В результате отзыва банковской лицензии Айбокс Банка пять дней не работала одна из крупнейших терминальных сетей Украины IBox. Как она возобновила работу, как будет строить сотрудничество с сетью monobank и какая связь розовых терминалов и проблемного банка
7 марта Национальный банк сообщил, что ликвидирует Айбокс Банк, который, по утверждению СБУ и Бюро экономической безопасности (БЭБ), способствовал игорному бизнесу в уклонении от уплаты налогов. Теневая прибыль банка от якобы незаконных финансовых операций ежегодно составила более 2,5 млрд грн, говорится в сообщении СБУ.
Айбокс Банк занимался еще и процессингом транзакций большой сети терминалов IBox. Она насчитывает почти 9000 устройств по всей Украине и имела ежемесячно 6,8 млн клиентов. Через известные розовые терминалы, в частности, можно без комиссии пополнять карты monobank и оплачивать различные услуги. После отзыва лицензии банка сеть IBox сразу перестала работать. Исчезла и возможность пополнять mono.
Через пять дней терминалы снова заработали. IBox заключила договор с другим партнером – финкомпанией City24, рассказал Forbes на правах анонимности один из банкиров. В IBox подтвердили эту информацию. City24 имеет свою платежную систему и более 10 000 терминалов. При этом в публичном сообщении IBox подчеркнули, что их юрлицо – ООО «Метапей» – и АО «Айбокс Банк» не является владельцем сети терминалов.
Что связывает два «Айбокса» – банк и терминалы, и как работает этот бизнес?
В чем обвиняют Айбокс Банк?
(нажимность "читать больше")
Владельцы Айбокс Банка – Владимир Дробот (73,92% акций) и Алена Шевцова (24,98% акций). Шевцова известна как CEO fintech-компании LeoGaming и платежной системы LEO. Также она занимала должность главы наблюдательного совета Айбокс Банка. 27 февраля Шевцова подала заявление об уходе с этой должности с 9 марта, указано в сообщении банка в SMIDA.
Национальный банк отозвал лицензию Айбокс Банка из-за систематических нарушений в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и распространения оружия. Как объяснили у регулятора, банк ненадлежащим образом осуществлял проверку рискованных клиентов, оказывавших услуги по организации и проведению соревнований (турниров) по спортивному покеру.
За период с 21 февраля по 1 декабря 2022 года семь юрлиц получили более 3,5 млрд грн на счета в Айбокс Банке за предоставление услуг, в частности, по организации и проведению соревнований по киберспорту и спортивному покеру, отмечено в решении Нацбанка. Эти компании были созданы только в 2022 году и имели признаки связанности. Сайты этих компаний созданы в дни открытия счетов в банке, и сразу на них заходили миллионы гривен. При этом у компаний не было расходов или какой-либо информации о проведении рекламных мероприятий по привлечению участников турниров.
Ранее НБУ на заседании временной следственной комиссии Верховной Рады сообщал, что в схемах по мискодингу азартных игр задействованы девять банков, в том числе государственный. В частности, НБУ оштрафовал государственный Укргазбанк на 64,6 млн. грн за нарушения в сфере финансового мониторинга. Якобы игорный бизнес выводил в тень 10–12 млрд грн оборота в месяц (по оценкам участников игорного рынка, весь объем индустрии составляет около 7 млрд грн в месяц).
8 марта в офисе банка проводили обыск СБУ совместно с Бюро экономической безопасности (БЭБ). «Следствием установлено, что объем переведенных через банк средств составил почти 20 млрд гривен, из которых не уплачено ориентировочно 400 млн грн налогов», – отмечается в сообщении БЭБ.
В последние два года НБУ неоднократно применял различные меры влияния к Айбокс Банку – штрафы, остановка некоторых операций, отстранение должностных лиц, письменные предупреждения. Так, в сентябре 2021 года регулятор наложил штраф в размере 10 млн грн за нарушение финмониторинга, а связанную с ним компанию «Леогейминг Пэй» оштрафовали почти на 550 000 грн. Правда, эти штрафы акционеры впоследствии обжаловали в судах.
Заработать на комиссионных
Терминалы IBox принимали 12–15 млрд грн в месяц пополнения наших карт, написал сразу после блокировки сети соучредитель monobank Олег Гороховский, чей банк не строил собственную сеть терминалов.
Кроме mono, IВox сотрудничал с большинством украинских банков и десятками сервисов. Среди основных: А-Банк, ПУМБ, Глобус Банк, Идея Банк, Moneyveo, Credit Plus, LeoGaming и другие.
После остановки IBox возможность пополнения карт mono без комиссии появилась у City24 и EasyPay. Последняя – крупнейшая сеть Украины из более чем 18 000 платежных терминалов, говорит Forbes основатель EasyPay Алексей Авраменко. «Мы подключили monobank за один день, – рассказал Авраменко, – как только договорились о коммерческих условиях сотрудничества».
Чтобы возобновить бизнес, IBox нужно было заключить новое соглашение с другим банком-партнером.
Компания вела переговоры с несколькими финучреждениями, сообщили в IBox, не указав, с какими именно. Но эта процедура потребовала больше времени и разрешения НБУ. Поэтому IBox заключил соглашение с финкомпанией City24, имеющей собственную платежную систему.
Заключение прямого агентского договора с IBox рассматривает и monobank. «Отправили заявку на регистрацию договора в НБУ, ждем ответа», – рассказал в письменном комментарии Forbes Гороховский. Сотрудничать с сетью на аутсорсе выгодно, поскольку это не требует постоянных инвестиций и усилий банка, говорит он. «Но риск остановки платежей заставляет решать этот вопрос теперь по-другому», – добавляет Гороховский.
Есть ли возможность того, что monobank приобретет сеть терминалов IBox? Гороховский не ответил на этот вопрос Forbes. «Время покажет», – лаконично говорит операционный директор IBox Дмитрий Хоменко.
Один терминал стоит примерно $2000–3000 в зависимости от его состояния, говорит Авраменко из EasyPay. Только на покупку «железа» нужно потратить $18–25 млн.
Как можно заработать на терминалах? В пресс-службе IBox отказались называть Forbes оборот сети, но говорят, что большинство партнеров имеют прямые договоры с нулевой комиссией для клиента. Ориентировочно банки платят 1% комиссии за пополнение наличными карт в платежных терминалах, чтобы для клиентов комиссии не было, говорит основатель EasyPay Алексей Авраменко. То есть только комиссионные от monobank могли составлять 120–150 млн грн в месяц.
Доход зависит от количества терминалов и качества их расположения, говорит Алена Шевцова, совладелица Айбокс Банка, проводившего процессинг сети IBox. По ее словам, после начала войны выросли расходы на инкассацию, а тариф на безналичный зачисление средств через Нацбанк составляет 0,25% от суммы.
EasyPay при 8 млн ежемесячных транзакций имеет 6 млрд грн оборота. Авраменко утверждает, что его сеть генерирует прибыль.
Что общего у двух «Айбоксов»
Могут быть связаны Айбокс Банк и компания IBox (ООО «Метапей») через владельцев?
«Из-за созвучных названий начали распространять утверждение, что наши терминалы были в собственности АО «Айбокс Банк», – написали в ответ на запрос Forbes в IBox. – Мы отрицаем эту информацию».
То же говорят и в Айбокс Банке. Его совладелица Алена Шевцова рассказала Forbes, что не имеет акционерного участия в компании ООО «Метапей».
Опрошенные Forbes на правах анонимности два топ-менеджера платежных систем и три банковских топа говорят, что ничего не знают о том, есть ли общие собственники в банке и сети терминалов. «Только слухи, подтверждений нет», – сказал один из них.
Компания платежных терминалов iBox возникла в 2006 году, а сотрудничать с Айбокс Банком начала в 2016 году. Тогдашний владелец сети терминалов IBox Евгений Березовский был даже назначен главой правления банка.
В 2020 году издание Delo.ua писало, что партнером Березовского и еще одним совладельцем сети является президент украинского Альфа-Банка Александр Луканов. В письменном комментарии Forbes Луканов отрицает это и сообщил, что был одним из кредиторов.
Березовский имел долю 6,12% в Айбокс Банке, которую в марте 2020 года продал из-за долгов, сообщало издание FinClub. «Сейчас не имею ни фактического, ни юридического отношения к IBox и ООО «Метапей», – ответил в письменном комментарии Forbes Березовский.
Евгений Березовский больше не является бенефициаром компании, добавляет операционный директор IBox Дмитрий Хоменко. Конечных бенефициаров IBox раскрыть по запросу Forbes отказался.
Компания ООО «Метапей», по данным аналитической системы YouControl, была зарегистрирована в июне 2022 года. Владелицей 100% компании указана Татьяна Жигурская, которая также зарегистрирована как директор ООО «Диджиталпей». Четыре собеседника Forbes по банковскому рынку не слышали ничего об этом лице. До «Метапей» оператор сети IВox принадлежал ООО «Пейбокс». Конечный бенефициар компании – Людмила Стоянова, о которой также мало информации.
В своем релизе Бюро экономической безопасности упоминало «сеть терминалов самообслуживания», которые были задействованы в операциях игрового бизнеса и за которые лишили лицензии Айбокс Банк. Еще одна деталь. Согласно статистике НБУ, больше всего наличных в процентах к чистым активам было именно в Айбокс Банке – почти 30%, подсчитал ассоциированный эксперт в CASE Украина Евгений Дубогрыз.
IBox пытается дистанцироваться от проблемного «тезка». Хотя в недавнем интервью УНИАН Шевцова упоминает о сети как неотъемлемой части ее банковского бизнеса. «Ежечасно через банк осуществляется примерно 10 000 сделок, – говорит совладелица Айбокс Банка. – Также у нас есть развитая терминальная сеть – вторая после ПриватБанка». Она отметила, что «до 24 февраля мы постоянно расширяли линейку услуг, доступных в терминальной сети IBox». Представители банка в своих коммуникациях часто упоминали терминальную сеть и размещали совместные партнерские материалы в СМИ.
Официальных оснований для того, чтобы сеть терминалов IBox попала в ликвидационную массу вместе с банком, нет, говорит директор межбанковской ассоциации членов платежных систем ЕМА Александр Карпов. «Айбокс Банк только предоставлял услугу процессинга нашим терминалам, – говорится в ответе компании для Forbes. – После инкассации компания засчитала средства клиентов на счета партнеров».
Наш банк работал со всей терминальной сетью Украины, говорит совладелица Айбокс Банка Шевцова. «Поэтому ФГВФЛ не имеет отношения ни к одному из наших партнерских договоров с терминальными сетями», – добавляет она.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.