Категория
Компании
Дата

Как украинскому бизнесу приспособиться к войне Размышляет Тимофей Милованов

2 хв читання

Как украинскому бизнесу приспособиться к войне Размышляет Тимофей Милованов

Украина должна победить Россию ради своего существования. Что для этого должен сделать украинский бизнес?

🎬 YouTube-проєкт Forbes Next про майбутніх зірок українського бізнесу. Новий випуск про школу програмування GoIT. Як вона будує мільярдну компанію на світчерах 👉 Дивіться за цим лінком

Для победы Украине нужна сильная, успешная армия. Но для этого нужно, чтоб экономика работала. Армии необходимы оснащение, продукты и услуги, зарплаты. В стране должны быть налажены логистика, цепи поставок, баланс спроса и предложения, доступ к капиталу и ликвидность. Пока все это не в лучшем состоянии.

22 марта компания Gradus по заказу KSE опросила владельцев и топменеджеров украинских компаний. Результаты: 55% бизнесов временно прекратили работу или снизили операции до минимума; 3% закрылись навсегда; 13% компаний работают без существенных изменений. И только 18% предприятий имеют максимальное количество заказов на следующий месяц. Каждая третья компания уже не имеет возможности выплачивать зарплаты.

Вывод: почти две трети бизнеса должны будут поменяться.

Разделим экономику на три типа. Первый – экономика передовой: в тех городах, где продолжаются активные боевые действия. Экономика здесь становится все более «мобилизованной». Военно-гражданские администрации будут разрабатывать продуктовые планы, сопровождать поставки, закупки, будут основным заказчиком услуг. По сути, это плановая экономика военного времени.

Второй – это экономика городов, где нет боевых действий, но существует риск приближения российских войск. Бизнес в таких городах продолжит работу, но вряд ли будет инвестировать в развитие. Именно здесь должно вступить правительство. Власть может предоставить гарантии и финансовую ликвидность; кредиты, которые можно не выплачивать, если военная ситуация изменится; гарантировать, что продукты будут куплены, а клиенты заплатят за полученные услуги или товары; помогать с критическим снабжением товаров.

Третий тип – области, которые далеко от передовой. Там много переселенцев. Они оказывают давление на экономическую инфраструктуру. Но они тоже создают возможности. Они создают дополнительный спрос на продукты и услуги, а также могут работать. Эти территории безопасны для инвестиций и развития бизнеса. При определенной поддержке у правительства есть шанс на рост. Действующие компании с других территорий могут переехать сюда. Предприниматели могут воспользоваться дополнительным спросом от переселенцев или потребностями экономики военного времени и открыть здесь новый бизнес.

Если нашли себя на этой экономической карте военной Украины, то пора дать ответ на главный вопрос. Важнейшая задача владельца бизнеса – обеспечить выживание бизнеса. Но сначала нужно честно ответить себе, возможно ли это. Ваш бизнес производит нужные в военное время продукты или услуги, можете поменять, чтобы производил?

Если нет, то подумайте о закрытии бизнеса и переводе людей, ресурсов и технологий в другие, более нужные сферы. Все смогут двигаться дальше.

Если уверены, что вы нужны и удержитесь на плаву, советую пройти чек-лист.

  • Стоит ли перевозить свой бизнес на более безопасную территорию? – Зависит от обстоятельств каждой конкретной компании.
  • Есть ли у вас деньги, чтобы выплачивать зарплату? – Это нормально урезать зарплату или снизить до минимальной. 46% компаний это уже сделали. Но очень важно откровенно говорить с сотрудниками о том, чего им следует ожидать. Люди должны понимать: искать новую работу или они могут остаться и не беспокоиться.
  • Уволить людей, если они не нужны? – Лучше подтолкнуть их в сторону получения новых навыков и оплатить время обучения. Если они решили не использовать возможность, у вас будет моральное право уволить их во время войны.
  • Следует ли платить поставщикам, выполнять довоенные заказы? – Да, если это не угрожает выживанию вашего бизнеса. Будьте откровенны с партнерами, приоритизируйте свои обязательства, выполняйте те, которые можете, когда можете. Этическое поведение во время войны – это отличная инвестиция, которая вернется вам сторицей, но, конечно, вам нужно выжить. Но выжить нужно, не изменяя этическим принципам.
  • Есть ли возможности для инноваций, можете ли приспособить услуги, производство для более необходимых сейчас продуктов? – Свяжитесь с ключевыми клиентами, партнерами, поставщиками и найдите способ быть полезным для них в новой реальности.

И главное – начинайте работать. Это ваша обязанность перед государством и обществом – быть новаторами, адаптироваться, преодолевать препятствия и поддерживать ваш бизнес. И, возможно, ваши сотрудники попадут в число 3%, которые отметили, что после начала войны их зарплата выросла.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд