Сегодня неделя, как не стало основателя и CEO коммуникационного агентства Postmen Ярослава Ведмидя. 10 февраля он скончался от остановки сердца. Postmen под его руководством дважды становилась коммуникационным агентством года в Украине. Forbes Ukraine попросил друга Ярослава и литературного критика Евгения Стасиневича рассказать, каким он был человеком
Мы познакомились с Ярославом осенью 2019 года. Вернее, нас познакомила его жена Елена. Переоценить ее роль в этой истории и вообще в жизни создателя Postmen невозможно. Поводом стали книги и желание, чтобы их в повседневной жизни было больше, а их чтение стало более осмысленным.
Речь шла о частном книжном клубе. Для меня это был достаточно новый опыт, но тогда у нас получилось. И получалось в течение многих лет. В это время мы оба странной любовью полюбили американского писателя Кормака Маккарти. Ярика особенно задел «Кровавый меридиан»: алчный и по-черному поэтический роман.
Кстати, эта симпатия тоже неплохо характеризует Ярослава: он любил реальные неистовства, по-своему был зависим от них. Но в этих безумиях должна быть красота. Определенная тонкость.
Не менее ярко характеризует его и тот факт, что замысел он решил масштабировать: литературный кружок распространился по всему Postmen. Раз в месяц мы читали важную мировую или украинскую книгу, а затем два часа ее обсуждали. И продолжим это делать. И в память о Ярославе и потому, что это очень «постменовская» история: прокачивать в себе очень разные стороны.
Воздействие на культуру
Но и это еще не конец, если говорить о перерастании начальных границ. Поскольку разговоров о более широком культурном круге было немало и на литкружках, и в личных разговорах, это привело к еще более активному сотрудничеству: Ярослав захотел вывести агентство на территорию крупных выставочных проектов, а я смог серьезнее подойти к собственной кураторской ипостаси.
Так среди пандемии и центра Киева – зимой 2021-го и в сотрудничестве с Павлом Гудимовым и Министерством культуры – реализовалась юбилейная выставка «Леся Украинка: 150 имен». По-моему, важный раздел в украинских практиках изменения отношения к нашим классикам.
В конце того года с нами случился еще один общий проект – «Земля: невероятная Украина» как последний аккорд государственных празднований 30-летия независимости. Учитывая тогдашние погодные условия и сопутствующие вызовы выставки-опыта под открытым небом, реализовывавшейся в модулях-контейнерах, это было сильно.
Наконец – юбилейный художественный гранд-проект «Мир Сковороды», посвященный 300-летию главного украинского мыслителя. Где количество вызовов и форс-мажоров стало максимальным: на монтаж мы заходили в конце осени 2022-го в блэкаутном и притихшем Киеве. Однако и здесь – фирменный почерк Ярослава – особых сомнений не было: на совещании в начале ноября, когда встал вопрос, вкручиваемся ли мы в эту историю, он слишком и не дебатировался. Конечно, продолжаем. И привезем поврежденную скульптуру Сковороды из обстрелянного музея в Сковородиновке.
Кажется, это было то самое-самое, что мы сделали вместе. Когда «свет свободы побеждал тьму».
Это если говорить о работе. Хотя дело в том, что Ярик не слишком разграничивал свою работу и остальную жизнь. Это давало ему дополнительное время на все планируемые и случайные безумия агентства, однако создавало понятные трудности.
Взрывная смесь из идеализма и прагматизма
Он невероятно быстро разгонялся и мог держать этот темп долго: это помогало ему и в спорте (марафоны, Ironman, UTMB вокруг Монблана и через Альпы). Но с торможением и отдыхом было гораздо сложнее. Здесь я всецело разделял его дискомфорты. Об этом мы говорили чуть ли не чаще, чем о книгах и работе.
Внутри Ярослава было немало странного, о разных его чертах много писали в последние дни в соцсетях. Меня особенно удивляла взрывная смесь из идеализма и прагматизма. Насколько стремительно он мог запрыгивать в самые неуверенные и амбициозные замыслы, вкладывая свое (силы, время, деньги) – и как не менее быстро мог переключаться на бизнес-логику.
Этот диапазон – одна из основ его обаяния для меня.
Летом Ярослав повозил фотографа мировой славы Стива Маккарри по деоккупированным областям: Черниговщина, Харьковщина. Изначально на него вышла также жена Ярослава – Елена. И еще одно «кстати»: страсть Ярчика к фотографиям и фотокнигам, особенно японским, была такой, что даже меня несколько увлекла. И по крайней мере, одно имя из его любимых фотографов я запомнил навсегда: Дайдо Морияма. Ярослав даже образовал производное слово для обозначения соответствующей стилистики: «мориямовщина».
После поездки с Маккарри Ярчик вернулся сильно подавленным. Война и прежде была неотъемлемой частью его ежедневных переживаний и наших разговоров. Однако после этого он решил действовать активнее: присоединился к митингам под КГГА с требованием выделять куда больше денег из городского бюджета на ВСУ, думал о создании кружка по сбору дронов, запустил кампанию «Миллион на дрон». И все равно был подавлен.
Все эти дни от 10 февраля, дня смерти Ярослава, думаю вот о чем: война и сопутствующие ей тяжкие реалии были тем фактором, который привел к тому, что его сердце вдруг остановилось. Посреди тренировки и такой безумной жизни. С десятками проектов, триатлоном, общественными нагрузками. Невероятно теплой семьей. Увлечениями (где и сады, и японский язык) и страстями (разнообразный спорт).
Железный человек на самом деле был хрупким. Усталым. Внутри трепетным.
Хочется окончить также книгами. Кроме Маккарри, Ярославу в свое время очень понравился историк Тони Джадт. Я радовался, потому что тоже ранее подпал под волшебство этого интеллектуала с твердыми морально-социальными убеждениями.
Когда Ярик добрался до ключевой монографии Джадта «После войны», мы говорили только о ней. О ее масштабе, видениях, кропотливой работе, исследовательской смелости, даже наглости. Почему? Ибо это было и о Ярославе тоже: там он увидел то, что было свойственно ему самому.
Хотя это можно было наблюдать только со стороны и дистанции, сам Ярик только искренне восхищался прочитанным. А потом принялся перечитывать книгу. На 900 страниц увеличенного формата мелким шрифтом. И перечитал. И хотел это сделать еще раз. И был агентом ее влияния среди знакомых: ведь и наше «после войны» наконец-то наступит, следует готовиться уже.
Драйв плюс любознательность плюс непоседливость умножить на эмпатию и категоричность. И взять в квадрат. Но и это лишь приблизительная формула, которой можно описать необычного Ярослава Ведмидя.
Одним из его любимых возгласов было «тыдыщ!». Именно такое впечатление он производил на людей. И произвел на меня.
Спасибо, Ярче. Спасибо за такого тебя. Это было незабываемо. Это так и остается.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.