Многое поменялось, но бизнес продолжается – так описывает роботу Prom c 24 февраля его CEO Денис Горовой. Кто и чем продолжает торговать на маркетплейсе во время войны
Был ли у вас план на случай войны?
Специального плана business continuity не было. Но это не значит, что были не подготовлены. Мы опирались на опыт с COVID, когда долгое время работали удаленно. Понимали, что если начнется война – полностью перейдем на удаленную работу.
Сейчас у нас работает чуть больше 1000 людей. 24 февраля утром мы написали, что приоритет – их безопасность. Все должны позаботиться о себе и близких. Дальше люди самоорганизовались и, кто-то раньше, кто-то позже, переехали в безопасные места. Есть несколько сотрудников, которые находятся в горячих точках. Помогаем им как можем: информационно, ищем помощь среди волонтеров.
Многое поменялось, но бизнес продолжается. Поскольку у нас нет складов и машин, нам проще. Основные бизнес-процессы продолжали работать. Но даже если бы что-то остановилось на день-два – не проблема. Безопасность людей – в приоритете.
Как перестроили бизнес-процессы?
Часть направлений временно утратили актуальность: проекты на будущее, рекомендации продавцам по обслуживанию покупателей. В таких условиях выполнять стандарты качества сложно.
Это освободило часть ресурсов. Сотрудники могут выполнять рабочие задачи или сконцентрироваться на волонтерских проектах. Многие самоорганизовались, участвуют в информационных кампаниях, киберусилиях по противодействию России. Мы как компания в первые же дни сказали: если готовы этим заниматься – вперед.
Что касается критических процессов, доступности сервисов – сделали больше резервирования, подготовили площадки за границей.
Как адаптировали платформу Prom.ua?
На платформе мы сделали много вещей. У нас есть платная подписка и комиссии за продажу. Все платные подписки, которые заканчиваются, продлеваем безоплатно. Комиссии – компенсируем. Если кто-то из партнеров работает, зарабатывает и платит – отлично. В основном, конечно, не платят, но такая ситуация.
Мы запустили возможность для продавцов сообщить, что они работают. Покупатели видят специальную отметку «Работаю в войну». Для остальных – в интерфейсе вывели наперед телефон. Рекомендуем покупателям звонить и уточнять: работают или нет, есть ли товар в наличии. Лучше заказывать в своем городе и пользоваться самовывозом, если он есть.
Наладили связь с логистами: «Новой почтой», «Укрпочтой», Justin. «Нова почта» и Justin каждый день говорят, какие отделение работают, какое время доставки. Эту информацию мы передаем и продавцам и покупателям.
Переформатировали категории, которые пользуются спросом. Обычно весной стандартные категории: шины, подарки на 8-е марта. Сейчас заказывают товары длительного хранения, корм для животных, бронежилеты, медицинские товары.
Как изменился спрос?
В первые дни все упало почти до нуля. 7-8 марта прошло 15-20% от довоенного количества транзакций. Сколько из них будет успешных мы пока не знаем: зависит от логистов и продавцов.
Какой у компании запас прочности?
Для сотрудников на ближайшие месяцы установили потолок зарплат. Все относятся с пониманием. У нас есть запас из предыдущих периодов, который позволит как минимум несколько месяцев работать в текущем режиме. Дальше – по ситуации.
Пришли ли на платформу новые пользователи и продавцы?
Почти все жители Украины за год хоть раз заходят на Prom, поэтому про новых покупателей сказать нельзя. Для новых продавцов упростили процедуру: не спрашиваем подтверждающие документы.
Как поменялась доступность продавцов и активность покупателей по географии?
Трафик упал в разы по всем регионам. На первом месте был и остается Киев — треть всех заходов. На втором — Днепропетровская область. До войны Харьковская область занимала 3-е место, сейчас ее нет даже в топ-10. С шестого на третье место поднялась Львовская область, в топ-10 появилось Закарпатье. Это данные этой недели (7-9 марта – Ред.) и ситуация меняется.
Что происходит с другими проектами: Кабанчик, Bigl?
На Кабанчике через пару дней после начала войны запустили категорию волонтерской помощи. В ней люди создают задания, а исполнители, волонтеры, их выполняют. Уже создали больше 500 заданий: в основном перевозки людей, продовольствия и медикаментов. В топе города, где это востребовано: Киев, Харьков, Чернигов, Николаев.
На маркетплейсах Bigl, Shafa ситуация похожа на Prom. Поменялся профиль заказов, количество упало до 15-20% от довоенного уровня. На государственных аукционах, спрос и активность сильно упала. Но сделки происходят, в том числе с землей. Не все заканчиваются оплатой. То есть, полностью активность не остановились. В электронных чеках – упали объемы, но предприниматели их по-прежнему выдают. Особенно в регионах, где более менее спокойная обстановка.
Как изменился вашей рабочий день?
Стало меньше запланированных встреч и появилось больше оперативных. Планов на день нет. Каждый день проводим созвон с лидерами, где обсуждаем актуальные проблемы: 60-70% связаны с людьми – как кому помочь, 30% – рабочие вопросы.
Какое настроение в компании?
Настрой сильно зависит от людей. Часть больше склонна к волонтерству, помощи, кто-то в территориальной обороне. Есть люди, которым ближе помогать через свою профессию: делать волонтерский раздел как Кабанчик. Есть люди, которые работают в режиме 50/50. Самые сложные кейсы – с горячими точками. Там по прежнему есть сотрудники и их родственники. Таких случаев, к счастью, немного, но каждый из них очень важно разрешить.
В такое время все начинают ценить то, что воспринималось как данность раньше: семья и близкие, работа. Если у людей нет ресурса и им нужно побыть с семье, мы поддерживаем. Никаких требований, что нужно отработать Х часов в день нет.
Люди адаптируются ко многим условиям. Если ситуация хоть как-то позволяет работать и помогать друг другу – люди это делают. Вроде как ожидаемо, но каждый раз, когда это происходит, вызывает уважение.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.