Категория
Жизнь
Дата

Креативность полезна для бизнеса. Вот шесть способов прокачать способность к творчеству на основе исследований

Основатель Apple Стив Джобс регулярно проводил мозговые штурмы во время ходьбы. А долгая прогулка – его любимый способ провести серьезный разговор. /Фото Getty Images

Основатель Apple Стив Джобс регулярно проводил мозговые штурмы во время ходьбы. А долгая прогулка – его любимый способ провести серьезный разговор. Фото Getty Images

Времена пандемии и неопределенности созданы для креатива, пишет в блоге креативный стратег и доктор наук Натали Никсон. «Креативность – невероятно практичная вещь, которая имеет решающее значение для выживания. Мы должны проявить творческий подход именно сейчас», – убеждена Никсон

В 2017 году консалтинговая компания McKinsey & Company разработала Award Creativity Score. Это индекс, основанный на результатах премии за лучшую рекламу и креативные коммуникации «Каннские Львы». Оказалось, что компании с наиболее творческим подходом добились лучших результатов по финансовым показателям и рейтингу инноваций McKinsey. Креативные компании превосходят конкурентов по ключевым показателям эффективности бизнеса – включая рост доходов, долю на рынке и привлечение талантов, демонстрирует исследование 2014 года Adobe и Forrester Consulting.

LinkedIn назвал креативность одним из самых востребованных мягких навыков 2021 года. Согласно исследованию McKinsey & Company, этот же навык попал в перечень тех, которых больше всего не хватает наемным работникам. Хорошие новости: креативности можно научиться. Forbes собрал исследования и научные статьи, которые помогут сделать это.

Больше ходите

Основатель Apple Стив Джобс регулярно проводил мозговые штурмы во время ходьбы. А долгая прогулка – его любимый способ провести серьезный разговор. Исследователи одобряют такой подход. При ходьбе идей появляется вдвое больше, чем во время сидения.

«Ходьба не превратит вас в Микеланджело, но поможет на начальных этапах творчества», – говорит исследовательница Мэрили Опецо из Стэнфордского университета. Со своим коллегой Даниэлем Шварцем она обнаружила, что креативность повышается во время прогулки и не снижается, когда люди после нее садятся. Креативные идеи одинаково возникают и на беговой дорожке в помещении, и на свежем воздухе. «Не каждая рабочая задача должна выполняться при одновременной ходьбе, но требующие свежего взгляда или новых идей выиграют от этого», – говорит Опецо.

Нейрохирург Рахул Джандиал в своей книге «Нейрофитнес» описывает эксперимент психолога Дэвида Страйера, который предложил 30 мужчинам и 26 женщинам пройти тест на креативность. Половина группы делала это перед туристическим походом, другая – после. Результаты второй группы оказались на 50% лучше.

Примите душ

К 72% людей самые лучшие идеи приходят в душе, утверждает исследователь когнитивных процессов Скотт Барри Кауфман. С чем это связано? Теплый душ расслабляет. Это вызывает повышение уровней нейромедиатора дофамина. Последний является важным компонентом для творческого процесса – чем больше его выделяется, тем креативнее мы являемся, говорит нейбиологиня Элис Флаэрти.

Пребывание в душе создает «инкубационный период» для созревания идеи. «Намыливание и мытье головы шампунем не требуют много внимания, поэтому мы больше занимаемся свободными ассоциациями. Это важно для инноваций», – уверен доцент нейробиологии университета Гуэлфа в Канаде Марк Фенске.

Медитируйте

Руководители Google, Goldman Sachs и Medtronic уверены: майндфулнесс-медитация не только полезна для уменьшения стресса, но и может улучшить творческие способности. Они даже внедрили ее в компаниях для своих сотрудников, пишет Harvard Business Review.

Украинские компании тоже привыкают к майндфулнесс-практикам. В офисе IT-компании EVO сеансы медитации появились благодаря предложениям сотрудников. А СЕО Yakaboo Иван Богдан рассказал Forbes, что медитация стала его средством борьбы со стрессом.

Для увеличения креативности достаточно медитировать 10–12 минут, доказали исследователи университета Erasmus в Роттердаме. Они поделили 129 студентов на три группы и попросили их предложить как можно больше бизнес-идей для использования дронов. Перед брейнштормом одна группа медитировала 10 минут, другая приняла участие в 10-минутной подделке медитационного упражнения, третья – немедленно начала мозговой штурм. Каждая из групп предложила примерно одинаковое количество вариантов выполнения задания. Но люди, которые медитировали, предлагали идеи в более широком диапазоне тем.

Материалы по теме

Изучите еще один язык

Знания иностранного языка и креативность связаны, убедились исследователи Мешхедского университета имени Фердоуси. 120 иранских учеников выполнили тест Торренса, с помощью которого определяют уровень креативности по показателям скорости, детализированности, оригинальности и гибкости мышления. 60 из них на протяжении шести лет изучали английский, другая половина владела только родным языком. Результаты участников первой группы были лучше по всем четырем возможностям мышления.

Изучение иностранного языка улучшает способность к планированию, когнитивной гибкости и работе памяти. Креативность во многом зависит от мощности этих функций. Если вы хотите получить пользу для мозга от изучения иностранного языка, важно, чтобы он существенно отличался от родного. «Знать русский и украинский – хорошо, но украинский и французский – лучше», – рассказала Forbes биолог Ольга Маслова.

Вспоминайте сны

Запоминание и запись своих снов в дневник повышает креативные навыки, заметили колумбийские ученые. В исследовании от 2016 года 125 участников прошли тест Торренса, после чего их разделили на две группы. Первая каждый день вспоминала и записывала свои сны, вторая фиксировала яркие воспоминания прошедшего дня. Через 27 дней участники еще раз сдали тест Торренса. Креативность увеличилась только у первой группы.

Исследователи пришли к выводу, что повышенное осознание сновидений наращивает креативность благодаря «ослаблению» стереотипного мышления, характерного для обыденного состояния сознания.

Создайте ограничения

Попытайтесь в следующие 30 секунд придумать детскую игру. Выдумали? Это было легко или сложно? А теперь за это же время придумайте игру, где есть цветок и стремянка. «Для большинства сгенерировать идею второй игры легче. Обязательные элементы «стремянка» и «цветок» помогают сузить бесконечное количество вариантов. Нам становится легче разработать набор параметров», – объясняет профессор нейронауки и бизнеса Моран Серф в интервью Business Insider.

Мозгу легче соединять шаблоны в новые идеи, чем генерировать контент из воздуха. Поэтому, когда просят придумать креативную идею, можно создать для себя случайное ограничение – решить, что она должна начинаться с буквы «ф» или стоить меньше $40.

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

30 до 30 | Квартал 95, лидер "Большого строительства"