Категория
Компании
Дата

Как украинскому бизнесу приспособиться к войне Размышляет Тимофей Милованов

Как украинскому бизнесу приспособиться к войне Размышляет Тимофей Милованов

Украина должна победить Россию ради своего существования. Что для этого должен сделать украинский бизнес?

Інвестувати? Почекати? Продавати? Війна змінює все, крім обов’язку лідера приймати виважені рішення. Вже 30 травня 40+ спікерів поділяться досвідом на Першій щорічній конференції про фінанси, інвестиції та економічне зростання. Купуйте квиток за посиланням.

Для победы Украине нужна сильная, успешная армия. Но для этого нужно, чтоб экономика работала. Армии необходимы оснащение, продукты и услуги, зарплаты. В стране должны быть налажены логистика, цепи поставок, баланс спроса и предложения, доступ к капиталу и ликвидность. Пока все это не в лучшем состоянии.

22 марта компания Gradus по заказу KSE опросила владельцев и топменеджеров украинских компаний. Результаты: 55% бизнесов временно прекратили работу или снизили операции до минимума; 3% закрылись навсегда; 13% компаний работают без существенных изменений. И только 18% предприятий имеют максимальное количество заказов на следующий месяц. Каждая третья компания уже не имеет возможности выплачивать зарплаты.

Вывод: почти две трети бизнеса должны будут поменяться.

Разделим экономику на три типа. Первый – экономика передовой: в тех городах, где продолжаются активные боевые действия. Экономика здесь становится все более «мобилизованной». Военно-гражданские администрации будут разрабатывать продуктовые планы, сопровождать поставки, закупки, будут основным заказчиком услуг. По сути, это плановая экономика военного времени.

Второй – это экономика городов, где нет боевых действий, но существует риск приближения российских войск. Бизнес в таких городах продолжит работу, но вряд ли будет инвестировать в развитие. Именно здесь должно вступить правительство. Власть может предоставить гарантии и финансовую ликвидность; кредиты, которые можно не выплачивать, если военная ситуация изменится; гарантировать, что продукты будут куплены, а клиенты заплатят за полученные услуги или товары; помогать с критическим снабжением товаров.

Третий тип – области, которые далеко от передовой. Там много переселенцев. Они оказывают давление на экономическую инфраструктуру. Но они тоже создают возможности. Они создают дополнительный спрос на продукты и услуги, а также могут работать. Эти территории безопасны для инвестиций и развития бизнеса. При определенной поддержке у правительства есть шанс на рост. Действующие компании с других территорий могут переехать сюда. Предприниматели могут воспользоваться дополнительным спросом от переселенцев или потребностями экономики военного времени и открыть здесь новый бизнес.

Если нашли себя на этой экономической карте военной Украины, то пора дать ответ на главный вопрос. Важнейшая задача владельца бизнеса – обеспечить выживание бизнеса. Но сначала нужно честно ответить себе, возможно ли это. Ваш бизнес производит нужные в военное время продукты или услуги, можете поменять, чтобы производил?

Если нет, то подумайте о закрытии бизнеса и переводе людей, ресурсов и технологий в другие, более нужные сферы. Все смогут двигаться дальше.

Если уверены, что вы нужны и удержитесь на плаву, советую пройти чек-лист.

  • Стоит ли перевозить свой бизнес на более безопасную территорию? – Зависит от обстоятельств каждой конкретной компании.
  • Есть ли у вас деньги, чтобы выплачивать зарплату? – Это нормально урезать зарплату или снизить до минимальной. 46% компаний это уже сделали. Но очень важно откровенно говорить с сотрудниками о том, чего им следует ожидать. Люди должны понимать: искать новую работу или они могут остаться и не беспокоиться.
  • Уволить людей, если они не нужны? – Лучше подтолкнуть их в сторону получения новых навыков и оплатить время обучения. Если они решили не использовать возможность, у вас будет моральное право уволить их во время войны.
  • Следует ли платить поставщикам, выполнять довоенные заказы? – Да, если это не угрожает выживанию вашего бизнеса. Будьте откровенны с партнерами, приоритизируйте свои обязательства, выполняйте те, которые можете, когда можете. Этическое поведение во время войны – это отличная инвестиция, которая вернется вам сторицей, но, конечно, вам нужно выжить. Но выжить нужно, не изменяя этическим принципам.
  • Есть ли возможности для инноваций, можете ли приспособить услуги, производство для более необходимых сейчас продуктов? – Свяжитесь с ключевыми клиентами, партнерами, поставщиками и найдите способ быть полезным для них в новой реальности.

И главное – начинайте работать. Это ваша обязанность перед государством и обществом – быть новаторами, адаптироваться, преодолевать препятствия и поддерживать ваш бизнес. И, возможно, ваши сотрудники попадут в число 3%, которые отметили, что после начала войны их зарплата выросла.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине