Сталь, ожидающая отправки в одесском порту. /Getty Images
Категория
Деньги
Дата

Следом за зерном. Украина хочет разблокировать морской экспорт металлов и руд. Сколько бизнес сможет заработать на этом

3 хв читання

Сталь, ожидающая отправки в одесском порту. Фото Getty Images

Украина возобновила экспорт зерна из самых крупных морских портов. Это позволит увеличить валютные поступления, как минимум, на $1 млрд в месяц. Разблокировка экспорта металла и руды может увеличить эту цифру еще на $600 млн.

Украина рассчитывает, что соглашение о разблокировании портов для экспорта продовольствия может быть распространено на металл. Оно может быть образцом для других товаров, заявил в комментарии заместитель министра экономики Украины – торговый представитель Украины Тарас Качка.

«Это соглашение о логистике, о движении судов через Черное море», – сказал он. «В чем разница между зерном и железной рудой?» – задал риторический вопрос Тарас Качка.

В 2021 году Украина экспортировала металла и руды на $21,1 млрд. Это 30,9% всего украинского экспорта в 2021 году.

Из-за блокирования морских портов Украина резко сократила экспорт металла на 47,3%, до $3,22 млрд. По итогам 2022 года продажи металлургов могут упасть в 3–6 раз, до $3,6–7,2 млрд, рассказывал ранее Forbes бывший аналитик Concorde. Capital Дмитрий Хорошун.

До войны через порты Одессы и Николаева украинский бизнес вывозил более 85% чёрных металлов и 70% железной руды. «Лишь незначительная доля шла в ЕС по железной дороге», – говорит директор киевского представительства «АрселорМиттал Кривой Рог» Владимир Ткаченко.

Сейчас весь экспорт «АрселорМиттал Кривой Рог» идет по железной дороге через западную границу, которая перегружена из-за отсутствия альтернативных путей. Переходы способны пропускать не более 1900 вагонов в сутки, в то время как экспортные мощности страны нуждаются, как минимум, в 3400 вагонах в сутки, говорит президент «Укрметаллургпрома» Александр Каленков. Из-за очередей время доставки продукции увеличилось в три, а кое-где и в шесть раз, рассказывают в пресс-службе группы «Метинвест» Рината Ахметова и Вадима Новинского.

Переориентация привела к значительному увеличению затрат на логистику. К примеру, стоимость транспортировки продукции Interpipe Виктора Пинчука выросла в 2,5–3,5 раза от украинского завода до клиента, рассказывал в интервью Forbes CEO Interpipe Андрей Коротков. «В довоенное время затраты на логистику занимали 3-4% в себестоимости продукции, а сейчас они увеличились по меньшей мере в 2,5 раза», – говорил он.

Еще больше роста у «Метинвеста» и «АрселорМиттал Кривой Рог». К примеру, переориентация на железнодорожные переходы в Западной Украине увеличила стоимость логистики «Метинвеста» втрое, сообщили Forbes в пресс-службе группы. После начала войны расходы на логистику в структуре себестоимости нашей металлопродукции выросли в пять раз в долларовом эквиваленте, добавляет Владимир Ткаченко из «АрселорМиттал Кривой Рог».

«Новая логистика убивает нашу конкурентоспособность», – говорит он. После войны «АрселорМиттал Кривой Рог» потерял свои основные рынки сбыта в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Компании невыгодно поставлять туда продукцию через европейские порты. Сейчас «АрселорМиттал Кривой Рог» продает свою продукцию почти исключительно на украинский рынок и рынки стран ЕС, говорит Владимир Ткаченко.

Что осталось от металлургического бизнеса Рината Ахметова /Getty Images

Что осталось от металлургического бизнеса Рината Ахметова

Два крупнейших металлургических завода «Метинвест» – «Азовсталь» и ММК имени Ильича – находятся во временно оккупированном Мариуполе. Российские войска уничтожили 95% домов города. Степень повреждений ММК имени Ильича и «Азовстали» неизвестна.

В 2021 году они произвели 8,6 млн т стали, или 90% всей стали группы. На эти заводы приходилось 40% всего довоенного производства металлопродукции. В целом металлургический сектор обеспечивал около 80% доходов «Метинвеста».

Война и утрата этих активов существенно ударили по капитализации. В преддверии российского вторжения Forbes оценивал «Метинвест» в $11,4 млрд. Текущая оценка почти в четыре раза ниже – $3 млрд. Она позволяет «Метинвесту» оставаться самой дорогой частной компанией страны.

Сколько Украина может заработать на разблокировке экспорта металлургии

Если будут разблокированы крупнейшие морские порты Украины для экспорта металлопродукции, то в течение следующих нескольких месяцев можно будет увеличить производство вдвое от тех объемов, которые есть сейчас, говорит Владимир Ткаченко. «Группа «Метинвест» настроена на возврат к максимально возможной загрузке наших предприятий», – отметили в ее пресс-службе. Разблокировка портов может создать необходимые условия для этого, добавляют там.

Восстановление морского экспорта металла и руды обеспечит приток в страну дополнительно более $600 млн в месяц, подсчитал президент «Укрметаллургпрома» (объединяет предприятия ГМК) Александр Каленков. Также это будет способствовать стабилизации курса гривны и позволит удерживать валютный коридор в пределах 33–36 грн/$, по предварительным расчетам «Укрметаллургпрома».

Правда, металлургам будет сложно резко увеличить производство. Например, нужно договориться по импорту коксующегося угля, который требуется для производства металлопродукции, говорит Владимир Ткаченко. А для этого также нужно разблокировать порты, поскольку Украина может импортировать уголь морем от традиционных экспортеров – США, Австралии, Южной Африки, рассказывает он.

Кроме того, на работу металлургов оказывает большое влияние война. Регионы, где размещены основные мощности по добыче руды и производству металла, географически близки к линии фронта и постоянно находятся под риском обстрелов со стороны «рашистов», напоминает Александр Каленков.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд