Во время войны Игорь Коломойский, 59, потерял самые ценные активы, $1 млрд состояния и, вероятно, украинский паспорт. Из чего теперь состоит его бизнес-империя
Коломойский – единственный из крупных бизнесменов публично и медийно поддерживал президентскую кампанию Владимира Зеленского в 2019-м, говорит юрист, близкий к окружению бизнесмена. «Я симпатизирую Зеленскому, меня все устраивает», – говорил Коломойский за две недели до начала войны в интервью УП.
«Он рассчитывал на поддержку властей в бизнес-вопросах – налоги, квоты, – говорит юрист из окружения Коломойского. – Ничего из этого не получил. Сейчас, когда его бизнес страдает от обстрелов, власти только давят и никак не помогают».
В июле 2022-го президент Зеленский, вероятно, лишил Коломойского украинского гражданства. В реестре Государственной миграционной службы для проверки паспортов его паспорт значится как недействительный. В сеть попала якобы копия соответствующего указа президента. Однако никаких официальных документов на сайте ОП до сих пор не опубликовано.
В 2021-м Forbes оценил состояние Коломойского в $1,8 млрд, тогда он занял четвертое место в списке самых богатых людей Украины. Накануне российского вторжения Forbes переоценил его состояние в $1,9 млрд. После потери «Укрнафты» и «Укртатнафты» Forbes переоценил его состояние в $850 млн.
Без топлива
В начале ноября 2022 года акции «Укрнафты» и «Укртатнафты» были отчуждены в пользу государства. Эти активы – весомая составляющая бизнес-империи неформальной группы «Приват» Коломойского и Геннадия Боголюбова.
«Укрнафта» – крупнейший добытчик нефти в Украине. В прошлом году компания добыла около 1,5 млн т нефти и 1,1 млрд кубометров газа. Компании также принадлежит сеть более 500 АЗС. Выручка в 2020-м – 35,5 млрд грн при прибыли в 4,3 млрд грн.
До национализации 50% +1 акция «Укрнафты» принадлежали государственной «Нафтогаз України», группе «Приват» Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова – около 42% акций. Остальные – миноритарные акционеры. До войны Forbes оценивал «Укрнафту» почти в $1,5 млрд. Сейчас стоимость компании – $748 млн. Доля группы «Приват» – $314 млн.
С начала войны компания испытывает трудности с реализацией нефти. Нефтеперерабатывающие заводы обстреливает Россия, экспорт нефти запрещен.
Кременчугский НПЗ, принадлежащий «Укртатнафте», – это крупнейший в Украине нефтеперерабатывающий завод, занимавший более трети всего украинского рынка топлива. Россия выпустила по заводу более 30 ракет. С марта предприятие не работает. Потери от обстрелов – $400 млн, по оценке Киевской школы экономики. Выручка компании в 2020-м – 34,3 млрд грн, чистая прибыль – 42,2 млн грн.
Forbes оценивает долю Коломойского и Боголюбова в «Укртатнафте» в 28%, столько же – у Александра Ярославского, остальные – у НАК «Нафтогаз Украины». До войны Forbes оценивал весь актив в $830 млн, сейчас – в $178 млн.
Почему власти национализировали активы Коломойского? В первые месяцы российского вторжения Коломойский никак не помогал стране, не перечислил на нужды армии никаких средств, говорят два собеседника в Офисе президента (ОП) и партии «Слуга народа» на правах анонимности.
«Поэтому отношения сильно испортились, сейчас они критичны», – говорит член команды президента на правах анонимности.
Летом Коломойский начал выделять деньги на обороноспособность страны, рассказывал Forbes один из руководителей «Слуги народа». По его словам, бизнесмен пожертвовал десятки миллионов долларов.
Почему это не оградило энергетические активы от «военной» национализации? «Кременчуг» и «Укрнафта» не платили налоги в полном объеме и создавали риски перебоев со снабжением горючего, говорит на правах анонимности один из чиновников. Эту же причину называет депутат из руководства «Слуги народа».
По данным БЭБ, уклонение от уплаты налогов может составить более 700 млн грн. «Укрнафта» отрицает эти обвинения. «В 2022-м компания выполнила в полном объеме налоговые обязательства и перечислила в бюджеты разных уровней 18,2 млрд грн», – говорится в сообщении пресс-службы «Укрнафты».
Другая версия более прагматична – якобы Коломойскому выгодно передать государству во время войны активы, которые сейчас генерируют убытки. «Впервые за всю историю вижу подобную реакцию Коломойского – то есть никакой реакции. Он просто молчит», – говорит Александр Сиренко, главный редактор «Нафторинку».
«После войны «приватовцы» поборются за свои активы, а сейчас им выгодно, чтобы государство сохранило и по возможности развивало эти компании, – говорит директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. – Поэтому они не создают каких-либо препятствий в процессе перехода активов в госсобственность».
Активы были отчуждены по закону, принятому парламентом в сентябре этого года. В Раде его называют «законом Ефимова ».
По закону собственник отчужденного имущества может получить компенсацию из бюджета в течение пяти лет действия чрезвычайного положения или в течение одного года после отмены чрезвычайного или военного положения. Также владелец может претендовать на возврат изъятого пакета акций предприятия после завершения войны.
Сеть АЗС «Привата»
Оценка доли Коломойского – $150 млн
«Укрнафта» добывала нефть, Кременчугский НПЗ ее перерабатывал в топливо, которое продавалось на АЗС группы «Приват». Кроме отчужденных 500 заправок «Укрнафты» «Приват» сохранил около 1000 АЗС. Это крупнейшая сеть в Украине, заправки которой работают под разными брендами: ANP, «Авиас», Sentosa, «Мавекс», по данным «Нафторинок».
Теперь АЗС «Привата» вынуждены работать, как и остальной рынок, на импортном топливе, говорит Куюн из Консалтинговой группы «А-95». «Также «Приват» проспал тренд на развитие нетопливного сегмента продаж, – говорит Сиренко из «Нафторинка». – Они обновили некоторые заправки в Киеве и Днепре».
Сеть «Привата» неэффективна – продает до 60 000 т топлива в месяц, что сопоставимо с продажами ОККО и WOG, которые имеют втрое меньше станций. Куюн и Сиренко не ожидают радикального сокращения количества заправок «Привата» для оптимизации расходов. «Они еще долго могут работать в таком формате, дожидаясь лучших времен, – говорит Куюн. – Покупать их станции тоже никто не будет, рынок обвалился на 30%».
Инвестиции в обновление сети к современным стандартам также маловероятны. «Обновление одной станции – это от $200 000 инвестиций, – говорит Куюн. – То есть на всю сеть нужно от $200 млн без всяких гарантий, что эти инвестиции окупятся».
Сеть «Укрнафты» также тяжело переносит развод с «Приватом». Некоторые АЗС «Укрнафты» закрылись из-за отсутствия топлива, другие – продают ограниченное количество, говорит Сиренко. У «Укрнафты» нет собственных бензовозов, а поставки топлива до отчуждения были централизованы «Приватом». «Нужно время, чтобы «Укрнафта» наладила поставки», – говорит Куюн.
Химия и металлургия
Оценка доли Коломойского в металлургических активах – $120 млн, химических – $30 млн
Еще один столб бизнес-империи «Привата» – подешевевшие вдвое металлургические активы. Это Никопольский и Запорожский ферросплавные заводы, являющиеся одними из крупнейших производителей ферросплавов в мире. Также «Привату» принадлежат Марганецкий и Покровский горно-обогатительные комбинаты, которые обеспечивают ферросплавные заводы сырьем.
Никопольский завод, который в совместной собственности «Привата» и EastOne Виктора Пинчука, в первом полугодии 2022-го снизил прибыль в 7,4 раза, до 223 млн грн, при выручке 9 млрд грн. В 2021 году НЗФ произвел 647 000 т ферросплавов, Запорожский ферросплавный завод – 212 000 т, по данным профильного сайта GMK.
Ферросплавы используются для производства нержавеющей стали. Оба предприятия ориентированы на экспорт, говорит исполнительный директор Украинской ассоциации производителей ферросплавов (УкрФА) Сергей Кудрявцев. «До 24 февраля только 30% ферросплавной продукции уходило на внутренний рынок. Сейчас внутреннего рынка практически нет», – говорит он. «Метинвест» бизнесмена Рината Ахметова, крупнейший производитель стали в стране, предпочитает импортные ферросплавы, говорит на условиях анонимности аналитик металлургического рынка.
В январе–октябре 2022 года Украина экспортировала 290 000 т ферросплавов, что на 49% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Экспортная выручка украинских ферросплавных заводов за 10 месяцев 2022 сократилась на 41,4%, до $498,2 млн, пишет GMK.
После блэкаута, произошедшего 23 ноября, оба завода аварийно остановились и находятся в простое, говорит Кудрявцев. «Ждем разрешения от энергетиков, чтобы возобновить работу», – ответил сотрудник Запорожского ферросплавного завода на вопрос Forbes, когда прогнозируется запуск предприятия.
Ферросплавные заводы – энергоемкие предприятия, доля электроэнергии в себестоимости продукции до 40%, по данным Кудрявцева из УкрФА. «Запуск заводов потребует существенно большей энергии, чем во время работы, – говорит он. – Когда у энергосистемы будет достаточно мощности для запуска, неизвестно».
Еще один крупный простаивающий завод Коломойского – «ДнепрАзот». Завод производит удобрения для аграриев и является единственным предприятием в Украине по производству жидкого хлора, который используют водоканалы для очистки воды.
«У завода есть запасы газа, и он может возобновить работу в любое время, но менеджмент, по-видимому, считает это нецелесообразным, – говорит менеджер конкурирующего химического предприятия. Среди причин: рекордные цены на природный газ и падение спроса на удобрения в Украине среди аграриев на 40%. По его данным, «ДнепрАзот» сейчас продает удобрения со складов.
В 2021 году «ДнепрАзот» получил 678 млн грн чистой прибыли при выручке 11,4 млрд грн.
1+1 media
Оценка – $70 млн
С 25 февраля 2022 года главный телеканал медиагруппы 1+1 media «1+1» принимает участие в создании телемарафона «Єдині новини». В марафоне отсутствует реклама, являющаяся главным источником прибыли для телеканала. Государство в этом году не выделило денег из бюджета на финансирование марафона, говорит СЕО 1+1 media Ярослав Пахольчук. «Все происходило за счет средств участников марафона», – говорит он.
Один месяц телемарафона телеканала «1+1» стоит 25–35 млн грн, оценивал Пахольчук в апреле 2022-го.
В этом году 165 млн грн из госбюджета получил только русскоязычный марафон FreeДом, созданный в марте на базе мультимедийной платформы иновещания UATV. Над FreeДом работают команды «1+1», StarLight Media и «Интера».
В бюджете на 2023 год есть 1,94 млрд грн на телемарафон «Єдині новини». «1+1» – один из крупнейших производителей контента для марафона. С такой помощью из бюджета телеканал может справиться», – говорит СЕО медиахолдинга «Люкс» Роман Андрейко.
С 1 октября 1+1 media восстановила всем работникам довоенный уровень зарплат, группа обходится без привлечения внешнего финансирования и уже второй месяц демонстрирует хоть небольшой, но положительный финансовый результат, говорит Пахольчук. Причина – остальные шесть каналов группы и диджитал-платформы возобновили продажу рекламы.
Однако медиаэксперт Андрей Соломаха не исключает, что в конце года 1+1 media потребуется значительное дофинансирование от акционеров, поскольку большую часть года группа не зарабатывала.
Пойдет ли на это Коломойский? «Сейчас традиционные каналы – нерентабельны ни с коммерческой точки зрения, ни с политической. Президентские выборы состоятся не раньше марта 2024 года, а значит, больше года канал будет простаивать», – говорит Соломаха. Коломойскому официально принадлежат 24,8% акций «1+1». Остальные записаны на оффшорные компании, которые профильное издание «Детектор Медиа» тоже связывает с Коломойским.
МАУ
С начала полномасштабного вторжения компания «Международные авиалинии Украины» (МАУ) потеряла фактически весь свой флот. Лизинговые компании, опасаясь эскалации в Украине, отозвали 10 самолетов, которыми оперировали МАУ. Еще около 10 законсервированы в аэропортах после закрытия украинского неба в начале года.
У МАУ остались четыре самолета, для которых компания пыталась найти работу в Европе, – перевозчик выполнял чартерные рейсы для польского туроператора Itaka в Испанию, Турцию, Албанию, Египет, Тунис. Также МАУ выполнили серию рейсов для сборной Украины по футболу.
Однако с 20 сентября авиакомпания МАУ остановила полеты трех из четырех самолетов. Причина – компания не оплатила счета за техническое обслуживание, топливо, аэронавигацию.
На счетах МАУ заморожено около 100 млн грн. Но назначенный 19 сентября новый президент МАУ Кирилл Звонарев не может воспользоваться этими средствами. Блокировка доступа к банковскому счету может быть следствием корпоративного конфликта акционеров МАУ – Арона Майберга и Игоря Коломойского, начавшегося в декабре 2021 года.
Внутренние конфликты в компании и закрытие полетов над территорией Украины вследствие войны повлекли за собой и финансовые сложности в компании. В первом полугодии 2022 года выручка компании сократилась втрое – до 1,2 млрд грн. Вместо прибыли в 22 млн грн в январе–июне 2021-го авиакомпания получила почти 1,3 млрд грн ущерба.
Коломойский также владеет лизинговыми компаниями, предоставляющими свои самолеты МАУ, рассказывал Forbes Майберг. Он не сказал, сколько именно флота МАУ принадлежат компаниям, аффилированным с Коломойским. Игроки рынка связывают с днепровским бизнесменом также компанию Windrose. По данным источника на авиарынке, который знаком с делами МАУ, компаниям, связанным с Коломойским, принадлежат около 10 самолетов МАУ. Подтвердить владение Коломойским этими лизинговыми компаниями и их самолетами на основе публичной информации непросто – они оформлены на оффшорные компании и номинальных владельцев.
К концу 2021-го МАУ имела 11,3 млрд грн нераспределенного убытка при выручке 6,3 млрд грн. Кредиторская задолженность компании накануне войны составляла 9,7 млрд грн. С учетом этого Forbes не видит целесообразности в приобретении МАУ любой ценой рыночным инвестором.
Яхты, самолеты и активы в США
Оценка яхт и самолетов – $170 млн, активов в США – $100 млн
Коломойскому принадлежат 90-метровая суперяхта Lauren L, стоимостью $97 млн; 65-метровая яхта Trident, стоимостью $50 млн (обе сдавались под чартер летом); 50-метровые Mustique и Malibu стоимостью $10 млн каждая. Также у бизнесмена два самолета: Hawker 850XP и Hawker 800XP, общей стоимостью $5 млн.
Бизнесмен владеет долями в четырех облэнерго: «Полтаваоблэнерго», «Черниговоблэнерго», «Сумыоблэнерго», «Днепроблэнерго» общей стоимостью $20 млн и имеет $140 млн дивидендов от «Укрнафты» и других компаний.
Коломойскому принадлежит ряд зарубежных активов на $100 млн. Это доля от 500 000 квадратных метров коммерческой недвижимости в Огайо, сталелитейные заводы в Кентукки, Западной Вирджинии и Мичигане, завод по производству мобильных телефонов в Иллинойсе и коммерческая недвижимость в Техасе.
В августе 2020-го Минюст США опубликовал иск к Игорю Коломойскому, Геннадию Боголюбову и двум их бизнес-партнерам, связанный с вероятным выводом средств из ПриватБанка и покупкой за них активов в Соединенных Штатах. Коломойский отрицает обвинение властей США. Все американские активы, по его словам, он купил за деньги, полученные в 2007–2008 годах от продажи метзаводов группе Evraz Романа Абрамовича. В марте 2021-го Коломойский попал под санкции США.
Коломойский сложно пережил президентство Петра Порошенко: потерял ПриватБанк, ослабил позиции в энергетике и несколько лет не появлялся в Украине, опасаясь ареста. Его считали едва ли не главной жертвой выборочной деолигархизации времен пятого президента. Сейчас ситуация выглядит так, что президентство Зеленского может стоить Коломойскому даже больше. Но у самого известного предпринимателя Днепра есть способность преломлять наиболее безвыходные ситуации в свою пользу. Вопрос, удастся ли это сделать 59-летнему бизнесмену на этот раз.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.