Восемь экономистов мирового уровня, среди которых Кеннет Рогофф, Юрий Городниченко, Барри Айхенгрин и Сергей Гуриев, написали пролог к украинскому «Плану Маршалла» – «Очерк об восстановлении Украины». На 36 страницах авторы изложили основные принципы, на которых должно основываться будущее восстановление страны после разрушений, вызванных нападением России.
Кто и как должен управлять и координировать восстановление, как правильно расставить приоритеты и каких ошибок послевоенной реконструкции других стран следует избежать? Forbes публикует краткий перевод документа.
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
Из-за войны Украина уже потеряла не менее 30–50% производственных мощностей, преимущественно на востоке страны. Треть сельхозкультур не были посеяны. 94 корабля с агропродукцией на экспорт заблокированы в Черном море россиянами. Только 1% украинских компаний до сих пор не понесли ущерб в результате военных действий.
Восстановление послевоенной Украины будет иметь больше общего с возрождением Европы после Второй мировой войны, чем с восстановлением стран, пострадавших от более современных войн, например Афганистана.
Основная черта – государственные институты продолжают работать, страна обладает высокообразованной рабочей силой, а около 80% беженцев, вероятно, вернутся после завершения горячей фазы войны. Дополнительное существенное отличие от стран Ближнего Востока, Африки и Центральной Азии – перспектива членства в ЕС. Вряд ли это произойдет в ближайшее время, но Украина может рассчитывать на существенную поддержку Европы на этом пути.
Объем вероятной международной помощи на реконструкцию может достигать от €200 млрд до €500 млрд.
Кто авторы
(Чтобы открыть полный текст, нажмите «Читать больше»)
Торбьерн Беккер, Институт переходных экономик при Стокгольмской школе экономики. Доктор экономики, специалист по развивающимся рынкам. Работал старшим исследователем в МВФ.
Барри Айхенгрин, Университет Калифорнии – Беркли. Доктор экономики, профессор. Специалист по международной валютной системе. В 1990-х возглавлял группу советников при МВФ.
Юрий Городниченко, Университет Калифорнии – Беркли. Прикладной макроэкономист, соредактор Journal of Monetary Economics. Признавался лучшим молодым экономистом мира по версии RePEc.
Сергей Гуриев, парижская Школа политических наук Sciences Po. Российский экономист, в 2013-м эмигрировал во Францию. Экс-главный экономист ЕБРР. Член научного совета исследовательского института BRUEGEL (Бельгия).
Саймон Джонсон, Массачусетский технологический университет. Профессор. Экс-главный экономист МВФ. Специализируется на глобальной экономике. Входит в группу советников Congressional Budget Office.
Тимофей Милованов, Киевская школа экономики. Экс-министр экономики. Профессор Питтсбургского университета, внештатный советник главы Офиса президента Украины. Специализируется на теории игр.
Кеннет Рогофф, Гарвардский университет. Макроэкономист. Профессор экономики, член Национальной Академии наук США. Бывший главный экономист МВФ. Шахматный гроссмейстер.
Беатриче Ведер ди Мауро, Высшая школа международных и развития исследований. Швейцарский экономист, профессор. Специализируется на международной экономике и финансовых кризисах. Экс-советник канцлеров Германии Герхарда Шредера и Ангелы Меркель в составе Германского совета экономических экспертов.
Подготовка к Плану
План Маршалла для послевоенной Европы был создан слишком поздно – только через три года после установления окончательного мира на континенте.
Восстановление Украины должно состоять из четырех фаз, первая из которых уже должна начаться и включать подготовку к немедленному старту реконструкции после завершения боевых действий.
Одна из ключевых задач – поддержка бизнеса, переехавшего в другие регионы из прифронтовых зон. Для этого необходимы программы занятости для переселенцев, техническая помощь предпринимателям с финансами, логистикой и связью, а также создание специальных экономических зон в регионах глубокого тыла.
Отдельное направление – строительство дополнительного жилья (акцент на современных модульных конструкциях, такие дома потом можно будет приватизировать). Проблему дефицита жилищных условий послевоенная Европа решала 10 лет. Данный фактор существенно ограничивал развитие Восточной Германии после объединения с ФРГ, ведь сдерживал возвращение рабочей силы, прежде всего квалифицированной.
Международное агентство по восстановлению Украины
Уже на нынешней стадии необходимо мобилизовать международную поддержку для участия в первой фазе реконструкции. Ввиду сложности задач и большого количества источников помощи восстановление Украины должна координировать отдельная специально созданная международная структура. Похожие функции выполняла Администрация экономического сотрудничества (ECA), которая администрировала План Маршалла для Европы.
Это агентство должно быть аффилированным с ЕС (ECA было основано как самостоятельное агентство правительства США, но не как часть Госдепа) и иметь четкие сроки существования. Проекты с неопределенным периодом реализации, например Программа по облегчению и реабилитации ООН после Второй мировой войны или Трастовой фонд реконструкции Афганистана, были не слишком эффективными.
Агентство должно получить автономию в принятии решений. Например, предоставлять правительству финансирование без согласования с другими международными политиками и структурами или, наоборот, останавливать, как было в случае, когда ECA отозвало помощь для послевоенной Греции, которая использовала деньги не по назначению.
Важное условие – Украина является «владельцем реконструкции»: план восстановления (для начала пятилетний) разрабатывают местные власти, но при активной помощи агентству, в том числе с инвентаризацией убытков. Правительство финансирует часть расходов и формулирует заявки, утверждаемые агентством. К разработке плана следует привлекать местных специалистов: этого не было в Ираке, что явилось одной из причин провала программы восстановления.
Большую роль в восстановлении играет частный сектор: «План Маршалла» предполагает, что правительства могут продавать бизнесу сырье и другие товары, полученные в рамках внешней помощи. Эти средства направлялись на отдельный счет, их дальнейшее движение контролировало правительство США.
Приоритеты для экономики
Экономика вернется к нормальной жизни, но в некоторых аспектах правительству следует действовать иначе.
- После окончания войны НБУ вернется к инфляционному таргетированию и отпустит курс гривны. Вероятно, придется восстановить механизм долгосрочного рефинансирования банков по аналогии с запущенным в 2020 году во время коронакризиса. Вероятно, эти послабления будут сопровождаться девальвацией, и часть валютных ограничений останется, а колебания курса можно смягчать за счет резервов Нацбанка.
- Правительство может провести переговоры с кредиторами, чтобы снизить долговую нагрузку. После 2003 года Ирак получил резолюцию ООН, создавшую иммунитет от дефолта для правительства страны.
- Украине следует инвестировать в диверсификацию источников поставки энергоносителей. Например, увеличить пропускную способность газопроводов, связывающих Украину и ЕС, начать строительство терминалов сжиженного газа, отказаться от покупки ядерного топлива в России, восстанавливать/модернизировать нефтяные терминалы на Черном море.
- Блокада украинских портов Россией обнаружила уязвимость украинских торговых маршрутов. Украина должна иметь более устойчивую транспортную связь с ЕС (железная дорога, автобаны, трубопроводы, мосты). Прогресс можно ускорить с помощью концессий и совместных предприятий.
- Города Харьков, Мариуполь, Чернигов и другие нужно отстраивать полностью практически с нуля. Реконструкция должна основываться на новейших технологиях. Например, общественный транспорт должен состоять из электрических автобусов, модернизированных трамвайных линий и т.д.
- Во время реконструкции можно спланировать оптимальную сеть аэропортов: не нужно делать воздушное сообщение между городами, если скоростной поезд преодолевает это расстояние за три-четыре часа. Одновременно с ремонтом железнодорожных путей нужно строить новые колеи, пригодные для запуска скоростных поездов. Введение евроколеи может значительно расширить возможность использования железной дороги для экспорта украинских товаров в ЕС.
Борьба с коррупцией
Опыт внедрения Плана Маршалла свидетельствует, что даже в Италии, стране в то время с достаточно высоким уровнем коррупции удалось эффективно использовать международную помощь. Прежде всего благодаря высокому запросу общества на реконструкцию.
Важная задача – быстро привлечь иностранных инвесторов. Для этого понадобится система существенных стимулов. В частности, правительства и международные институты, например ЕИБ, ЕБРР, Всемирный банк могут субсидировать компании (снижение налогов, субсидированные кредиты, доступ к экспортно-импортным кредитам, страхование в связи с повышенным военным риском), которые инвестируют в Украину.
Для разрешения споров правительство и инвесторы могут временно воспользоваться правовым полем стран ЕС.
От Ирака и Кувейта до Польши и Германии. Примеры восстановлений в мире
(Чтобы открыть полный текст, нажмите «Читать больше»)
Объединение Германии обошлось в €2 трлн евро, в том числе в €300 млрд – на модернизацию инфраструктуры Восточной Германии. В первые годы после объединения доходы в восточной части быстро росли и приблизились к 70% доходов на западе. Однако впоследствии «сближение» прекратилось, и даже после 30 лет разрыв остается достаточно значительным.
Восстановление Афганистана. Только правительство США израсходовало $145 млрд. Реконструкция страдала от нереалистичных графиков, коррупции, слабого надзора и планирования, проблем с персоналом, невовлеченности местных граждан и проблем безопасности.
Восстановление Ирака. Международная коалиция потратила около $220 млрд. Программа не была успешной, в том числе из-за слабой координации (если не соперничества) между донорами.
Восстановление Кувейта. Страна (2,2 млн человек) полагалась на собственные ресурсы. Программу восстановления завершили через год, потому что ущерб оказался не таким значительным. Главные послевоенные расходы: компенсации за операцию «Буря в пустыне», высокие оборонные расходы, которые остались надолго, и безнадежные кредиты в экономике (правительство купило весь кредитный портфель иракских банков примерно за $20 млрд). Ирак выплатил более $50 млрд репараций.
Посткоммунистическая Польша. Восстановлению помогало не только прямое финансирование из фондов ЕС, но и ожидание ускоренного роста страны. В первые 15 лет после вхождения в ЕС Польша получила более 160 млрд евро финансирования, которое некоторые называли своего рода «Планом Маршалла» для Польши. С 2003-го по 2017-й ВВП страны на душу населения вырос более чем на 80%.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.