Алена Гудкова построила проект «Кураж», изменивший фестивальную и благотворительную сферу. Он уходит на паузу. Какие уроки вынесла Гудкова и что будет дальше
Категория
Лидерство
Дата

Алена Гудкова построила проект «Кураж», изменивший фестивальную и благотворительную сферу. Он уходит на паузу. Какие уроки вынесла Гудкова и что будет дальше

Алена Гудкова построила проект «Кураж», изменивший фестивальную и благотворительную сферу.

Последний «Кураж» пройдет на киевской ВДНХ в выходные 16–17 октября. «Мы разрешим себе все, что когда-то запрещали», – говорит основательница «Куража» Алена Гудкова. Команда превратит 19-й павильон ВДНХ в парк аттракционов с обзорным колесом, автодромом, звездной барахолкой и быстрыми свадьбами. 

«Кураж» пережил карантин, сократив количество планируемых фестивалей больше чем в два раза. Но в сентябре 2021-го стало известно: проект закрывается. На месте павильона «Куража» на ВДНХ будет построен Президентский университет, обучение в котором должно начаться в 2023 году. Альтернативной локации у фестиваля пока нет.  

Какие планы у «Куража» дальше, как проект изменил фестивальную и благотворительную сферу и чему научил команду, Алена Гудкова рассказала в интервью Forbes. 

Что случилось? Почему «Кураж» уходит на паузу?

На месте нашего 19-го павильона и в этом районе ВДНХ будет строиться Президентский университет. У них большие амбициозные планы. Наш павильон попал в кластер, где будет проходить застройка – и это основная причина, почему мы останавливаем здесь деятельность. 

О планах возвести Президентский университет на территории нашего павильона мы узнали летом 2021-го. Тогда они не были подтверждены финально. Наверняка все стало понятно в начале осени. 

Вариант искать другое помещение сложный для нас. Формат, в котором мы существовали на ВДНХ, был создан специально под это помещение. 19-й павильон превратился в наш дом, и такой же фестиваль в другом месте мог бы стать лишь жалкой копией. «Кураж» зависит от помещения, мы вплетаемся в свою локацию. Поэтому на ВДНХ было настолько круче, чем на арт-заводе «Платформа», где мы были одним из гостевых мероприятий. Чтобы делать «Кураж» на новом месте, нужна классная локация и полностью адаптированный под нее формат. 

Для формата, в котором «Кураж» существовал, это финал. Таким, каким он был здесь, он уже не будет нигде. Возможно, однажды мы вернемся в другом формате в другом месте. Мы взяли паузу, чтобы подумать об этом. Но торопиться и делать что-то в горячке – не мой подход. 

Как вы сами себя чувствуете? Какие эмоции вызывает закрытие проекта?

Мне сейчас непросто, у меня двойственные ощущения. Каждый раз, когда я представляю себе, как буду говорить последнее слово команде, как буду закрывать площадку, как ко мне будут подходить люди и благодарить за «Кураж», возникает чувство тревоги. Это сложно, потому что «Кураж» – огромная часть моей жизни. 

Несмотря на это, я понимаю: мы в идеальной ситуации, чтобы закрыться. Мы – любимчики. Мы не умираем, потому что нас разлюбили, мы вынуждены сделать эту паузу. Закрытие проекта происходит на пике развития и любви к нам людей. И если бы я представляла себе, как мы закончимся, хотела бы, чтобы окончание было таким. «Кураж» легендарно жил и легендарно уходит.

Каким будет финальный «Кураж»?

У нас грандиозные планы. Ностальгия и желание круто отпраздновать привели к тому, что мы решили разрешить себе все, что когда-то запрещали. Будет все – за рамками любых правил. Мы готовим классическую вечеринку на день рождения с метафаном и звездами, сильно изменим павильон и вложим много денег в визуальный и музыкальный перформанс. У нас будет настоящий Луна-парк с аттракционами и огромным обзорным колесом. 

Как эволюционировал проект с первого фестиваля по настоящий момент? 

«Кураж» начался семь лет назад как барахолка The New Old, которой я занималась параллельно с основной работой. По сути, барахолка была моим хобби. С переездом на арт-завод «Платформа» мы превратились в ежемесячное городское мероприятие. Это стало началом систематизации, построения бизнес-процессов внутри большого предприятия и учебы по созданию мероприятий. На тот момент я уже 12 лет работала в ивентах, но «Кураж» изменил все и перевернул с ног на голову. 

На «Платформе» случилось несколько событий, которые превратили нас в действительно масштабный ивент: например, приезд Элтона Джона и выступление Децла. Мы стали эмоциональной олдскульной тусовкой. С арт-заводом «Платформа» у нас были гибридные отношения: они дали нам возможность реализовываться, пока мы были стартап-ивентом. Полноценная предпринимательская деятельность началась уже с переездом на ВДНХ. Здесь мы постоянно сталкивались с факапами: то прохудилась крыша, то вода льется отовсюду, то взорвалась труба. 

За три года в 19-м павильоне мы прошли сумасшедшую школу жизни. Было бы здорово отработать плотнее, но пандемия все же испортила наши планы. Сейчас нас воспринимают как семейное городское событие с вечеринками с самого утра. Это – формат, который нравился нам как команде и который мы решили внедрить в жизнь семей. В какой-то момент, оказавшись в прошлом году на «Кураже» с сыном, я поняла, что не хочу тусоваться без него. Поэтому мы освоили дневные вечеринки с электронной музыкой – до того, как они начали появляться на других мероприятиях. 

Проект «Будь любым» принес золотую победу в Effie.

Проект «Будь любым» принес золотую победу в Effie.

«Кураж» на ВДНХ.

«Кураж» на ВДНХ.

«Кураж» на ВДНХ.

«Кураж» на ВДНХ.

«Кураж» на ВДНХ.

«Кураж» на ВДНХ.

«Кураж» на ВДНХ.

«Кураж» на ВДНХ.

«Кураж» на ВДНХ.

«Кураж» на ВДНХ.

«Кураж» на ВДНХ.

«Кураж» на ВДНХ.

«Кураж» на ВДНХ.

«Кураж» на ВДНХ.

Алена Гудкова (слева) построила проект «Кураж». /Фото из личного архива

Алена Гудкова (слева) построила проект «Кураж». Фото из личного архива

Предыдущий слайд
Следующий слайд

Кураж ассоциируют с философией «Будь любым». Как она появилась и сформировалась? 

В конце 2015 года я поехала на Бали и увидела в ресторане семью с мальчиком с инвалидностью. Он был красиво одет и ел вместе со своими родными. Никто этого не стеснялся и не удивлялся. Я подумала: «Почему такого нет в моей стране?» Мне хотелось создать классное модное мероприятие, куда ходили бы все, в том числе и люди с инвалидностью. Поэтому с февраля 2016 года вход на «Кураж» для них стал бесплатным. 

В начале 2016 года мы выиграли место в КАМА на реализацию коммуникационной стратегии. Несколько групп студентов предложили идеи по нашему брифу. Среди них было много крутых, и одна из них – слоган «Будь любым». Никто еще не описывал нашу основную идею так коротко, четко и понятно. Мне кажется, вокруг этой фразы сформировалось целое сообщество. 

Что вы сделали первыми в фестивальной сфере? Какие тренды запустил «Кураж»?

60–70% нашей аудитории приходит к нам постоянно, раз в месяц, чтобы провести время вместе. Мы превратили мероприятие в сообщество. Сама форма существования и функционирования ивента мне тоже кажется инновационной. 

Мне бы хотелось верить, что мы первыми сделали мультигостевое мероприятие. Обычно ивенты делятся на категории: мероприятия для мам с детьми, для тусовщиков, для спортсменов, для детей, для пожилых людей. Мы создали одно мероприятие, где круто разным людям. Сделали бесплатным вход для беременных, пенсионеров, ветеранов АТО, людей с инвалидностью и детей, чтобы мотивировать их приходить и тусоваться. Мы задали глобальный тренд инклюзивности и доступности. Наше мероприятие – для всех. 

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

Проект «Будь любым» принес золотую победу в Effie. Мы стали первым не рекламным агентством, которое его получило, и эта философия стала фундаментальной для «Куража». Нам доверяют очень разные люди. Свобода быть собой, возможность не стесняться, понимание, что тебя не осудят – главное изменение. Какая наша аудитория, кто наше лицо? Невозможно понять. У нас здесь пенсионеры из фонда «Жизнелюб», Гарик Корогодский, мамы с младенцами, ребята с инвалидностью, хипстеры, травести-дивы. Все приходят сюда, чтобы ни на кого не обращать внимания. Нет никакого фильтра вроде: «Я туда не пойду, там все слишком модные». Идешь на «Кураж»? Да приходи хоть в мусорном пакете. 

Недавно я провела опрос «Что для вас «Кураж». Люди отвечали, что здесь они чувствуют себя живыми и свободными. Писали, что могут надеть на «Кураж» свое самое идиотское платье и получить миллиард комплиментов. Быть причастной к этому очень важно. 

Когда муж посоветовал мне сделать барахолку полноценной работой, я боялась, что это покажется обманом. Это могло бы выглядеть так, будто я сначала поднялась на благотворительности, а потом начала просить деньги за билеты. Поэтому переход в системную благотворительность стал для меня вопросом личной репутации.

Когда муж посоветовал мне сделать барахолку полноценной работой, я боялась, что это покажется обманом. Это могло бы выглядеть так, будто я сначала поднялась на благотворительности, а потом начала просить деньги за билеты. Поэтому переход в системную благотворительность стал для меня вопросом личной репутации.

Важная часть «Куража» – благотворительная составляющая. Как она устроена? 

Мы сделали благотворительность модной. «Кураж» был благотворительным с первой барахолки The New Old на Воздвиженке. Отдавая весь заработок на благотворительность, за год мы собрали больше миллиона гривен. Когда муж посоветовал мне сделать барахолку полноценной работой, я боялась, что это покажется обманом. Это могло бы выглядеть так, будто я сначала поднялась на благотворительности, а потом начала просить деньги за билеты. Поэтому переход в системную благотворительность стал для меня вопросом личной репутации. 

На «Кураже» мы отдаем деньги на благотворительные проекты из прибыли. Самая большая сумма, которую собрали за год – около 3 млн гривен. У нас осталась одна благотворительная барахолка в год, и с каждого «Куража» мы выплачиваем еще часть. Она разная из года в год в зависимости от прибыли: меняются внешние условия, стоимость аренды, модель бизнеса, и зафиксировать одну часть было сложно. Мы не смогли бы всегда отдавать, например, 50%, начали бы тонуть. Сейчас, в непростые финансовые времена, мы продолжаем благотворительные инициативы и в 2021 собрали уже почти миллион. 

В этом году мы поддерживаем ментальное здоровье и параллельно запустили проект Opportunity Corner в коллаборации с Ксенией Шнайдер. Мы хотели собрать 250 тысяч на оборудование для Киевского профессионального колледжа прикладных наук. Более 60 лет там обучают людей с нарушениями слуха. У них установлено оборудование из 50-х годов, на нем невозможно работать. Собрать в рамках проекта полную сумму не получилось. В итоге «Кураж» просто выплатил всю сумму из прибыли и вышел в ноль. Для нас благотворительность – дело чести. 

Как «Кураж» изменил вас в личностном и в профессиональном плане? 

Главный результат «Куража» и работы на «Кураже» – я не боюсь его закрытия. Навыки, которые я приобрела, настолько ценны, что я могу прийти на любое предприятие и настроить там процессы. Мне это дается легко. 

Я всегда была хорошим организатором мероприятий, но сейчас могу построить любую команду и управлять большим количеством процессов. Мой фокус – кризисный менеджмент, потому что «Кураж» – один сплошной кризис. Всегда происходит что-то такое, что нужно выруливать, и на выруливание у тебя есть месяц. Я прошла серьезную школу как предприниматель и научилась отличать подделку от оригинала в плане профессионалов. 

Раньше я была человеком на высоком адреналине, не прощала ошибок себе и другим. Была на постоянных нервах и стремилась выжать все по максимуму. За последние два года я приобрела уверенность в себе как в профессионале и поняла: все мое будет моим, а к промахам надо относиться легче. Стремительный перфекционизм делает из тебя больного, нервного, дерганого человека, с которым страшно и небезопасно рядом находиться. Я видела это в себе и в других людях. 

Я построила потрясающую команду. Это мои дети, которых я за руку проводила через разные ситуации и проблемы. Сейчас они выдают такие результаты, что в операционных задачах мне больше делать нечего. А самое большое вознаграждение – люди, с которыми я соприкоснулась благодаря нашим идее, фокусу и миссии. Я познакомилась с лучшими людьми города, страны и мира.

В какой-то момент, оказавшись в прошлом году на «Кураже» с сыном, я поняла, что не хочу тусоваться без него. Поэтому мы освоили дневные вечеринки с электронной музыкой – до того, как они начали появляться на других мероприятиях. /Фото из личного архива

В какой-то момент, оказавшись в прошлом году на «Кураже» с сыном, я поняла, что не хочу тусоваться без него. Поэтому мы освоили дневные вечеринки с электронной музыкой – до того, как они начали появляться на других мероприятиях. Фото из личного архива

Что будет дальше с «Куражом» и с командой? Есть ли уже какие-то планы? 

Мне часто пишут и предлагают сделать «Кураж» в Казахстане, Кыргызстане, Беларуси, России, США. Я не хочу. «Кураж» – мои привычки, которые стали философией команды. Мне важно, чтобы сотрудники совпадали со мной по ценностям. Чтобы собрать таких людей рядом, должно пройти время. Я не работаю лишь бы с кем. У меня не получится просто приехать в другую страну и сделать мероприятие вместе с ивент-агентством. А если чуваки плюются? Если они гомофобы? Мы однажды отказались сотрудничать с крутыми в своей сфере ребятами, потому что по их соцсетям поняли, что они гомофобы. 

Чем сложнее ситуация, тем больше нужно расслабиться. Сейчас я чувствую себя, как ребенок в магазине игрушек, которому говорят: «Выбирай что угодно». Это очень сложно! Вариантов развития «Куража» много: новое помещение, новая локация, один большой фестиваль в году, с этой командой или с другой. Я ухожу в хороших обстоятельствах, в дружеских отношениях со всеми и желаю удачи ВДНХ и всем, кто будет здесь после нас. Я не считаю, что нас подставили. Все идет своим чередом и происходит так, как должно.

Пришло время для переосмысления. Мы выросли, нам здесь уже тесновато, мы хотим нового масштаба и новых смыслов. Для меня ключевой будет свобода. Я вряд ли войду в партнерство или превращу «Кураж» в гостевое мероприятие. Хочу расслабиться, отпустить все и посмотреть по сторонам. У меня назначено более 50 встреч с разными людьми, чье мнение для меня важно. Я в поиске идеальных помещения, людей и формата. Мне важно или сделать что-то «сверх», или не делать вообще. У меня нет дедлайна – думаю, пауза в год ничего не изменит в отношении к нам. На такой срок перерыва я и рассчитываю. Года или полугода мне должно хватить, чтобы понять, чего я хочу.

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

Топ-100 частных компаний | Лучшие города для бизнеса