Государственная налоговая служба взялась за провайдеров фиксированного интернета, которые используют упрощенную систему налогообложения и структурируют бизнес через ФЛП. Причина – из-за такой оптимизации государство может недополучать 3 млрд грн налогов ежегодно. Десятки провайдеров получили письма с уведомлением перейти на общую систему налогообложения. Реально ли это сделать и почему такая инициатива возмутила часть рынка?
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
В конце июля провайдеры фиксированного интернета получили письма от Государственной налоговой службы (ГНС), что они не имеют права работать по упрощенной системе налогообложения. В распоряжении Forbes есть десяток таких писем к компаниям из семи областей. Некоторые получили решение ГНС о полном снятии их с упрощенной системы.
Запрет работать на упрощенке появился 1 января 2022 года. В мае 2024-го ГНС поставила дедлайн провайдерам: перейти на общую систему налогообложения до 20 сентября, иначе регистрацию компании аннулируют. Таким образом, налог для провайдеров поднимется с 5% на оборот до 18% от прибыли и 20% НДС.
«Из-за существования упрощенной системы налогообложения при предоставлении услуг по доступу к сети Интернет государство теряет более 3 млрд грн в год», – написал 31 июля в колонке на «Главкоме» глава финансового комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев.
Это происходит на фоне июльского анонса правительства о самом масштабном во время войны поднятии налогов.
Что этот ход налоговиков может означать для рынка фиксированного интернета в Украине и как он устроен?
Почему Налоговая хочет «закрыть» упрощенку для провайдеров
На украинском рынке работает 3883 компании, предоставляющие доступ к фиксированному интернету, по данным телеком-регулятора НКЭК на июнь 2024-го.
«35% абонентов и 33% рынка фиксированного интернета в деньгах – на ФЛП», – подсчитывает коммерческий директор второго по размеру провайдера «Укртелеком» Игорь Яремчук.
Упрощенную систему налогообложения, то есть форму ФЛП, используют не только непосредственно малые игроки рынка, такие как региональные провайдеры, но и некоторые крупные компании, делающие это для оптимизации налогов, утверждает Яремчук. «Они держат цены на уровне рынка, но получают более высокую норму доходности», – объясняет он.
Компании создают целый ряд юридических лиц по упрощенной системе налогообложения или привлекают ФЛП для предоставления услуг, написал в колонке Гетманцев. В отчетности телеком-регулятору НКЭК, которому все игроки рынка обязаны представлять отчеты о количестве абонентов, имеется около 5000 ФЛП, каждый из которых обслуживает по 1000-3000 абонентов.
«Известный оператор «Т», предлагающий телевидение и интернет и имеющий более 320 000 абонентов. На самом деле, это сеть, в которую входит 288 субъектов хозяйствования. Другой провайдер «Л», обслуживающий более 210 000 абонентов, де-факто состоит из 80 «упрощенцев», – пишет Гетманцев. По всей вероятности, он намекает на компании Triolan и Lanet.
Forbes подметил эту аномалию при подготовке подборки провайдеров фиксированного интернета. В ней нет Triolan, поскольку ни одно из его юрлиц не подало отчетность НКЭК. Также компания не ответила на запрос Forbes о количестве клиентов.
Lanet имеет около 49 000 подключенных линий (на 99% совпадает с количеством домохозяйств), согласно отчету телеком-регулятора. Однако на сайте компании говорится, что она обслуживает 250 000 абонентов.
Другие примеры: одесский Tenet имеет 36 000 подключенных линий, но по запросу Forbes сообщил о более чем 200 000 клиентов, HomeNet имеет около 3500 подключенных линий, а сообщил о 100 000.
Как это влияет на рынок
«Малые и даже крупные игроки по упрощенной системе налогообложения имеют неравные конкурентные условия, скрываясь за рядом ФЛП, и минимизируют налоги», – объясняет менеджер одной из компаний на рынке.
По его словам, на «белых» игроков ложится ответственность вкладывать средства в «обеспечение связью во время блэкаутов», «интернет во время войны», «преодоление цифрового разрыва между городом и селом» и другие проекты.
Из более 3000 провайдеров только 897 отметили капитальные инвестиции в сферу телекоммуникаций, согласно отчетности телеком-регулятора на четвертый квартал 2023-го. Из них 582 отчитались о капитальных инвестициях менее 1000 грн за 2023 год.
«Более 66% всех капитальных инвестиций обеспечили несколько интернет-провайдеров, принадлежащих к «белой» части рынка», – говорит менеджер.
«Такое «дробление» позволяет подобным компаниям обходить законодательные требования, например, по блокированию российских ресурсов или обеспечению энергостойкости объектов критической инфраструктуры», – говорит менеджер одной из компаний на рынке.
Ситуацию обострили длительные июльские блэкауты. «Белых» игроков немного, поэтому государство вынужденно увеличивает требования к ним о предоставлении услуг во время войны и обесточивании сетей, говорил тогда менеджер провайдера фиксированного интернета на условиях анонимности из-за чувствительности темы.
Речь идет о решении Национального центра оперативно-технического управления сетями телекоммуникаций (НЦУ), которое обязывает провайдеров до 1 декабря 2024-го оборудовать 95% своей сети генераторами и аккумуляторами, которые должны обеспечить бесперебойную работу домашнего интернета в течение 72 часов.
«Государство не может проконтролировать провайдера из топ-10 с абонбазой более 200 000 пользователей, который может принимать плату за услуги на счета с 40 или 80 ФЛП», – говорил опрашиваемый менеджер.
Другой аргумент – привлечение инвестиций. «Любой сознательный инвестор, желающий что-то купить на этом рынке, будет проводить due diligence. И что он увидит? Конгломераты ФЛП под одной ТМ, которые в ряде случаев даже не имеют соответствующего вида деятельности в перечне, а имеют парикмахерские услуги?» – возмущается собеседник.
Кто пострадает больше всего
Одна из компаний, получившая письмо от Налоговой – херсонский провайдер Brox, в котором работают пять человек и обслуживают 2600-2800 абонентов, отмечает владелец Иван Лукин. «Звонили и предлагали перейти на общую систему, иначе будут штрафы», – говорит он.
На упрощенной системе провайдеры платят 5% налогов от оборота. Налоговая требует, чтобы они перешли на общую систему и платили 18% прибыли и 20% НДС.
«Бизнес не платит НДС из собственного кармана. Провайдеры либо потеряют 20% выручки, либо поднимут тарифы», – уверяет налоговый консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса Александра Томашевская.
Основания для перевода с упрощенной системы
Налоговый кодекс не запрещает работать по упрощенной системе компаниям с КВЭД 61.10, которые используются провайдерами фиксированного интернета. Однако кодекс запрещает это тем, кто производит техническое обслуживание и эксплуатацию сетей.
С 1 января 2022-го вступил в силу принятый в 2020 году закон «Об электронных коммуникациях». Согласно ему, все компании, предоставляющие услуги связи, технически обслуживают и эксплуатируют сеть.
«Когда мы начнем делать амортизацию сети и оборудования после увеличения налогов, это выведет нашу прибыль в ноль», – говорит директор магазина провайдера Elite-Line Николай Кучерук.
Дополнительно провайдерам придется увеличить штат бухгалтеров и юристов, говорит Кучерук. «Чтобы покрыть эти административные расходы, маленькие игроки вынуждены будут поднять свои тарифы, – добавляет он. – Здесь они будут проигрывать крупным провайдерам, имеющим большие штаты бухгалтеров и возможность демпинговать».
В настоящее время в его компании работает один бухгалтер и 12 специалистов по обслуживанию сетей. О том, что придется повышать тарифы, говорит Лукин из Brox. «И так сейчас все тратим на восстановление линий», – добавляет он.
Не только провайдеры могут работать как сеть ФЛП, отрицает Томашевская. «Так работают компании и в ритейле, и в ресторанном бизнесе, но взялись почему-то за провайдеров», – рассуждает она. Какой выход?
Маленькие провайдеры могут работать как ООО на общей системе налогообложения и не платить НДС, если их выручка – менее 1 млн грн в год, говорит она. «Можно открыть два-три ООО и разделить абонентов между ними, например, по территориальному признаку», – добавляет она.
Впрочем, полностью уравнять условия для всех игроков рынка можно, изменив правила предоставления телекомуслуг, считает бывший глава ИнАУ Александр Глущенко. «Например, чтобы большое количество ФЛП не могло предоставлять услуги под одним брендом», – объясняет он.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.