Документальный фильм Оксаны Карпович «Мирные люди» показывает путешествие режиссера по прифронтовым и деоккупированным территориям Украины – Киевской, Николаевской и Харьковской областям. Видео сопровождается перехваченными разговорами российских военных с родными – так называемыми мирными людьми, которые шокируют своей жестокостью. Вот семь фактов о фильме, который режиссер называет документом дегуманизации российского общества.
Режиссер Оксана Карпович живет и работает между Киевом и Монреалем, рассказывает о ней сайт Международного фестиваля документального кино Docudays UA. Незадолго до начала полномасштабного вторжения Карпович вернулась в столицу Украины, чтобы работать над вторым полнометражным документальным фильмом.
В начале большой войны проект пришлось отложить. Карпович начала работу над «Мирными людьми» – нетрадиционным роуд-муви, объединяющим два параллельных мира – видео с деоккупированных территорий и записи перехваченных разговоров российских военных с близкими. Работа продолжалась почти два года – с апреля 2022-го по февраль 2024-го.
Мировая премьера ленты состоялась на Берлинале, где фильм получил специальную награду от экуменического жюри в секции Forum и специальное упоминание от жюри Amnesty International. Фильм уже посмотрели в США, Канаде, Аргентине и Гонконге. «У нас почти каждую неделю премьерные показы по миру», – говорит продюсер Дарья Бассель. В ближайшее время фильм покажут в Ирландии и Франции.
31 мая «Мирные люди» откроют Международный фестиваль документального кино о правах человека Docudays UA. Кинотеатральный прокат фильма в Украине начнется 29 августа.
«Этот фильм был мне нужен, – говорит Карпович. – Надеюсь, он так же будет нужен в Украине». Война закончится, но то, что звучит в перехваченных разговорах, должно остаться в истории навсегда, убеждена она.
Идея фильма – перехваченные разговоры
В начале вторжения Карпович начала работать местным продюсером международных медиа. «Мы работали в Киеве, после освобождения Киевской и Черниговской областей поехали в регионы», – вспоминает Карпович. Комендантский час длился довольно долго, и в свободное время она слушала перехваченные разговоры российских военных.
Этот материал стал главным толчком к фильму, остальное наслоилось потом, говорит Карпович.
31 час аудиозаписей
Карпович прослушивала перехваченные разговоры в течение двух месяцев. Все они есть в открытом доступе на онлайн-ресурсах украинских спецслужб, говорит продюсер Ольга Бесхмельницына. Их верифицировали международные и украинские журналисты, и все являются оригинальными записями, добавляет продюсер.
Всего у Карпович был 31 час аудиозаписей. «В эмоциональном аспекте тяжело их слушать, – говорит режиссер. – Особенно когда находишься в контакте с войной и за окном взрывы. Постичь разумом все, о чем они говорили, тоже очень трудно, но это и было целью».
В фильме нет насилия
В начале вторжения работа с журналистами давала Карпович вдохновение для создания фильма и доступ к местам преступлений российских военных. Но она понимала: новости очень поверхностны – они показывают один слой реальности, в основном сфокусировавшись на репрезентации насилия. Карпович решила создать антитезу новостям.
Режиссер показывает, что в основе преступлений россиян лежит многолетняя информационная подготовка. Например, «мирная» россиянка рассказывает родственнику на фронте о биолабораториях в Украине – постоянный нарратив российской пропаганды.
«Хотелось показать миру, что это не «война Путина», – говорит Карпович. – В ней участвуют десятки тысяч граждан России. Я поднимала вопрос их ответственности за происходящее».
С другой стороны, фильм показывает украинское сопротивление, рассказывает о гражданских. «Наши защитники – это вчерашние гражданские, которые не собирались быть военными, – говорит режиссер. – Поэтому мне важно показать, что происходит в наших городах, селах, как украинское население противостоит войне».
Фильм создали три страны
«Мирные люди» – копродукция Канады, Франции и Украины. Главным продюсером фильма является канадская компания Cosmos Films, а французским копродюсером – парижская компания Hutong Productions. Cosmos Films развивала проект с самого начала вместе с режиссером Оксаной Карпович и отвечала за основное финансирование и постпродакшен, объясняет Бассель.
Съемки проходили в Украине. Франция отвечала за монтаж и партнерство с общественным телеканалом Arte France. «Но все ключевые решения мы принимали вместе, – говорит Бесхмельницына. – В этом и суть копродукции, где благодаря сочетанию усилий большой команды создается мощный проект».
Самый дорогой этап – постпродакшен
Самым дорогим был монтажно-тонировочный период, говорит Бесхмельницына. В течение шести месяцев во Франции Карпович работала с французским режиссером монтажа Шарлотт Туррес. Подготовка к монтажу включала каталогизацию и перевод большого объема перехватов. Это была длительная, кропотливая и недешевая работа. Работы во Франции стоили €138 000.
Работу с цветокоррекцией и звуком провели в Канаде и частично в Украине. Кроме того, в фильме есть дорогие VFX-работы, рассказывает Бассель. В фильме есть сцена, снятая в украинском лагере для российских военнопленных. Изменить лицо российских военнопленных из-за юридических требований стоило 35 000 канадских долларов, говорит продюсер.
Общая сумма расходов на постпродакшен-работы в Канаде составила 140 000 канадских долларов.
Самый сложный этап – монтаж
Монтаж фильма для Карпович стал прежде всего интеллектуальным вызовом. Совместить два параллельных нарратива, которые склеиваются очень вольно и ассоциативно, – это хороший творческий челлендж, который требовал невероятной сфокусированности, вовлеченности и ежедневной работы, говорит режиссер.
Монтаж усложнял языковой аспект. С продюсерской командой Карпович общалась на английском, с монтажером – на французском, разговоры в фильме все на русском, а сама Карпович думает на украинском. «Работа на четырех языках каждый день – это очень сложно», – говорит режиссер.
Большой бюджет для украинского документального кино
Бюджет фильма составляет €611 000. Это достаточно много для украинского документального фильма, особенно в контексте рынка Восточной и Центральной Европы, говорит Бассель. Для Западной Европы и Канады такие расходы не считаются слишком высокими. «На европейских питчингах легко можно встретить проекты с бюджетами по €700 000–800 000», – объясняет продюсер.
10% бюджета фильма – вклад украинской стороны. Привлечь государственное финансирование возможности не было – в 2022 году Госкино не выделило средств на производство фильмов.
«Мы привлекли финансирование международных фондов, которые поддерживают именно украинских продюсеров, а также частично вложили свои гонорары в производство фильма», – говорит Бесхмельницына.
Поиск финансирования проходил довольно легко, вспоминает продюсер. Еще на этапе разработки «Мирных людей» очень одобрительно восприняли на международном рынке. Концепция фильма, актуальность, предыдущий опыта режиссера и продюсерской команды – все это убеждало международных партнеров.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.