Война открыла для украинцев услуги PayPal и Revolut. Следующей целью Министерство цифровой трансформации хочет сделать Stripe – платежный сервис, радикально упростивший бизнесу получение зарубежных платежей, и один из самых дорогих стартапов мира. Почему, несмотря на новости об успешных переговорах, этот сервис до сих пор не зашел в Украину
Глава Минцифры Михаил Федоров впервые пообещал Stripe в Украине еще весной 2021-го, а в разгар войны запустил петицию, чтобы ускорить процесс. Быстрых результатов, как это произошло с финтех-гигантами Revolut или PayPal, пока не получили. «К диалогу с командой Stripe присоединились НБУ и Visa, поэтому выход компании на украинский рынок может ускориться», – рассказывали в начале апреля в Минцифре.
Знаменует ли это прогресс? В Visa Forbes сказали, что «не дают комментарии по поводу другого бренда», а в НБУ, что банк «в этом году не участвовал в общении со Stripe по поводу выхода на украинский платежный рынок».
По словам заместителя министра цифровой трансформации по развитию ІТ Александра Борнякова, диалог продолжается – «удалось даже достучаться до руководства». После двух лет переговоров Минцифры вроде бы попросило от Stripe четкий план с указанными датами, а теперь ожидает ответа. В Stripe не ответили на запрос Forbes.
Что под капотом у Stripe
Компанию, выросшую из семи строк кода до самого дорогого частного стартапа стоимостью $95 млрд, основали в 2010 году братья Джон и Патрик Коллисоны из Ирландии. Forbes оценивает состояние каждого из братьев в $9,5 млрд.
Stripe помогает бизнесу и пользователям обрабатывать онлайн-платежи. Среди его клиентов – компании Google, Slack, Zoom, Netflix и Amazon.
За время существования Stripe привлек $2,2 млрд. Среди его инвесторов, как звездные фонды Sequoia Capital, Baillie Gifford и General Catalyst, так и ангелы Питер Тиль, Макс Левчин и Илон Маск.
Основные конкуренты Stripe на мировом финтех-рынке – американские PayPal и Block (бывший Square). Они отличаются тем, что Block фокусируется на расчетах в магазинах, а PayPal – на создании онлайн-счетов и переводе платежей.
У Stripe другая модель – он сосредотачивает внимание на создании удобного для разработчиков кода, который можно добавить на сайт для обработки платежей.
Полный запуск Stripe в Украине требует минимум два-три года, ведь компании нужно будет интегрироваться в платежную, финансовую и юридическую экосистему Украины, говорит Максим Козенко, технический директор платежной системы Fondy. Она обрабатывает платежи для Uklon, Glovo, Helen Marlen.
В настоящее время Stripe доступен в 47 странах, преимущественно в Европе и Северной Америке. Ближайшие к нам страны Балтии и Польша. Украинскому предпринимателю он ускорит выход на глобальные маркетплейсы и откроет возможность получения платежей более чем в 135 валютах.
Чтобы Stripe пришел в Украину, нужно, прежде всего, иметь соответствующий объем онлайн-бизнеса, а также потенциал для роста, говорит Ростислав Дюк, председатель правления Украинской ассоциации финтех-компаний.
В 2021 году Stripe обработал транзакций на $640 млрд, а его выручка выросла на 70% и составила $7,4 млрд. Украинцы в 2020 году потратили в интернете более $3,5 млрд, свидетельствуют данные исследования EVO. «Гиганты типа Stripe не заходят на лужайку, где нет потенциала для роста», – говорит Елена Соседка, основательница финтех-экосистемы Concord Fintech Solutions.
Stripe может решить «исконную проблему украинского онлайн-бизнеса» – международные платежи, говорит Козенко. По его словам, это сложная процедура, поскольку конвертация и перевод валюты из одной юрисдикции в другую является зоной особого контроля НБУ и ГФС.
«Вы не можете избежать принудительной конвертации иностранных платежей в гривну, если у вас компания открыта в Украине, поскольку действует ограничение валютного контроля НБУ, – жалуется он. – Ни один банк в Украине до сих пор не принимает платежи American Express и Discover, популярных платежных систем у покупателей из США». Как украинские предприниматели решают эти проблемы?
Единственный вариант от самого Stripe – регистрация юридического лица посредством программы Stripe Atlas. Она позволяет стартапам открыть компанию в США и принимать туда платежи за одноразовую оплату в $500 и осуществляет дальнейшее обслуживание налоговых расходов. Это доступно и украинцам. Также можно регистрировать юридические лица в других юрисдикциях (Великобритания, Эстония) или пользоваться сервисами-конкурентами: глобальные платежи организует Paymentwall, 2Checkout, Skrill.
Stripe лучше из-за большего доверия со стороны банков, надежности и скорости платежей, а также доступа к собственной экосистеме. Кроме софта для обработки денежных переводов, у Stripe есть и другие сервисы: возможность создать собственную онлайн-кассу, чтобы принимать платежи в физических магазинах, услуги по кредитованию и эмиссии карт, а также сервис предупреждения онлайн-мошенничества. Во время войны Stripe также отменил комиссию для сайта Ukraine Take Shelter, помогающего беженцам из Украины найти жилье за рубежом.
По сравнению с украинскими конкурентами у Stripe более дорогие сервисы. Он взимает 2,9% комиссии при оплате картой в интернете и 2,7% за проведение платежей в магазинах. То есть за одну интернет-транзакцию на сумму $100 Stripe зарабатывает около $3. Комиссия за конвертацию валюты для иностранных карт это еще 1%.
У украинского Fondy комиссия 2,4% для бизнеса с выручкой до 500 000 грн в месяц и 2,3% – для тех, кто зарабатывает больше. За три квартала 2021 года выручка компании составила более 239 млн грн. В LiqPay от ПриватБанка комиссия около 2,2%.
Пока на сайте Stripe среди стран, где проходит закрытое тестирование, есть только Гибралтар, Индонезия, Филиппины, Лихтенштейн и Тайланд. Не за горами и Украина, уверяют в Минцифре. «Нам удалось достучаться до руководства и сейчас мы ждем внутреннего решения компании о том, что они готовы заходить в Украину, – говорит Борянков. – Мы работаем на опережение и предоставляем им даже больше информации еще до того, как они просят».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.