С 9 мая на экране ожили культурные деятели Расстрелянного возрождения – Николай Хвылевой, Лесь Курбас, Владимир Сосюра, Павел Тычина, Михайль Семенко. Фильм «Дом «Слово». Бесконечный роман» Тараса Томенко вышел в прокат. Четыре мнения, почему картина достойна внимания.
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
После более чем 10-летней работы художественный фильм Тараса Томенко «Дом «Слово». Бесконечный роман» выходит во всеукраинский прокат. Идея родилась в 2013 году. Команда нашла продюсеров, но за неимением средств съемочный процесс остановили на три года. Фильм должен был выйти в прокат в ноябре 2022-го. Из-за полномасштабного вторжения планы воплотили в жизнь два года спустя.
Фильм Томенко – черно-белая драма о писателях эпохи Расстрелянного возрождения, основанная на реальных событиях. Лента рассказывает о кооперативном доме «Слово» в Харькове, который в 1927 году построили по приказу Сталина. Туда поселили выдающихся украинских писателей, а вместе с ними – неизвестного молодого автора Владимира Акимова, с появлением которого начинают разворачиваться странные события.
Почти весь реквизит команда создала самостоятельно, воспроизведя по архивным материалам более 1500 аутентичных деталей, говорится в данных кинодистрибьютора B&H. Над декорациями работал художник Шевкет Сейдаметов. У Геннадия Попенко, игравшего Михайля Семенко, была бабочка, которую носил сам поэт. Его подарила режиссеру харьковская писательница Светлана Климова.
В архивах творческая команда нашла материалы с реальными сценами спектаклей театра «Березиль», основанного Лесем Курбасом. Одна из мизансцен – музыкальное ревю «Алло, на волне 477» – воспроизведена в фильме. В сцене звучит песня «Харків, Харків, де твоє обличчя?» на стихи Майка Йогансена и музыку Юлия Мейтуса. Музыку к фильму написала композитор Алла Загайкевич.
Чем интересен «Дом «Слово». Бесконечный роман» и стоит ли его смотреть? Рассказывают Алла Загайкевич, маркетинг-директор Megogo Валерия Толочина, генеральный директор Театра им. Ивана Франко Евгений Нищук и руководитель 1+1 Production.Originals Аким Галимов.
Евгений Нищук, генеральный директор и художественный руководитель Театра им. Ивана Франко
Фильм рассказывает о важном периоде в истории Украины – художественном и литературном течении начала 30-х годов прошлого века. Это мощные имена – Хвылевой, Семенко, Кулиш, Курбас. Они бы уже давно показали миру Украину как современную, стильную и интересную страну. Но тех, кто не покорился [советскому режиму], расстреляли или довели до такого отчаяния, что они совершили самоубийство, как Николай Хвылевой.
Фильм показывает страшную тоталитарную машину, ломающую людей. Она давила и запугивала, поэтому люди совершали позорные поступки. Важно, что фильм выходит именно сейчас, во время борьбы против этой же тирании.
Лента сделана органически, актеры естественны в образах, структура сюжета четкая. Это хорошее кино, и я желаю ему успешного прокатного процесса.
Алла Загайкевич, композитор
Самая сильная сторона – это история фильма. Драматургия построена так, что зритель испытывает очень светлые эмоции – чувствует, насколько писатели и художники любили жизнь и какими невероятно открытыми были.
Музыка к фильму должна была выполнять несколько функций. В частности, соответствовать конкретной исторической ситуации, то есть концу 20-х – начала 30-х в Харькове. Для этого я обращалась к источникам: например, использовала партитуру композитора Юлия Мейтуса к спектаклю Леся Курбаса в Харькове «Алло, на волне 477». Она была частью экспозиции «Курбас: Новые миры» в «Мистецькому арсеналі», поэтому у меня был к ней доступ.
Авторская музыка должна была оказывать эмоциональную, драматическую поддержку. В фильме звучит запись камерного оркестра с составом музыкантов, с которыми я всегда работаю. Его костяк – это Игорь Завгородний, Андрей Павлов, Виктор Рекало, Назар Стець, Дмитрий Пашинский. Джаз 30-х в Харькове исполняет джазовый квинтет Денниса Аду.
Меня поразило, как мы во время просмотра воспринимали звучащую в фильме сирену. Все повторяется. Но здесь не будет ретравматизации. Наоборот. Этот фильм даст нам силы. Мы ощутим, что украинская культура неистребима, и будем иначе читать поэзию футуристов, символистов, модернистов.
Валерия Толочина, маркетинг-директор Megogo
Команде фильма «Дом «Слово» удалось избежать спекуляций на величии личностей и изобразить гениев как живых людей с настоящими эмоциями и недостатками. Такой подход сможет заинтересовать массовую аудиторию.
Во время просмотра я чувствовала, как важно объединиться и поддерживать друг друга, чтобы беречь и развивать украинскую культуру. Сразу запросила трейлер фильма «Дом «Слово». Бесконечный роман», чтобы сделать дополнительную рекламу на наших ресурсах и поддержать кинопрокат.
Фильм стоит посмотреть каждому, чтобы еще раз напомнить себе, с кем и за что борется наша страна уже много лет, сколько гениев отдали жизнь за украинское слово и почему мы должны быть их достойны.
Аким Галимов, руководитель 1+1 Production.Originals, основатель проекта «Реальная история»
Я хорошо знаю историю героев этого фильма, историю каждого из творцов Расстрелянного возрождения. Поразило, как четко передали их трансформации, процесс осознания того, что стоит за ужасным режимом, который они воспевали.
Нужно отдать должное замечательной актерской игре. Вячеслав Довженко, Геннадий Попенко и другие актеры – новый уровень мастерства. Сильными сторонами фильма также являются режиссерские приемы и сценарий. Благодаря «Дому «Слово» я впервые услышал о походах Сосюры к любовницам.
Инсайт, с которым я вышел из кинозала, – яркие индивидуальности и свободные духом люди всегда сильнее системы, как бы она ни пыталась их сломать.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.