Александр Камышин, 38, возглавлял государственную «Укрзализныцю» с августа 2021 года. Стабилизировав компанию во время войны, он строил планы развития на два года вперед. В конце февраля Камышин внезапно подал в отставку. Что стоит за его увольнением, какой он покидает компанию и кто его заменит.
Вечером 27 февраля глава правления «Укрзализныци» Александр Камышин, 38, опубликовал в соцсетях, что вместе с вице-премьер-министром по восстановлению Александром Кубраковым принято решение о его отставке с позиции руководителя УЗ и назначении на новую позицию – главы Офиса «Укрзализныци» по евроинтеграции. Причин внезапного увольнения стороны не называли.
Forbes разбирался, что стоит за этим решением и кто возглавит УЗ после Камышина.
Инициатором увольнения примерно за две недели до его анонса выступил Александр Кубраков, 40, возглавляющий Министерство развития общин, территорий и инфраструктуры (УЗ в ведении правительства, но в сфере управления министерства Кубракова). Кубраков попросил Камышина написать заявление, говорит собеседник Forbes в Офисе президента. «Это была инициатива Кубракова, в ОП были удивлены и недовольны, – говорит он. – Но президент согласовал увольнение».
За последний год Кубраков существенно усилил свое влияние. До войны как глава «Укравтодора», а затем и как министр, он был одним из ключевых менеджеров президентской программы «Большое строительство». Осенью 2022-го фамилия Кубраков и нынешнего главы «Нафтогаза Украины» Алексея Чернышева были в шорт-листах потенциальных кандидатов на замену Дениса Шмыгаля в кресле премьер-министра. Тогда ротацию в Кабмине отложили из-за сложного отопительного сезона.
В декабре Верховная Рада назначила Кубракова вице-премьер-министром – министром инфраструктуры и регионального развития. Как руководитель мегаминистерства Кубраков сконцентрировал в своих руках послевоенное восстановление страны. Речь идет о потенциальном контроле над распределением €500–600 млрд. Именно во столько обойдется послевоенное восстановление страны, по расчетам Всемирного банка, пишет австрийская Die Presse.
Сам Камышин не планировал уходить в отставку. В интервью Forbes накануне увольнения он рассказывал, что планирует работать по крайней мере до 2024 года, и подробно расписывал программы увеличения количества поездов в ЕС, электрификацию путей и переход на двухлетнее планирование инвестиций.
Причины, по которым Кубраков внезапно решил убрать Камышина из кресла СЕО УЗ и отправить его в ссылку в офис по евроинтеграции «Укрзализныци», неизвестны. Forbes затруднился получить комментарий министра. Замминистра Александра Азархина не ответила на телефонные звонки и сообщения в WhatsApp. В УЗ не стали официально комментировать причины увольнения.
Forbes поговорил почти с десятком политиков и чиновников, причастных к УЗ, Офису президента или министерству Кубракова. Пока никто точно не знает, что именно заставило Кубракова требовать увольнения главы УЗ. Версии колеблются от «НАБУ готовит подозрение Камышину, и его уволили, чтобы не подставляться» до «Кубраков убирает потенциальных конкурентов в борьбе за власть».
Кризисный менеджер
2020 год УЗ окончила с убытком в 12 млрд грн при выручке 75,2 млрд грн и долгах в 34 млрд. У компании возникли трудности с обслуживанием кредитов. В августе 2021-го секретарь СНБО Алексей Данилов назвал ситуацию в госкомпании угрожающей национальной безопасности.
Возглавить «Укрзализныцю» тогда предложили Кубракову, отказавшемуся в пользу своего советника Камышина. С августа 2021 по март 2022 года Камышин исполнял обязанности руководителя компании. В марте правительство заключило с ним четырехлетний контракт.
«Одним из условий было то, что он согласится уйти в отставку, если его попросят», – говорит на условиях анонимности собеседник в руководстве УЗ.
Кто такой Камышин
Крупнейший актив Камышина – аграрная компания Grano Group с земельным банком в 10 000 га. Он также владеет через фонд Fortior Capital медиакомпанией Latifundist Media (выручка в 2021-м – примерно $1 млн, по данным компании) и еще несколькими небольшими фондами и компаниями. С 2012 по 2019 год работал инвестиционным менеджером в группе SCM Рината Ахметова, где отвечал за транспортное направление (был членом наблюдательного совета «Лемтранса» и «Портинвеста»). Из-за эскаэмовского бэкграунда, предполагавшего конфликт интересов, его назначение в УЗ вызвало шквал критики. Но старые связи не помешали Камышину осуществить повышение грузовых тарифов, противоречившее интересам бывшего работодателя.
Времени на раскачку не было. До войны главным KPI Камышина был положительный финансовый результат УЗ. Уже через шесть дней во главе госкомпании он впервые поднял тарифы на грузовые перевозки. Дальше были еще два этапа повышений.
Для бизнеса железная дорога – почти безальтернативный перевозчик, во время войны она обеспечила до 50% украинского экспорта. Для железной дороги грузовые перевозки – основной источник дохода.
Больше всего от повышения тарифов пострадали аграрии и металлурги (в первую очередь «Метинвест» Рината Ахметова, на долю его предприятий приходилось почти 30% всех грузов УЗ).
Ранее, когда «Укрзализныця» пыталась поднять тарифы, в ее адрес звучало много критики со стороны бизнеса. «Как только начинали работать над повышением тарифов, сразу медиагруппа [«Украина» Рината Ахметова] выпускала критичные материалы, активизировались ЛОМы и т. д.», – говорил в конце 2022-го экс-министр инфраструктуры Владислав Криклий. Камышин в середине февраля в интервью Forbes рассказывал, что смог повысить тарифы, наладив диалог с бизнесом. «УЗ показывает рынку расчеты, объясняет, зачем нужно поднимать тарифы, – говорит он. – Бизнес начал нам доверять».
«Бизнес перестал разговаривать с руководством УЗ как с подчиненными, «выкручивая руки», начали говорить на равных», – говорит на условиях анонимности топ-менеджер логистической компании.
В 2022 году госкомпания вошла с прибылью 460 млн грн. Выручка от грузовых перевозок выросла на 11,2%, до 72 млрд грн, а от пассажирских – на 50,7%, до 6,2 млрд грн, EBITDA подскочила почти на 43%, до 14,5 млрд грн. Почти полмиллиардная прибыль по итогам прошлого года у экспертов Центра изучения железнодорожного транспорта вызвала ироническую улыбку: мол, очень творчески посчитали.
На 2022 год Камышин строил более амбициозные планы. Компания должна была получить 1,7 млрд грн чистой прибыли при выручке 102 млрд грн.
Война сместила приоритеты. Первые 100 дней войны УЗ на 100% была занята выполнением государственной функции, говорит Камышин. Первоочередной задачей компании стала бесплатная эвакуация миллионов украинцев. «Во время войны финансовые результаты, бизнес-задачи имеют гораздо меньшеий вес, чем государственные», – говорит он.
Война стоила «Укрзализныце» до 3 млрд грн ежемесячно. По итогам года УЗ получила 11 млрд грн чистого убытка. А на 2023 год финплан прогнозирует 20,2 млрд грн убытков. При амбициозной инвестиционной программе на 50 млрд грн.
Кто вместо Камышина
Временно будет исполнять обязанности главы правления компании Евгений Лященко, член правления «Укрзализныци», пишет в Facebook член правления компании Орест Лагунов.
«Кубраков считает, что Лященко справится лучше Камышина», – говорит собеседник в руководстве УЗ. Он рассказывает, что Камышин предложил четыре кандидатуры преемников, Кубраков сразу выбрал Лященко.
В правлении УЗ Лященко отвечал за кадровые и финансовые вопросы. Он, как и Камышин, выходец из СКМ, бизнес-империи Ахметова. С 2012 года работал финансовым директором Медиа Группы Украина, а с 1 июля 2014 года был назначен директором медиахолдинга. С октября 2021 года был назначен в правление УЗ.
Среди первоочередных задач Лященко – завершение разделения «Укрзализныци» на четыре компании: пассажирские, грузовые перевозки, инфраструктура, ремонтная база, говорит Олег Журавлев, входивший в наблюдательный совет УЗ в 2019–2021 годах. «Этот процесс должен был быть завершен до 1 января 2023 года и весь 2022 год компания должна была им заниматься, однако началась война», – говорит Журавлев.
Журавлев не ожидает, что перед новым руководством будет стоять задача сделать компанию вновь прибыльной. «Сейчас УЗ еще больше выполняет социальную функцию, поэтому о доходах речь не идет», – добавляет Журавлев.
Одним из главных достижений команды Камышина была интеграция УЗ с европейскими железными дорогами, говорит Юрий Скичко, директор аграрной компании «Гермес-Трейдинг». «Его преемник должен это продолжать», – говорит он.
В интервью Forbes Камышин рассказывал, что в плане на 2024 год достройка узкоколейки до Львова и запуск прямого поезда Варшава – Львов через Раву-Русскую.
Собеседник из руководства УЗ рассказал, что Камышин настойчиво попросил все руководство компании оставаться на своих должностях. В настоящее время весь руководящий состав остается. Также, по его словам, большинство из восьми членов правления УЗ не удовлетворены отставкой Камышина и пытаются «все переиграть». «Но Камышин четко сказал, что если он подпишет заявление, то уже 100% не вернется», – говорит собеседник.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.