Украина возобновила экспорт зерна из самых крупных морских портов. Это позволит увеличить валютные поступления, как минимум, на $1 млрд в месяц. Разблокировка экспорта металла и руды может увеличить эту цифру еще на $600 млн.
Форум «Енергія бізнесу» у Києві вже 9 жовтня
Бізнес будує нову енергореальність, забезпечуючи незалежність в умовах блекаутів. 9 жовтня на форумі «Енергія бізнесу» обговоримо технології та інвестиції, що змінюють правила гри на енергоринку. Дізнайтеся, як адаптувати бізнес до майбутніх енергетичних викликів, за посиланням.
Украина рассчитывает, что соглашение о разблокировании портов для экспорта продовольствия может быть распространено на металл. Оно может быть образцом для других товаров, заявил в комментарии заместитель министра экономики Украины – торговый представитель Украины Тарас Качка.
«Это соглашение о логистике, о движении судов через Черное море», – сказал он. «В чем разница между зерном и железной рудой?» – задал риторический вопрос Тарас Качка.
В 2021 году Украина экспортировала металла и руды на $21,1 млрд. Это 30,9% всего украинского экспорта в 2021 году.
Из-за блокирования морских портов Украина резко сократила экспорт металла на 47,3%, до $3,22 млрд. По итогам 2022 года продажи металлургов могут упасть в 3–6 раз, до $3,6–7,2 млрд, рассказывал ранее Forbes бывший аналитик Concorde. Capital Дмитрий Хорошун.
До войны через порты Одессы и Николаева украинский бизнес вывозил более 85% чёрных металлов и 70% железной руды. «Лишь незначительная доля шла в ЕС по железной дороге», – говорит директор киевского представительства «АрселорМиттал Кривой Рог» Владимир Ткаченко.
Сейчас весь экспорт «АрселорМиттал Кривой Рог» идет по железной дороге через западную границу, которая перегружена из-за отсутствия альтернативных путей. Переходы способны пропускать не более 1900 вагонов в сутки, в то время как экспортные мощности страны нуждаются, как минимум, в 3400 вагонах в сутки, говорит президент «Укрметаллургпрома» Александр Каленков. Из-за очередей время доставки продукции увеличилось в три, а кое-где и в шесть раз, рассказывают в пресс-службе группы «Метинвест» Рината Ахметова и Вадима Новинского.
Переориентация привела к значительному увеличению затрат на логистику. К примеру, стоимость транспортировки продукции Interpipe Виктора Пинчука выросла в 2,5–3,5 раза от украинского завода до клиента, рассказывал в интервью Forbes CEO Interpipe Андрей Коротков. «В довоенное время затраты на логистику занимали 3-4% в себестоимости продукции, а сейчас они увеличились по меньшей мере в 2,5 раза», – говорил он.
Еще больше роста у «Метинвеста» и «АрселорМиттал Кривой Рог». К примеру, переориентация на железнодорожные переходы в Западной Украине увеличила стоимость логистики «Метинвеста» втрое, сообщили Forbes в пресс-службе группы. После начала войны расходы на логистику в структуре себестоимости нашей металлопродукции выросли в пять раз в долларовом эквиваленте, добавляет Владимир Ткаченко из «АрселорМиттал Кривой Рог».
«Новая логистика убивает нашу конкурентоспособность», – говорит он. После войны «АрселорМиттал Кривой Рог» потерял свои основные рынки сбыта в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Компании невыгодно поставлять туда продукцию через европейские порты. Сейчас «АрселорМиттал Кривой Рог» продает свою продукцию почти исключительно на украинский рынок и рынки стран ЕС, говорит Владимир Ткаченко.
Что осталось от металлургического бизнеса Рината Ахметова
Два крупнейших металлургических завода «Метинвест» – «Азовсталь» и ММК имени Ильича – находятся во временно оккупированном Мариуполе. Российские войска уничтожили 95% домов города. Степень повреждений ММК имени Ильича и «Азовстали» неизвестна.
В 2021 году они произвели 8,6 млн т стали, или 90% всей стали группы. На эти заводы приходилось 40% всего довоенного производства металлопродукции. В целом металлургический сектор обеспечивал около 80% доходов «Метинвеста».
Война и утрата этих активов существенно ударили по капитализации. В преддверии российского вторжения Forbes оценивал «Метинвест» в $11,4 млрд. Текущая оценка почти в четыре раза ниже – $3 млрд. Она позволяет «Метинвесту» оставаться самой дорогой частной компанией страны.
Сколько Украина может заработать на разблокировке экспорта металлургии
Если будут разблокированы крупнейшие морские порты Украины для экспорта металлопродукции, то в течение следующих нескольких месяцев можно будет увеличить производство вдвое от тех объемов, которые есть сейчас, говорит Владимир Ткаченко. «Группа «Метинвест» настроена на возврат к максимально возможной загрузке наших предприятий», – отметили в ее пресс-службе. Разблокировка портов может создать необходимые условия для этого, добавляют там.
Восстановление морского экспорта металла и руды обеспечит приток в страну дополнительно более $600 млн в месяц, подсчитал президент «Укрметаллургпрома» (объединяет предприятия ГМК) Александр Каленков. Также это будет способствовать стабилизации курса гривны и позволит удерживать валютный коридор в пределах 33–36 грн/$, по предварительным расчетам «Укрметаллургпрома».
Правда, металлургам будет сложно резко увеличить производство. Например, нужно договориться по импорту коксующегося угля, который требуется для производства металлопродукции, говорит Владимир Ткаченко. А для этого также нужно разблокировать порты, поскольку Украина может импортировать уголь морем от традиционных экспортеров – США, Австралии, Южной Африки, рассказывает он.
Кроме того, на работу металлургов оказывает большое влияние война. Регионы, где размещены основные мощности по добыче руды и производству металла, географически близки к линии фронта и постоянно находятся под риском обстрелов со стороны «рашистов», напоминает Александр Каленков.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.