Несмотря на то, что Бюро экономической безопасности создано всего полтора года назад, нардепы уже готовят закон, который должен перезагрузить бюро. К отбору нового главы планируют привлечь международных экспертов. Forbes узнал детали предстоящей реформы БЭБ и сколько времени нужно на ее воплощение
Форум «Енергія бізнесу» у Києві вже 9 жовтня
Бізнес будує нову енергореальність, забезпечуючи незалежність в умовах блекаутів. 9 жовтня на форумі «Енергія бізнесу» обговоримо технології та інвестиції, що змінюють правила гри на енергоринку. Дізнайтеся, як адаптувати бізнес до майбутніх енергетичних викликів, за посиланням.
Перезагрузка Бюро экономической безопасности стало одним из условий программы расширенного финансирования Международного валютного фонда (МВФ).
В меморандуме МВФ говорится о внесении изменений в действующий закон, регулирующий деятельность БЭБ. Ключевая цель – разработать прозрачные критерии отбора персонала и руководства бюро. Также в документе говорится, что БЭБ должно подчиняться Минфину, а не напрямую правительству, как сейчас. «На этом решении настаивал Минфин, ведь БЭБ расследует преступления, связанные с налогообложением», – говорит на правах анонимности собеседник, вовлеченный в процесс переговоров с МВФ.
Разговоры о необходимости перезагрузить БЭБ продолжаются уже не первый месяц. Например, в феврале нардепы обратились в Кабмин с призывом к кадровым изменениям в бюро, которое возглавляет бывший топ-чиновник ликвидированной Налоговой милиции Вадим Мельник.
Однако именно договоренности с МВФ могут стать толчком к реальным решениям, считает консультант Офиса президента, попросивший не упоминать его имя в этой статье. «Во власти внимательно относятся к требованиям международных партнеров, поэтому обязательства по перезагрузке бюро выполнят. Вопрос формы и времени», – говорит собеседник, консультирующий ОП по экономическим вопросам.
Какова же эта реформа и когда ее планируют провести?
Как будут перезагружать БЭБ
Еще в начале марта в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №9080, в названии которого прямо сказано о перезагрузке БЭБ. Именно этот документ станет основой реформы бюро, говорят два собеседника Forbes среди нардепов финансового комитета парламента.
Главное изменение касается конкурсной процедуры, которая будет подобна той, по которой избирается руководитель Национального антикоррупционного бюро (НАБУ).
Комиссия, которая будет отбирать новое руководство БЭБ, должна состоять из девяти членов: двух членов от Совета национальной безопасности и обороны (СНБО), двух – от Кабмина и пяти – от международных организаций, принимавших участие в проведении реформ в Украине в экономической и антикоррупционной сфере. В настоящее время конкурсная комиссия состоит из шести членов – по два представителя от СНБО, ВР и Кабмина.
«Это наиболее эффективный и прозрачный механизм конкурсного отбора, который есть сейчас», – говорит заместитель председателя комитета и соавтор закона Ярослав Железняк.
Дополнительное условие для членов комиссии – опыт работы не менее пяти лет в сферах права или предотвращения и противодействия коррупции.
Также на утверждение Кабмина конкурсная комиссия должна подавать только одну кандидатуру вместо трех, как предусмотрено действующим законом. Именно опция предоставления правительству возможности выбора среди кандидатов наиболее дискутировалась во время конкурсного отбора на директора НАБУ. Антикоррупционные организации считали, что таким образом правительство будет выбирать не лучшего кандидата, а того, с кем можно договориться.
Также новый закон предусматривает ежегодную аттестацию всех сотрудников бюро, которая включает в себя тестирование по знанию и применению на практике законодательства, прохождение полиграфа и собеседования на предмет профессиональной компетенции.
Основанием для увольнения директора БЭБ будет отрицательное заключение внешней независимой оценки (аудита) о деятельности бюро. В нынешней редакции закона – отчет директора БЭБ.
Когда могут принять новый закон о БЭБ
Законопроект о БЭБ может быть вынесен на голосование ВР в первом чтении в мае, говорит один из авторов документа, который попросил не упоминать его фамилии в этой статье.
Голосов должно хватить, рассчитывает народный депутат в руководстве президентской фракции. «Не у всех есть понимание этой реформы, но рекомендация МВФ – дополнительный аргумент для нардепов», – говорит чиновник.
Финально принять законопроект должны до конца года, считают два нардепа из финансового комитета.
Что будет с БЭБ, пока ему будут искать новое руководство? Проект закона предусматривает досрочное прекращение полномочий нынешнего руководителя БЭБ и его заместителей. На время, пока будет продолжаться конкурс, временного исполняющего обязанности назначает Кабмин, говорит Железняк.
Что не так с БЭБ и его руководителями
Бюро экономической безопасности появилось в мае 2021 года. Реформа была нацелена на уменьшение давления правоохранителей на бизнес и снижение количества обысков. Бюро должно было стать единственным государственным органом по расследованию экономических преступлений с применением в первую очередь аналитического подхода, а не силовых методов.
До реформы за экономическую безопасность отвечали сразу несколько органов: СБУ, Национальная полиция, налоговая милиция Государственной фискальной службы.
В августе 2021-го БЭБ возглавил Вадим Мельник, который до бюро являлся главой налоговой милиции. Он победил в открытом конкурсе, обойдя 48 других кандидатов. На эту должность также претендовал экс-министр финансов Александр Данилюк, но его кандидатуру сняли с конкурса из-за отсутствия профессионального образования. Сам Данилюк заявил, что его кандидатура не прошла утверждение в Офисе президента.
Больше БЭБ критикуют в профильном финансовом комитете ВР. В декабре 2022 года в интервью Forbes глава комитета Даниил Гетманцев оценил работу БЭБ в «ноль» по десятибалльной шкале. «К сожалению, реформа не состоялась, БЭБ нужно перезагрузить», – сказал тогда нардеп.
В чем проблема? В основе претензий – низкая эффективность. В течение 2022-го БЭБ направил в суд только 15 дел, а в бюджет поступило около 33 млн грн. Остальные частые замечания – отсутствие борьбы с незаконным оборотом подакцизных товаров и неэффективная кадровая политика. Бюро до сих пор не сформировало полноценный штат, при этом большинство сотрудников перешли в госорган из бывшей налоговой милиции.
Не удовлетворены работой БЭБ и в Офисе генерального прокурора. «Есть впечатление, что они до сих пор не могут найти свой фокус и сконцентрироваться на задачах, регламентированных законом», – говорит сотрудник генеральной прокуратуры на правах анонимности.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.