенному курсу НБУ за тот год). Более свежих данных нет, но если индексировать выручку согласно динамике роста рекламного интернет-рынка в Украине, то эта цифра может составить почти $726 000. 

Если считать по российскому мультипликатору, то стоимость УП может составлять $1,4–1,8 млн. «Ирландская» формула дает более скромную сумму – $508 200. «Все сводится к тому, насколько один человек хочет конкретное медиа купить, а другой продать», – говорит Андрей Боборыкин, директор по цифровым продуктам и маркетингу «Суспільного». 

По приблизительной оценке совладельца инвесткомпании FinPoint Сергея Будкина, сумма сделки может составлять $2–2,5 млн за вычетом долгов. А управляющий партнер «МЕГОГО» Федор Дроздовский, оценивает ее в два-три годовых оборота, то есть $1,4–2,2 млн. 

В пресс-релизе по поводу сделки указано, что Dragon Capital рассматривает эту инвестицию как еще один шаг для поддержки свободных медиа и свободы слова в Украине. «Инвестиционная компания убеждена в больших перспективах цифровых медиа как успешного бизнеса, популярность которых будет расти на протяжении следующих лет», – указано в сообщении. Сам Фиала, как и Притула, не захотели общаться с репортерами Forbes для этой заметки. 

Перспектива

Но в покупке УП Фиалой есть коммерческий смысл и в более близкой перспективе. Dragon Capital принадлежит медиахолдинг «НВ», который состоит из одноименных журнала, радиостанции и интернет-портала, а также компания Treeum, которая управляет сайтами Minfin.ua и finance.ua. 

Благодаря синергии этих проектов каждый из них может зарабатывать больше, считает бывший совладелец издательства «УМХ» Борис Ложкин. Это возможно за счет более широкого охвата аудитории, которая интересна крупным игрокам, покупающим большое количестве рекламного инвентаря, поясняет Александр Глущенко, член правления Интернет-ассоциации Украины. По мнению Федора Дроздовского, увеличение ресурса поможет продавать. «Для этого и создаются альянсы и сейлс-хаусы, охват, с точки зрения бизнеса, продавать легче», – говорит он. 

Это тем более актуально, что рынок интернет-рекламы в Украине растет. Так, по данным Всеукраинской рекламной коалиции, это самый динамичный сегмент. В 2020 году его объем увеличился на 24%, а в 2021-м вырастет на 38%. В целом у рынка рекламы показатели скромнее: -1% и 16% соответственно.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд